Урок музыкальной литературы по теме "Опера". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить учащихся с основными чертами оперы как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие: Развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: Воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете об опере?

Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;

б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;

в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

Даётся определение (слайды № 1, 2).

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя.

Родиной оперы стала Италия- страна bell canto (прекрасного пения), народ которой славился своими голосами и песнями. Родилась опера в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), ставшей возрождением древнегреческого искусства, которое восхищало итальянцев прославлением совершенства и красоты человека, ценности человеческой жизни. В конце XVI века (1580 г.) в итальянском городе Флоренция собрался кружок поэтов, музыкантов, учёных и любителей искусств под названием “камерата” (по-итальянски - “компания”), мечтавших возродить древнегреческую трагедию, т.е. представление глубокого содержания о жизни и сложном внутреннем мире человека, объединявшее драму, музыку и танец. Но какова была музыка античного театра? Музыканты оказались в более трудном положении, чем поэты. Сохранившиеся отрывочные записи древнегреческой музыки никто ещё не умел расшифровать. Но музыканты знали, что в античном спектакле стихи не декламировали, а пели. Ритм мелодии зависел от ритма стиха, а интонация отражала чувства героев. Вокальная мелодия представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью. Стараясь сочинить такую музыку, участники камераты создали новый мелодический стиль - гомофонно-гармонический, отличавшийся от распространённого тогда в Европе стиля хоровой полифонии. У многоголосной музыки звучание красивое и волнующее, но в сплетении голосов слова различаются плохо и какие-либо сложные чувства и мысли выразить трудно. Участники камераты полагая, что они восстанавливают театральную музыку древних, решили заменить многоголосное пение одноголосным. Так появилась новая мелодия, предназначенная для сольного исполнения в сопровождении инструментов. Члены кружка дали ей название “речитатив”. Теперь у музыкантов появилась возможность, подобно грекам, передать в вокальной музыке выразительные интонации речи и точно донести поэтическое слово (слайды № 3, 4, 5, 6).

Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.

Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.

Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.

3. Беседа с учащимися о тех, кто создаёт оперу.

Объяснение учителя (слайды № 7, 8).

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.

Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).

Даются определения (слайды № 9, 10, 11, 12).

4. Беседа о строении спектакля (слайды № 13, 14).

Обобщение и объяснение учителя.

Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.

(Объяснение основных вокальных и оркестровых номеров сопровождается показом музыкальных примеров. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов выявляет выразительные особенности оперных форм.)

5. Беседа с учащимися о видах вокальной музыки в опере: о вокальных номерах, предназначенных для сольного, ансамблевого, хорового исполнения и составляющих основу оперного спектакля.

Объяснение учителя.

Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы.

Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина (слайды № 15, 16, 17, 18).

Ария в опере иногда уступает место песне, романсу или монологу (слайд № 19).

Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета (слайд № 20).

Беседа с учащимися о составе и роли оперных ансамблей, являющихся ярким средством характеристики героев (слайды № 21, 22).

Беседа с учащимися о разнообразных функциях оперного хора, то активного участника действия, то только фона, не связанного с развитием основного сюжета, о красочных средствах хоровых составов (слайды № 23, 24).

6. Беседа с учащимися о тембрах певческих голосов, о стремлении композитора выбрать для каждого действующего лица голос, соответствующий облику и характеру персонажа (слайды № 25, 26, 27, 28).

7. Беседа с учащимися о роли оркестра в опере (слайды № 29, 30).

Обобщение и объяснение учителя.

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.

В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.

Даётся определение (слайд № 31).

Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины (слайды № 32, 33, 34).

Беседа об увертюре, её значении в оперном спектакле.

Объяснение учителя.

Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.

Даётся определение (слайд № 35).

Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление (слайды № 36, 37).

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали об опере? Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд об опере, используя новые термины.

Музыкальный материал: М.Глинка, опера “Иван Сусанин”, речитатив и ария Сусанина из IVд.; Н.Римский-Корсаков, опера “Снегурочка”, вступление из пролога, Третья песня Леля из IV д.; П.Чайковский, опера “Пиковая дама”, дуэт Лизы и Полины; опера “Евгений Онегин”, хор “Болят мои скоры ноженьки со походушки” из 1 к.; А.Бородин, опера “Князь Игорь”, “Половецкие пляски” из IIд.; М.Глинка, опера “Руслан и Людмила”, увертюра; Н.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля”.

Список литературы.

  1. Волкова, Паола “Мост через бездну”. – М .: Зебра Е, 2013
  2. “Музыкальные жанры”. Общая редакция Поповой Т.В. – М., Музыка, 1968
  3. Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ”. - М.; СПб.: Музыка, 1997
  4. Островская Я., Фролова Л. “Музыкальная литература в определениях и нотных примерах”, учебное пособие для детской музыкальной школы,1-й год обучения. - СПб.: “Валери СПД”, 1998
  5. Покровский Б.А. “Путешествие в страну ОПЕРА”. - М.: Современник, 1997