В настоящее время распространение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях страны является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законом об Образовании в РФ. Процессы социализации и интеграции детей с отклонением в развитии протекают на протяжении всей их жизни. Социальная адаптация ребёнка-инвалида, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду, наряду с задачами обучения и воспитания, является одной из наиболее важных задач. В школьном отделении ГБОУ ЦПМСС “Раменки” сложилась система воспитательной работы, включающая в себя целевую комплексную программу, ежегодный план воспитательной работы школы, планы работы учителей и воспитателей групп продлённого дня, анализ уровня воспитанности учащихся. Одной из главных задач, которые решает педагогический коллектив, является задача социальной адаптации и интеграции детей с тяжёлыми двигательными нарушениями в общество.
В начальной школе Центра “Раменки” обучаются дети-инвалиды вследствие ДЦП в возрасте от 7 до 12 лет. В школу зачисляются дети из дошкольного и коррекционно-диагностического отделений Центра, а также дети, не посещавшие никакого образовательного учреждения до школы. В основном ребята имеют сниженный запас представлений об окружающем мире, не знают многих явлений предметного мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике из-за ограничения контактов с взрослыми и сверстниками в связи с их двигательными нарушениями. Особого внимания требуют и семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В концепции семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии большое внимание уделяется вопросу максимального развития потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи, включение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в социокультурные мероприятия образовательного учреждения. Каждый ребёнок–инвалид имеет индивидуальную программу реабилитации, в которой прописаны услуги по социальной реабилитации. За десять лет работы Центра в школе сложилась система воспитательной работы, в которой важное место отведено мероприятиям по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально – педагогическая реабилитация - это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами.[3] Вся воспитательная работа в школе проводится в несколько этапов. Первый этап – это работа на уровне класса - группы продлённого дня, второй этап - это общешкольная работа и третий этап это – внешкольная работа. В воспитательно-образовательном процессе участвуют все: педагоги, учащиеся и родители.
Вся воспитательная работа строится в соответствии с принципами:
- Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
- Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы и общества;
- Творческое начало воспитания;
- Сотворчество – совместный поиск истины.
Основные направления воспитательной работы:
- расширение запаса знаний и представлений у детей с ограниченными двигательными и сенсорными возможностями здоровья;
- комплексное воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, умственное, физическое;
- коррекционная работа в рамках развития продуктивной деятельности (ручной труд, изобразительное искусство).
На каждом этапе воспитательной работы ставятся задачи, от успешного решения которых зависит конечный результат. Так, на уровне класса - группы продлённого дня главная задача – это формирование у учащихся знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, обучение детей жизненным навыкам самообслуживания, культуры общения и толерантного поведения, социальной независимости, а также сплочение детского коллектива и формирование коммуникативных навыков у младших школьников. На общешкольном уровне у учащихся закрепляются и обобщаются знания о явлениях, происходящих в окружающем мире: природе и обществе, а также формируются навыки общения в большем коллективе, умения выступать перед аудиторией (родители, педагоги, гости). На внешкольном уровне дети продолжают знакомиться с окружающим миром, социальной и культурной средой, историческим прошлым и настоящим России, города Москвы и Западного округа столицы. Одной из главных целей социальной адаптации является приспособление ребёнка к реальной жизни, познание внешнего мира. Социокультурная реабилитация включает в себя проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия в них детей, удовлетворяющих их духовные запросы, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения [3]. Ежегодно в общешкольном плане воспитательной работы предусматриваются такие мероприятия, как посещение театров, выставок, живых уголков, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники и др. Простроенная таким образом воспитательная работа способствует формированию у учащихся умений в общении и потребности в творчестве. Стали традиционными концерты, посвящённые Дню Учителя и международному Дню 8 марта, в которых принимают активное участие школьники и их родители. Дети своими руками готовят подарки родителям и педагогам. Интересно и весело проходят общешкольные спортивные мероприятия - это праздники на воде, эстафеты и игры в спортзале, на спортивной площадке. В проводимых мероприятиях принимают активное участие школьники из близрасположенных общеобразовательных школ.
Ежегодно среди учащихся школы проводятся конкурсы чтецов. Ребята серьёзно готовятся, показывают знания стихов русских поэтов и навыки выразительного чтения. По результатам городского конкурса чтецов 2009 года четверо учащихся получили дипломы и подарки. В 2012-2013 учебном году в школьном конкурсе чтецов принимали участие не только дети, но и педагоги. Конкурс был посвящён трём историческим событиям: 200-летию Бородинской битвы, 400–летию освобождения русской земли от польских интервентов и 71-й годовщине разгрома немцев под Москвой в ВОВ 1941–1945 годов.
Уровень проведения данных мероприятий становится с каждым годом выше и вызывает неподдельный интерес, как у детей, так и у взрослых. В декабре 2013 года в конкурсе чтецов, посвящённого 72-й годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой в ВОВ 1941–1945 годов, приняли участие младшие школьники, педагоги и родители.
Особое место в социокультурной реабилитации младших школьников принадлежит экскурсиям. Дети, которые раньше не имели возможности в силу двигательных ограничений, совершать поездки по достопримечательным местам города, посещать музеи, театры, цирк и другие культурные места, теперь получили такую возможность. Систематическое посещение музеев и театров даёт хорошие результаты. Прежде всего, ребята обогащаются новыми знаниями, расширяют свой кругозор, получают возможность общения с новыми людьми. Школьники внимательно слушают экскурсовода, отвечают на вопросы и умеют их задавать, благодарить экскурсовода за интересную беседу или лекцию. Всё это способствует успешному прохождению процесса социальной адаптации детей с отклонением в развитии в общество. В последнее время в положительную сторону изменилась позиция родителей, они активнее включаются в поездки вместе с детьми и при этом проявляют живой интерес экскурсионной работе. С каждым годом культурное образовательно-воспитательное пространство всё больше расширяется и углубляется. Мониторинг охвата учащихся культурным пространством города за три года представлен в таблице (приложение № 1).
Важное место в повышении социального статуса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принадлежит конкурсам, выставкам, фестивалям. Под руководством учителей начальных классов, воспитателей, педагогов дополнительного образования учащиеся готовят различные поделки и рисунки для участия в конкурсах и выставках окружного и городского подчинений. Многие ребята становятся победителями и награждаются дипломами, грамотами и подарками. Мониторинг участия младших школьников в конкурсах детского творчества можно увидеть в таблице (приложение № 2).
Особое место в воспитательной работе центра отводится проектной деятельности. В проектах участвуют дети, родители и педагоги. Выбирается тема, чаще всего из окружающего мира. Ставится проблема, собирается материал по теме всеми участниками проекта, затем этот материал обобщается и обрабатывается, оформляется наглядность в виде стенда, плаката, поделки, затем готовится доклад и завершается данная работа выступлением детей. Проектная деятельность оживляет процесс обучения и воспитания, способствует дальнейшей адаптации ребёнка к социальной реальности, познанию внешнего мира. Метод проектов помогает понять, что ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.
Литература.
1. Жигорева М.В. д.п.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова Концептуальные подходы к реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, ж. Коррекционная педагогика, № 3(49), 2013.
2. Ткачёва В.В., д.пс.н., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования, ж. Коррекционная педагогика, № 3(49), 2013.
3. “Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов”, ГОСТ Р 54738 – 2011.
Приложение № 1
Мониторинг охвата учащихся культурным пространством г.Москвы
№ п/п | Название музея | 2010-2011 учебный год |
2011-2012 учебный год |
2012-2013 учебный год |
1. | Государственный музей Обороны Москвы | + | + | + |
2. | Государственный музей ВОВ на Поклонной горе | + | + | + |
3. | Музей-панорама “Бородинская битва” | + | + | + |
4. | Мемориальный музей космонавтики | + | + | |
5. | Центральный пограничный музей ФСБ России | + | ||
6. | Квартира-музей А.С.Пушкина на Арбате | + | + | |
7. | Государственный Дарвиновский музей | + | + | + |
8. | Московский планетарий | + | + | |
9. | Третьяковская галерея | + | ||
10. | Дом-музей К.И.Чуковского | + | + | |
11. | Квартира-музей А.М.Васнецова | + | ||
12. | Дом-музей бабочек на ВВЦ | + | ||
13. | Галерея кукол А.Чижовой | + | + | |
14. | Государственный Музей А.С.Пушкина | + | + | |
15. | Экоцентр на Воробьёвых горах | + | ||
16. | Музей ёлочных украшений | + | ||
17. | Квартира-музей В.В.Маяковского | + | ||
18. | Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина | + | + | |
19. | Государственный музей Л.Н.Толстого | + | ||
20. | Государственный Исторический музей | + |
Приложение № 2
Мониторинг участия младших школьников в конкурсах детского творчества
№ п/п | Статус и название конкурса | 2010- 2011 учебный год |
2011 – 2012 учебный год |
2012 – 2013 учебный год |
1. | Окружной конкурс “Новогодние чудеса” | + | + | + |
2. | Городской конкурс чтецов для детей с ОВЗ | + | ||
3. | Городской конкурс рисунков “Лучики надежды” для детей с ОВЗ | + | + | |
4. | Фестиваль детского творчества “Надежда”, окружной этап | + | + | + |
5. | Фестиваль детского творчества “Надежда”, городской этап | + | + | + |
6. | Окружной конкурс стихов “К толерантности через школьную поэзию” | + | ||
7. | I окружной фестиваль “Салют, Победа!” к 65-летию Победы в ВОВ 1941 – 1945г.г. | + | ||
8. | XII фестиваль детского и юношеского творчества “Юные таланты Московии” в номинации “Информационные технологии” | + | ||
9. | Окружной фестиваль “Национальной кухни” в рамках социально-образовательного проекта “Я не чужой” в номинации “ Сохраним традиции молдавской кухни” | + |