Открытый урок по географии "Внутреннее строение Земли". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: Внутреннее строение Земли


Цели урока: закрепить знания учащихся о форме и размерах Земли, сформировать знания о внутреннем строении Земли, методах ее изучения, познакомить с элементарными представлениями о строении земной коры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: демонстрационная таблица “Внутреннее строение Земли”, физическая карта России, рельефный глобус Земли с вынимающимся фрагментом, видеоролик о сверхглубокой скважине на Кольском полуострове, портрет геофизика Мохоровичича, иллюстрации.

Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие к центру Земли, посмотрим, что же там внутри. А на что похожа наша Земля?

Ученики: на шар.

Учитель: как называется такая форма?

Ученики: геоид.

Учитель. Послушайте, с чем сравнивает поэт А. Усачев нашу Землю:

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.

А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...

Учитель: ребята, а как называется уменьшенная модель Земли?

Ученики: глобус.

Учитель: держа в руках рельефный глобус, вынимает из него фрагмент, на котором продемонстрировано внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, земная кора. Что же там внутри?

Затем проводится работа с демонстрационной таблицей “Внутреннее строение Земли”.

Учитель: давайте изобразим круговую диаграмму “Внутреннее строение Земли” показав долю объема ядра, мантии и земной коры в общем объеме планеты (в %).

Учитель: Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом <Рисунок1> . Что хотят показать этим сравнением?

Рис. 1

Ответы учащихся.Рисунок 2

Учитель: на схеме “Строение земной коры” обратите внимание на словосочетание “граница Мохоровичича”. Это хорватский геофизик (показывает портрет <Рисунок2>), который установил границу между мантией и земной корой. В 1909 г. на Балканском полуострове произошло сильное землетрясение. Изучая сейсмограмму ученый заметил, что на глубине 30 км скорость волн существенно увеличивается. Значит существует некий раздел, ограничивающий снизу земную кору. Поэтому ввели особый термин “граница Мохоровичича” (ребята записывают значение слов: геофизика, сейсмограф <Рисунок 3>.

Учитель: начиная с глубины 20 м. температура земной коры увеличивается под влиянием внутренней энергии Земли. Она повышается в среднем на 30 С на каждые 100 м. Ученые считают, что такое повышение температуры продолжается до глубины 1000 м.

Решите задачу: вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t=+80С, а глубина шахты 750 м.

Рис. 3

Физкультминутка

Учитель: даны географические координаты: 670с.ш., 350в.д. Назовите географический объект.

Ученики: Кольский полуостров.

Учитель: Внимание на экран (видеоролик о сверхглубокой скважине на Кольском полуострове). <Приложение 1>. Затем показывает <Рисунок4>. (Кольская скважина).

Рис. 4

Учитель: изучить строение земной коры помогают шахты, которые роют для добычи полезных ископаемых. По этим образцам узнают о происхождении горных пород, их изменении, а также об их составе и строении. Работа с учебником Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой (стр. 40, рис. 24.): назовите горные породы, через которые проходит скважина, используя условные обозначения на форзаце 2.

Ответы учащихся: гравий, суглинок, песок, супесь, известняк, глина, супесь, глина.

III. Закрепление изученного материала (цифровой диктант)

Верны ли утверждения:

1 - да

0 - нет

  1. Твердая оболочка Земли называется мантией.
  2. Ядро состоит из одного слоя.
  3. Вся мантия находится в расплавленном состоянии.
  4. Земная кора материковая мощнее океанической.
  5. Границу между мантией и земной корой установил русский ученый.
  6. Температура при движении внутрь Земли уменьшается.
  7. Земная кора состоит из горных пород и минералов.
  8. Песок – это твердая горная порода.
  9. Рельеф – то неровности земной поверхности.
  10. Сверхглубокая скважина пробурена на Кольском полуострове.

Ответ: 0001001011

IV. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание: параграф 16