Исследовательская работа "Применение аудиовизуальных средств обучения на уроках иностранного языка с целью повышения медиаобразовательной грамотности учащихся

Разделы: Иностранные языки


Введение

Актуальность исследования.

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыка восприятия информации, умение верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентирования в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам

самовыражения при помощи медиатехники (ТВ, видео, аудио, компьютер). Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета и помогает ему лучше понять язык медиакультуры. [Федоров, 2001, с.38].

Одним из основных направлений является использование медиаобразования в качестве составляющей общего образования школьников, обучающихся в обычных школах, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств" [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555].

Проблема исследования: медиаобразование современных школьников.

Объект исследования: медиаобразовательный аспект в современной школе.

Предмет исследования: использование медиасредств обучении иностранного языка.

Цель исследования: показать возможность использования медиасредств на уроках иностранного языка в современной школе, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся и развитие всех видов речевой деятельности.

Задачи исследования:

  • обобщить положительный опыт применения медиасредств на уроках иностранного языка;
  • выявить актуальность использования видео-, аудиоматериалов, Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка;
  • выявить и стимулировать интерес к изучения иностранных языков посредством использования обучающимися доступных информационных источников;
  • определить умения обучающихся выделять главное из потока информации.

Новизна: получение объективной информации об умениях обучающихся МОУ-СОШ с.Подлесное находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию с использованием различного технического инструментария (компьютер, мультимедиа, интернет, аудио и видео) на уроках иностранного языка.

Практическая значимость: помочь ученику реализовать свои возможности, занять активную жизненную позицию, научить находить ответ на вопрос “что делать? как делать? и для чего?”, не нарушая при этом гармонии интересов учеников, освоить подготовительный этап для более серьезной деятельности, которая будет использована ими в ВУЗе и в дальнейшей жизни.

Основная часть

1 глава. Использование аудио-, видеоматериалов, Интернет-ресурсов с целью реализации медиаобразования.

1.1. Определение понятия медиаобразования.

В одобренной ЮНЕСКО формулировке медиаобразование определяется как направление в педагогике, связанное “со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и “пожизненного” образования” [Recommendation ..., 1999, pp.273-274].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [Федоров, 2001, с.8].

1.2. Требования к уровню подготовки обучающихся в условиях использования медиасредств.

Одна из задач школьного медиаобразования — нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.

В медиаобразовательном стандарте выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся, основанные на умениях:

  1. Находить требуемую информацию в различных источниках;
  2. Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
  3. Трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  4. Понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
  5. Аргументировать собственные высказывания;
  6. Находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  7. Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против" каждой из них"[Зазнобина, 1998].

1.3. Анализ необходимости применения медиасредств в школьном образовании.

Однако готовы ли российские учителя к внедрению медиаобразовательных идей? Как они, вообще, относятся к проблеме медиаобразования в школе? Какие его задачи считают наиболее важными? В какой степени используют элементы медиаобразования на уроках? Что, по их мнению, мешает им заниматься медиаобразованием?

Анализ данных показывает, что большинство учителей считает необходимым обязательное (63,16% голосов) или факультативное (34,84% голосов) медиаобразования школьников.

57,89% опрошенных учителей высказались также за введение в вузах новой педагогической специальности “медиаобразование”.

Учителя, участвовавшие в анкетировании, полагают, что медиаобразование школьников должно быть интегрированным с обязательными предметами (45,61% голосов), автономным (24,56%) или сочетанием того и другого (50,88%).

Только 14,03% опрошенных педагогов настаивает на ненужности медиаобразовании школьников.

Таким образом, свыше 75% опрошенных учителей в той или иной форме высказывается в пользу медиаобразования школьников, а 58% из них убеждены: настала пора для открытия новой вузовской специальности “медиаобразование”. Это свидетельствует о том, что интенсивное развитие медиа вызывает адекватную реакцию российских педагогов — осознание, что жизнь в мире информационных технологий и бума массовых коммуникаций требует от подрастающего поколения медиаграмотности не в меньшей степени, чем традиционной грамотности. [д.п.н., профессор А.В.Федоров, грант № НШ-657.2003.6.].

1.4. Развитие умений для формирования медиаобразовательнойаспектности.

Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные школьные дисциплины, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин.

С.И.Гудилина является активной сторонницей медиаобразования: “Важно научить школьников понимать язык, на котором идет коммуникативный процесс. Специфика графической информации заключается в раскрытии условностей знаков, символов, кодов, через которые идет кодирование образов”.

Ее коллегу Т.Г.Жарковскую интересуют проблемы интеграции медиаобразования в преподавание иностранного языка. Она считает, что при изучении иностранного языка в школе недостаточно внимания уделяется развитию таких умений, как находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию (что является одной из целей медиаобразования).

Конечно, для того, чтобы школьники обрели все эти умения, необходим целый цикл практических упражнений и творческих заданий. И тут предлагаются следующие практические задания:

- подбор информации по какой-либо теме из доступных источников;

- ознакомление с телепрограммой с последующим составлением анонсов нескольких передач по их названиям;

- ранжирование предложенной информации по ее значимости;

-составление тематической подборки информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;

- составление краткого описания видеосюжета на определенную тему;

- прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками;

- изложение предложенной информации в форме послания в будущее;

- изложение предложенной информации в форме послания в прошлое;

- ознакомление с информацией с целью обнаружения и исправления в ней ошибок;

- ознакомление с информацией с целью составления анонса;

- ознакомление с информацией с целью составления рецензии;

- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести его главную мысль;

- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести сюжет;

- ознакомление с информационным сообщением с целью представления предложенной информации в табличной форме и т.д.

2 глава. Использование медиасредств в условиях интеграции медиаобразования в учебную деятельность.

2.1. Влияние информационного пространства на формирование медиаграмотности обучающихся.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на различных продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. В результате этого образования ученик должен научиться пользоваться окружающими его средствами массовой информации.

Время, проводимое ребенком перед TV или экраном компьютера, по продолжительности уже приближается или превосходит время пребывания в школе. Именно поэтому необходимо привлечь внимание учеников к преподаваемому предмету через те каналы, которыми они пользуются и вовлечь в учебный процесс медиапотоки, привычные для учеников.

Иными словами, следует найти как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и “внешних” информационных потоков, обеспечивать их пересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному материалу. А интегрировать решение задач медиаобразования с задачами базового образования можно на материале практически любого предметного курса.

Медиаобразование, интегрированное с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве.

На сегодняшний день медиаобразование в школе развивается по двум основным направлениям – как специальная область дополнительного образования, так и надпредметная область (интегрирование медиаобразованияс базовым). В обоих случаях рассматриваются методы работы с медиатекстами и решаются общие проблемы учебной деятельности с информацией.

Необходимо развивать у учащихся понимание того, как именно функционирует информационное пространство, как используются различные выразительные средства, каков механизм создания ”реальности“ в СМИ и осознания этой реальности аудиторией. Необходимость для современного человека навыков восприятия информации, компетентности и свободы в обращении с информационными потоками усиливает объективную связь между конечным результатом обучения и уровнем медиаобразования обучаемых. Ведь основными задачами медиаобразования являются подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, обучение человека пониманию ее, осознание последствия ее воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

2.2. Методология исследования

Для решения поставленных задач были проведены исследования среди обучающихся 8-10 классов МОУ-СОШ с.Подлесное. Сбор данных осуществлялся с октября по февраль месяц.

С целью обобщения положительного опыта применения медиаобразования на уроках иностранного языка был проведён обзор литературы, педагогических взглядов, методических теорий педагогов.

Для выявления актуальности использования видео-аудиоматериалов, интернет-ресурсов на уроках иностранного языка проведено анкетирование обучающихся.

С целью получения информации об интересе к изучению иностранных языков посредством использования доступных информационных источников была проведена беседа с участниками исследования.

Для определения умения обучающихся выделять главное из потока информации учителями было проведено наблюдение, что позволило фиксировать ход наблюдаемого процесса, никак не влияя на него.

С целью анализа воздействия медиасредств на качество знаний, раскрытие возможностей для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся,проведено экспериментальное исследование.

2.3.Результаты анкетирования обучающихся

Таблица 1. “Видеоматериалы, используемые на уроках иностранного языка”

  • нравится
  • не нравится
  1. Отрывки художественных фильмов
  2. Учебное видео
  3. Репортажи
  4. Тележурналы
  5. Документальные фильмы
  6. Музыкальные клипы
  7. Реклама
  8. Мультфильмы
  9. Новости
  10. Интервью
  11. Шоу

Анализ анкетирования.

90% обучающихся поставили знак “ + ” рядом с каждым из 11 пунктов; 2% поставили знак “-” рядом с пунктами “тележурналы” и “документальные фильмы”; 8% исключили “рекламу”. Таким образом, обучающиеся МОУ-СОШ с.Подлесное проголосовали за использование видеоматериалов на уроках иностранного языка.

Интерес к использованию видеоматериалов огромен, потому что все основано на реалиях страны изучаемого языка. Во-вторых, рассматриваемый материал зачастую не создан для обучения, что привлекает внимание учащихся (например: просмотр клипа знаменитого певца, несомненно, повышает уровень мотивации обучающихся). В-третьих, звуковой видеоматериал считается эффективным средством стимулирования спонтанной речи, ценной особенностью которого является органическое сочетание звучащей речи с динамикой внутри кадров, воспроизводящих разнообразные жизненные ситуации, которые помогают созданию речевых образцов, служащих эталоном для речевой деятельности учащегося, и, таким образом, способствуют развитию навыков говорения.

Анкетирование-игра “Положительные и отрицательные стороны медиасредств”

Для проведения этой игры лист бумаги был разделён вертикально на две части. В каждой части – заголовки “хорошо” и “плохо”. На каждой стороне листа обучающиеся вписали положительные и отрицательные стороны влияния медиасредств (видео, компьютера, Интернета, аудиозаписей). К положительным сторонам медиа обучающиеся отнесли следующие высказывания: “Интернет-ресурсы помогают в изучении иностранного языка”, “Видеофильмы повышают интерес к культуре изучаемого языка”, “Когда я слышу красивую правильную речь, то мне хочется все повторить и говорить точно так же”, “Аудиозаписи помогают мне правильно произносить слова и читаю я намного лучше и быстрее”, “После прослушивания аудиозаписи мое произношение становится лучше”, “В режиме on-line можно попрактиковаться в сдаче ГИА или ЕГЭ”, “Когда я смотрю видео на иностранном языке, то мне очень хочется оказаться в той же стране, и так же легко общаться с иностранцами на их родном языке”, “Обучающие компьютерные программы – это нечто!” и т.п.

Отрицательные стороны медиасредств: “От компьютера устают глаза”, “Аудиозаписи не всегда хорошего качества, а когда я не понимаю, меня это сильно злит”, “Непонятный акцент или слишком быстрая речь не воспринимается совсем”, “Если у меня не получается мультимедийная презентация или проект, то меня это очень раздражает” и т.п.

2.4. Анализ беседы с обучающимися

Вопросы беседы с целью получения информации об интересе к изучению иностранных языков посредством использования таких информационных источников, как интернет, мультимедийные средства, видео-аудиоматериалы.

  1. Используете ли вы Интернет в учебном процессе, с какой целью?
  2. Применяли ли вы в домашних условиях компьютерные обучающие программы, on-line тестирование? Понравился ли вам такой вид обучения иностранным языкам?
  3. Нравится ли вам использование мультимедийных средств на уроках? Чем?
  4. Оправдано ли применение на уроках видео- и аудиоматериалов?

В результате опроса 46-ти обучающихся и анализа полученных ответов были сформулированы следующие выводы:

1. Обучающиеся используют Интернет в учебном процессе при подготовке домашних заданий к урокам иностранного языка, проектов, конкурсных работ. Получают возможность общаться с учителем посредством электронной почты. У учеников появляется доступ к информационным ресурсам, справочным системам. Интернет помогает совершенствовать различные виды иноязычной речевой деятельности - письмо, чтение, говорение, аудирование. Пополняется словарный  запас лексикой  современного  английского или немецкого  языков. У учеников появляется возможность познакомиться  с особенностями речевого поведения, культурой и традициями различных народов в  условиях общения. Формируется устойчивая мотивация иноязычной речевой деятельности обучающихся  на  основе   систематического    использования   “живых”    материалов и обсуждения актуальных  проблем.

2. 27 %опрошенных практиковали использование компьютерных обучающих программ, on-lineтестирование. Учащиеся отметили, что применение таких видов работы способствует закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Контролирующую и обучающую функции берет на себя компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что есть для школьников немало важный фактор. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения иностранным языкам, путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере. Огромный интерес у учащихся вызывают разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ.

3. Особый интерес у школьников вызывает использование на уроках презентаций в Power-Point, в этих случаях занятия всегда проходят эффективно. Регулярное проведение таких уроков способствует формированию и развитию навыка говорения на иностранном языке, снимается психологический барьер выступлений перед аудиторией. Ученики, которые ранее испытывали трудности при передаче прочитанного, услышанного, увиденного, после подготовки таких презентаций достигли заметных положительных результатов.

Становится регулярным выполнение домашних заданий, так как у обучающихся появляется “спортивный” интерес проявить себя с наилучшей стороны, показать умение работы с мультимедиа.

Ученики стали более требовательными к себе, осознали, насколько несовершенными были средства, которыми они ранее пользовались при подготовке домашних заданий.

4. Использование видео- и аудиоматериалов оправдано в первую очередь психологически. Опрошенные ответили, что именно через органы зрения и слуха человек получает основной объем информации об окружающем мире.

При просмотре видеофильмов и прослушивании аудиоматериалов учащиеся имеют возможность слышать подлинную немецкую или английскую речь из уст носителей языка. Видеофильмы дают возможность увидеть собственными глазами то, о чем говорится на уроках, читается в текстах и диалогах. Просматривая видеофильмы, обучающиеся больше узнают о традициях и культуре изучаемых стран. С помощью просмотра видеофрагментов и прослушивания аудиоматериалов, ученики учатся понимать речь на слух.

2.5. Анализ экспериментального исследования

Эксперимент с использованием видео.

В эксперименте участвовали две группы, экспериментальная группа (ЭГ) – 8 “а” и контрольная группа (КГ) – 8 “б”, в 8 “а” насчитывалось 9 обучающихся и в 8 “б” - 11. В 8 “б” проводились уроки с использованием видео, а в 8 “ а” - в традиционной форме. За период экспериментального обучения учащимися была усвоена тема: “Подготовка к путешествию” и лексика по теме “Поход в магазин”.

Было проведено два среза: предэкспериментальный и постэкспериментальный.

Предэкспериментальный срез позволил определить уровень усвоения нового материала. Для определения этого уровня был проведен вводный урок в традиционной форме в двух классах.

В качестве контроля была использована контрольная работа по пройденной теме.

  Количество обучающихся % успеваемости до эксперимента
эг 9 56
кг 11 73

Предэкспериментальный срез показал, что к началу эксперимента уровень усвоения нового материала низок, поэтому было решено использовать ТСО, а конкретно видео из телевизионного курса немецкого языка “Всего наилучшего!” для повышения уровня знаний.

Через несколько уроков был проведен постэкспериментальный срез.

Для анализа данных была проведена подобная контрольная работа.

  Количество обучающихся % успеваемости до эксперимента
эг 9 78
кг 11 82

После проведенного эксперимента показатели в ЭГ на22% увеличились на в КГ на 9%, что свидетельствует о повышении качества знаний, интереса к изучению иностранного языка посредством использования видеоматериалов.

Эксперимент с использованием компьютера.

В эксперименте участвовали две группы, экспериментальная группа (ЭГ) - 8“а” и контрольная группа (КГ) - 8“в”, в 8“а” насчитывалось 13 обучающихся, в 8 “в” -12.В 8 “а” проводились уроки с использованием компьютера, в 8 “в” - в традиционной форме. За период экспериментального обучения учащимися была усвоена тема: Эволюция средств общения”, лексика по теме “Средства общения”, грамматический материал “Модальные глаголы”.

В ходе исследования компьютер был использован для:

- прослушивания новой лексики;

- прослушивания текстов;

-прослушивания диалогов;

- отработки произношения.

Медиапроектор был использован для демонстрации презентаций, видеороликов по теме уроков.

Были проведены две контрольных работы: предэкспериментальная и постэкспериментальная.

Предэкспериментальная контрольная работа позволила определить уровень усвоения нового материала. Для определения этого уровня были проведены2 вводных урока в традиционной форме в обеих группах.

В качестве контроля была использована контрольная работа по пройденной теме.

  Количество учащихся % успеваемостидо эксперимента
ЭГ 13 человек 53
КГ 12 человек 58

Предэкспериментальная контрольная работа показала, что к началу эксперимента уровень усвоения нового материала в экспериментальной группе низкий, поэтому решено использовать компьютер для повышения качества знаний, интенсификации процесса формирования речевых навыков и умений учащихся. Через 5 уроков был проведена постэкспериментальная контрольная работа.

  Количество учащихся % успеваемости после эксперимента
ЭГ 13 чел. 76
КГ 12чел. 66

После проведенного эксперимента показатель% качества успеваемости в контрольной группе 8 “в” увеличился на 8%, в экспериментальной группе - на 23%,что говорит обулучшении усвоения лексического и грамматического материала, развития речевых навыков и умений, о повышении качества знаний и интереса к изучению иностранного языка посредством использования компьютера.

Эксперимент с использованием аудиозаписи.

В эксперименте приняли участие два класса 9 “а” и 9 “б”. В 9“а” классе 17 обучающихся, в 9“б” - 13 .Перед началом эксперимента был проведен тест, необходимый для анализа успеваемости обучающихся, который показал следующие результаты (см. таблица 1).

Таблица 1

Класс Кол-во обучающихся % усп. до эксперимента
9 “а” 17 47 %
9 “б” 13 61 %

В течение двух недель в 9“б” проводились уроки с использованием аудиозаписи, а в 9 “а” классе аудиозапись не использовалась совсем. За период экспериментального обучения учащимися была усвоена тема:Сложное дополнение” и лексика по теме “Взаимоотношения между детьми и их родителями”.

Было проведено тестирование в 9-х классах, состоящее из двух заданий. Первое задание было по грамматике по теме Сложное дополнение”, второе задание было по лексике “Взаимоотношения между детьми и их родителями”.

Таблица 2

Класс Кол-во обучающихся % усп. после эксп - та
9 “а” 17 58 %
9 “б” 13 84 %

После проведенного эксперимента показатели в 9 “а” увеличились на 11%,в 9 “б” на23% (см.таблица 2),что свидетельствует о более высоком повышении качества знаний в экспериментальной группе ипозволяет сделать вывод, что использование аудиозаписи способствует более качественному усвоению знаний.

Заключение

Проведённое экспериментальное исследование позволило сделать следующий вывод: медиаобразование при обучении иностранному языку способствует формированию культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления; использование медиасредств на уроке иностранного языка, способствует быстрому и легкому усвоению учебного материала, развивает память обучающихся, настраивает на активную работу, мотивирует интерес учащихся к предмету, что ведёт к повышению эффективности учебного процесса в целом.

Индивидуальная работа с медиасредствами способствует развитию самостоятельности, развивает способности к анализу, синтезу и обобщению.

Литература

  1. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. — Ростов: ЦВВР, 2001. — 708
  2. Гудилина С.И. Перспективы развития эстетического воспитания httpwww.mediaeducation.rupubl
  3. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинамиСтандарты и мониторинг в образовании. — 1998.- N 3.- C. 26-34.
  4. МедиаобразованиеРоссийская педагогическая энциклопедия. Т.1Гл.ред. В.В.Давыдов. — М. Большая российская энциклопедия, 1993. — С. 555.
  5. Обязательный минимум содержания начального общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 19.05.1998, № 1235. М., 1998.
  6. Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 30.06.1999, № 56. М., 1999.
  7. Сайт “Медиаобразование” httpwww.mediaeducation.ru
  8. 2009. № 3. C.53-117. Шариков А.В., Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г.Самары). Самара, 2006. 50 с