М.Пришвин "Ребята и утята"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи:

  • раскрыть нравственный смысл произведения; учить доброму, бережному отношению к природе; учить нести ответственность за совершенные поступки;
  • совершенствовать навык выразительного чтения; чтения по ролям; пересказа текста; выборочного чтения;
  • учить выражать свои мысли, чувства, настроение; развивать читательскую самостоятельность.

Ход урока

І. Организационный момент.

Звучит мелодия и видеозаставка передачи "В мире животных" (Презентация, Слайд 1).

ІІ. Актуализация знаний.

- Кто догадался, почему именно это произведение и это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кого называют братьями нашими меньшими?

ІІІ. Проверка домашнего задания.

Прочитайте рассказы о ваших домашних питомцах или питомцах ваших знакомых.

Чтение наизусть стихотворения В.Берестова "Кошкин щенок"

- Как относятся животные к своим детёнышам?

IV. Изучение нового материала

1. Разгадать шифровку (Слайд 2). ПМриишхваилин

Ключ:

-*--*-*-***

*-**-*-*---** ("-" - пропустить букву, "*" - читать букву)

- С произведением какого автора будем знакомиться?

Начинаем заполнять модель обложки. (Слайд 3)

2. Рассказ о М.Пришвине (Слайд 4).

– Михаил Пришвин прожил долгую жизнь. Родился он в бедной купеческой семье в Орловской губернии. Когда он был ребёнком, то был убеждён, что плохие люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он должен отправиться в лес и избавить людей от Кощеева плена. Повзрослев, он понял, что дело не в Кощее, но мечты о путешествиях не покидали его. Пришвин стал писать книги о путешествиях, о природе, о своих наблюдениях.

Пришвин был влюблён в природу. (Слайд 5) Прочтите его слова. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину.

- Как понимаете это выражение?

3. Определение темы урока.

- Догадайтесь, какие слова написаны: (Слайд 6) (наполовину закрытые буквы.

- Какова тема урока? (произведение М. Пришвина "Ребята и утята"). Записать название на модели обложки. (Слайд 7)

- Можно ли предположить, о ком или о чём пойдёт речь?

- Утка - дикое или домашнее животное? (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)

4. Первичное чтение учителем.

Понравилось произведение? Уточним тему. Подтвердились ли ваши предположения? О ком произведение? Какова его тема?

Определите его жанр. Отобразить на модели. Почему это рассказ? (Слайд 8)

- Куда вела утка утят? Что стали делать ребята? Зачем? Кто их остановил?

5. Словарная работа.

– В тексте встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(Слайд 9)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.(Слайд 10)

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле - поле, засеянное овсом. (Слайд 11)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.(Слайд 12)

6. Физминутка (Танец маленьких утят) (Слайд 13)

7. Самостоятельное чтение рассказа вполголоса.

8. Анализ и выборочное чтение произведения.

– Сколько надо было идти до озера? (3 версты)

Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)

Это много или мало для человека? (Мало)

– А для маленькой уточки? (Много)

– Как шла утка с утятами в опасных местах? Докажите строчками из произведения.

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.

– А какое чувство пережили утята?

– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения.

– Кто помешал мальчишкам?

– Смогли ли они объяснить свой поступок?

– Какое приказание дал им взрослый? Докажите строчками из произведения.

– Как повела себя утка, когда её детей отпустили? Докажите строчками из произведения.

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

– А почему сейчас она побежала впереди?

- Прочитайте по ролям разговор автора с мальчиками. Как нужно читать слова автора? Мальчиков? Распределить слова по столбикам с помощью стрелок (Слайд 14) (1 ученик у доски, остальные на листочках). Приложение.

- Как провожали утят ребята?

- Назовите героев рассказа. Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

На обратной стороне модели обложки.

9. Работа с пословицами.(слайд 15)

– Прочитайте про себя.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа? (Слайд 16) (1 ученик у доски, остальные на листочках)

V. Итог, рефлексия.

- Какой рассказ читали? (Слайд 17) (развлекательный, познавательный, поучительный)

- Какую ошибку совершили дети?

- Кто помог им исправить ошибку?

- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?

Еще раз попробуйте объяснить слова М. Пришвина:

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

VI. Самооценка, выставление отметок.

VII. Домашнее задание. Прочитать рассказ по ролям. Нарисовать иллюстрацию.