Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Задачи:
- раскрыть нравственный смысл произведения; учить доброму, бережному отношению к природе; учить нести ответственность за совершенные поступки;
- совершенствовать навык выразительного чтения; чтения по ролям; пересказа текста; выборочного чтения;
- учить выражать свои мысли, чувства, настроение; развивать читательскую самостоятельность.
Ход урока
І. Организационный момент.
Звучит мелодия и видеозаставка передачи "В мире животных" (Презентация, Слайд 1).
ІІ. Актуализация знаний.
- Кто догадался, почему именно это произведение и это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кого называют братьями нашими меньшими?
ІІІ. Проверка домашнего задания.
Прочитайте рассказы о ваших домашних питомцах или питомцах ваших знакомых.
Чтение наизусть стихотворения В.Берестова "Кошкин щенок"
- Как относятся животные к своим детёнышам?
IV. Изучение нового материала
1. Разгадать шифровку (Слайд 2). ПМриишхваилин
Ключ:
-*--*-*-***
*-**-*-*---** ("-" - пропустить букву, "*" - читать букву)
- С произведением какого автора будем знакомиться?
Начинаем заполнять модель обложки. (Слайд 3)
2. Рассказ о М.Пришвине (Слайд 4).
– Михаил Пришвин прожил долгую жизнь. Родился он в бедной купеческой семье в Орловской губернии. Когда он был ребёнком, то был убеждён, что плохие люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он должен отправиться в лес и избавить людей от Кощеева плена. Повзрослев, он понял, что дело не в Кощее, но мечты о путешествиях не покидали его. Пришвин стал писать книги о путешествиях, о природе, о своих наблюдениях.
Пришвин был влюблён в природу. (Слайд 5) Прочтите его слова. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину.
- Как понимаете это выражение?
3. Определение темы урока.
- Догадайтесь, какие слова написаны: (Слайд 6) (наполовину закрытые буквы.
- Какова тема урока? (произведение М. Пришвина "Ребята и утята"). Записать название на модели обложки. (Слайд 7)
- Можно ли предположить, о ком или о чём пойдёт речь?
- Утка - дикое или домашнее животное? (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)
4. Первичное чтение учителем.
Понравилось произведение? Уточним тему. Подтвердились ли ваши предположения? О ком произведение? Какова его тема?
Определите его жанр. Отобразить на модели. Почему это рассказ? (Слайд 8)
- Куда вела утка утят? Что стали делать ребята? Зачем? Кто их остановил?
5. Словарная работа.
– В тексте встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(Слайд 9)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.(Слайд 10)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле - поле, засеянное овсом. (Слайд 11)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.(Слайд 12)
6. Физминутка (Танец маленьких утят) (Слайд 13)
7. Самостоятельное чтение рассказа вполголоса.
8. Анализ и выборочное чтение произведения.
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Мало)
– А для маленькой уточки? (Много)
– Как шла утка с утятами в опасных местах? Докажите строчками из произведения.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.
– А какое чувство пережили утята?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый? Докажите строчками из произведения.
– Как повела себя утка, когда её детей отпустили? Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
- Прочитайте по ролям разговор автора с мальчиками. Как нужно читать слова автора? Мальчиков? Распределить слова по столбикам с помощью стрелок (Слайд 14) (1 ученик у доски, остальные на листочках). Приложение.
- Как провожали утят ребята?
- Назовите героев рассказа. Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
На обратной стороне модели обложки.
9. Работа с пословицами.(слайд 15)
– Прочитайте про себя.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Добрый пример лучше ста слов.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?
– А кто нет? Почему?
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа? (Слайд 16) (1 ученик у доски, остальные на листочках)
V. Итог, рефлексия.
- Какой рассказ читали? (Слайд 17) (развлекательный, познавательный, поучительный)
- Какую ошибку совершили дети?
- Кто помог им исправить ошибку?
- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?
Еще раз попробуйте объяснить слова М. Пришвина:
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
VI. Самооценка, выставление отметок.
VII. Домашнее задание. Прочитать рассказ по ролям. Нарисовать иллюстрацию.