Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Познавательная цель: ознакомление учащихся с понятиями одушевлённые и неодушевлённые предметы
Социокультурная цель: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Планируемые результаты:
Личностные - осознание роли языка в жизни и речи людей
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности на уроке.
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- ориентироваться в учебнике, добывать новые знания.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других
- знать правила поведения и общения при работе в паре, группе
Предметные результаты:
- развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предметы, находить ошибки в группировках.
- развитие умений разграничивать омонимические названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов)
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник для 2 класса Р.Н.Бунеева
Раздаточный материал: карточки со словами для работы в парах и для групповой работы.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Организация учебного процесса на этапе I:
Ребята, подарите мне свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу.
Сегодня мне урок поможет провести Домовёнок Афанасий.
На доске появляется картинка Домовёнка и пословица.
- Прочитайте пословицу, которую приготовил для вас Домовёнок
Где труд, там и радость.
- Как понимаете эту пословицу?
- Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.
- Афанасий предлагает получить радость от красивого написания элементов букв.
Минутка чистописания.
Сс Сс
У Домовёнка появляются карточки Кто? и Что?
- Посмотрите что Афанасий держит в руках? (карточки с вопросами кто? и что?)
- Что он хочет вам напомнить? (Над какой темой мы работали весь прошлый урок)
- И кто помнит? ( Мы познакомились со словами, которые отвечают на вопросы кто? что?)
Сегодня мы продолжим работать над этими словами и узнаем что-то новое.
- Как мы будем строить наш урок? ( Повторим необходимые знания, выполним пробное действие, поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)
- Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.)
- Вы готовы двигаться вперёд? Тогда в путь!
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?;
2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;
3) зафиксировать повторяемое правило в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.
Организация учебного процесса на этапе II:
1. Повторение слов, отвечающих на вопрос кто? и что?
- Домовёнок загадает вам загадки, а вы слова-отгадки запишите в тетрадь
На доске появляются загадки, картинки - отгадки
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. ( петух)
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (лошадь)Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца)
Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте –
Неленивый я в работе...... (кот)
- Обменяйтесь работами, проверьте написанное, проговорите опасные места.
- Что общего у этих слов? ( Они отвечают на вопрос кто? Все слова относятся к группе - животные)
- Предлагаю поработать в парах.
На парте листочек со словами: Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель
- Прочитайте слова, закрасьте красным цветом слова, которые отвечают на вопрос кто? синим цветом – на вопрос что?
Проверка на доске:
- кто? Света, мама, щенок, мальчик, читатель
- что? Конфета, газета, вода, шкаф, планета
- Что нужно, чтобы правильно задать вопрос? (Понимать, что называет слово)
- Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос кто? (Это название людей и животных)
- Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос что? (Это названия предметов)
- Какая пара при выполнении этого задания допустила ошибки? Поднимите руки.
- В каком месте была допущена ошибка? Почему? ( Мы были невнимательными; неправильно поставили вопрос)
- А кто выполнил задание правильно? Почему? ( Мы хорошо поняли, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?; мы правильно ставили вопросы к словам)
- Домовёнок приготовил для вас картинки. Назовите, что видите.
На доске появляются картинки со словами: Москва, Ирина, Пушкин, Волга, Египет, Мурка
- Что общего вы заметили у этих слов? ( Пишутся с большой буквы)
- А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?
- Уточните, к каким словам можно задать вопрос кто? ( На вопрос кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных), а к каким вопрос что? ( на вопрос что? – названия стран, городов, рек)
На доске появляется опорная схема:
Кто? | Что? |
Имена и фамилии людей Клички животных |
Названия стран, городов, рек, улиц, предметов |
- Что мы взяли для повторения? (видеть и объяснять опасные места в словах, делить слова на группы по вопросам кто? и что?, задавать к словам вопросы)
- Что дальше?
- Вы должны предложить нам пробное действие.
2. Задание для пробного действия.
Работа в группе
- Перед вами слова (цветок, собака, сумка, Ирина, стрекоза, Пушкин, апельсин, телевизор). Разделите их на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы.
- Что нового в этом задании? (Мы никогда не делили слова на одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- И что же вы будете делать? (Попробуем выполнить задание)
- Пробуйте.
- Проверим.
Представители групп вывешивают листочки на доску.
- Что видим? (Разные ответы)
- У кого возникли затруднения? Почему? (Мы не поняли, что – такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- Кто считает, что справился с заданием? Объясните. ( Мы разделили слова на группы по вопросам кто? и что?)
- Вы можете доказать в какой группе одушевлённые предметы, а в какой неодушевлённые? ( Нет, мы не знаем такого правила, нам не на что опереться)
- Что возникло? (Затруднение)
- И что делать, когда возникает затруднение? (Остановиться и подумать, над причиной затруднения)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.
Организация учебного процесса на этапе III:
- Давайте думать. Какое задание вам надо было выполнить? (Надо было разделить слова на 2 группы: одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- А что вы не умеете делить слова на группы? (Умеем)
- Что в задании было для вас новым? Чего вы не знаете? (Нам не приходилось раньше делить слова на одушевлённые и неодушевлённые. Мы не знаем что такое одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет правила для проверки такого задания)
- Вы поняли причину своего затруднения. Что дальше? ( Надо поставить цель)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта; уточнение темы урока; определение средств.
Организация учебного процесса на этапе IV.
- Сформулируйте цель своих дальнейших действий. (Научиться распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- Сформулируйте тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- Вернёмся к нашему заданию. Что нам поможет выполнить это задание?
(Умение делить слова по вопросам кто? и что?)
Начинаем действовать.
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ определения одушевлённых и неодушевлённых предметов, сформировать умение использовать его на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе V
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (собака, Ирина, стрекоза, Пушкин)
- Что обозначают эти слова? (Живые предметы)
- Такие слова в русском языке называют одушевлённые предметы.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? (сумка, телевизор, апельсин, цветок)
- Что обозначают эти слова? (Неживые предметы)
- Такие слова в русском языке называют неодушевлённые предметы.
- Давайте подведём итог, закончите предложения Домовёнка:
На доске:
- Слова, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые предметы - это одушевлённые предметы
- Слова, отвечающие на вопрос что? и называющие неживые предметы – это неодушевлённые предметы.
На доске появляется опорная схема:
Одушевлённые предметы Кто? Живые предметы |
Неодушевлённые предметы Что? Неживые предметы |
- Вот вы и преодолели ещё одно затруднение. Какую теперь цель поставите перед собой? ( Потренироваться в написании слов на новое правило).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать правило распознавания одушевлённых и неодушевлённых предметов во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе VI.
Работа по учебнику
Упр. 50 (с комментированием) Необходимо записать в 1 столбик слова, обозначающие одушевлённые предметы, а во 2 столбик – слова, обозначающие неодушевлённые предметы.
Образец рассуждения:
- Кто? писатель – это слово, обозначает живой, одушевлённый предмет, пишу в 1 столбик.
- Что? Страна – это слово, обозначает неживой, неодушевлённый предмет, пишу во 2 столбик.
Ознакомление с новым словарным словом.
- Мы знаем, как Домовёнок любит путешествовать. Где оказался он сегодня? ( В Москве)
- Прочитайте предложение: Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Москва – столица нашей страны. Это очень красивый город, в нём много достопримечательностей, которыми мы гордимся)
- Запишите пословицу.
- Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.
Москва, москвич, москвичка, московский.
- Какие слова относятся к одушевлённым предметам? Объясните свой ответ.
(Москвич, москвичка, так как слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы), а к неодушевлённым? (Москва, так как слово отвечает на вопрос что? и обозначает неживой предмет)
Звуко-буквенный анализ слова человек.
Один ученик у доски, все остальные в тетрадях
- Где опасные места в этом слове? Запомните правописание этих слов.
Физкультминутка.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью
- Как проверить, что вы поняли тему. ( Выполнить самостоятельную работу)
VII. Самостоятельная работа.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение применять изученное правило.
Организация учебного процесса на этапе VII.
- Откройте учебник на с. 44 упр. 51 – прочитайте столбики слов, исправьте ошибки и спишите без ошибок.
- Поработайте самостоятельно.
Проверка на доске:
Кто? | Что? |
Игорь | Пушок |
Житков | очки |
Пушок | Москва |
Шилов | шило |
- Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с вопросом кто? (Одушевлённые)
- А слова, записанные во 2 столбик? (Неодушевлённые)
- Найдите слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. (Пушок, пушок)
- Почему они записаны в разные столбики? (Пушок – это кличка животного, пишется с большой буквы, обозначает одушевлённый предмет, а пушок – это неодушевлённый предмет, пишется с маленькой буквы)
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило).
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак “+”.
- У кого ошибок нет? Молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к применению нового правила.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
- Домовёнок Афанасий предлагает вам побыть волшебниками.
- Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос “кто?”
- кол - вол
- капля – цапля
- дверь – зверь
- мак – рак
- дом – сом
- Что вы можете сказать о словах левого столбика? (Они называют живые, одушевленные предметы)
- Правого столбика? (Они называют неживые неодушевленные предметы)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) оценить результаты собственной деятельности;
2) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе IX.
- Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые)
- Повторите тему урока с опорой на ключевые слова (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)
- На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто?, неодушевлённые – что?)
- Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?
- Оцените свою деятельность.
- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (Я хочу сказать спасибо Олесе, она прислушивалась к моему мнению; а мне было хорошо работать в группе, все внимательно выслушивали друг друга....)
Прочитайте данные высказывания.
1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.
3) Я всё понял, могу объяснить другому.
- Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте в тетради звездочку, если со вторым – солнышко.
Домашнее задание:
- Тем, кто нарисовал звездочку: предлагается выписать из учебника “Маленькая дверь в большой мир” по 10 слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.
- Тем, кто нарисовал солнышко: предлагается составить 6 предложений, в которых были бы слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.