Цели и задачи:
- Познакомить с особенностями угольной промышленности;
- Показать проблемы отрасли;
- Изучить размещение предприятий угольной промышленности;
- Выполнить практическую работу “Характеристика угольного бассейна”
- Познакомиться с профессией шахтера.
Средства обучения:
- электронная презентация, оценочный лист “Проверь себя”,
- контур карты России, коллекция “Виды топлива”,
- фонограмма с записью песни В.Высоцкого “Гимн шахтерам”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
II. Вступительное слово учителя (слайд 2)
- Сегодняшний урок я начну словами В.Высоцкого:
Не космос – метры грунта надо мной
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной,
Но самою земною из профессий
Bзорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
Скажите, что подразумевал поэт под выражением “черное золото”? почему уголь так называют?
(Сообщение темы и задач урока; запись темы в тетрадь)
- Главный вопрос сегодняшнего урока – выяснить, в чем заключаются особенности угольной промышленности.
III. Повторение. Проверка домашнего задания. Все задания выполняются на листах “Проверь себя”. После выполнения каждого задания, идет самопроверка с опорой на слайд, каждый ученик выставляет себе оценку
Задание 1. Заполнить схему (слайд 3-4)
Задание 2. на контуре подписать под римскими цифрами нефтяные базы, под буквенными обозначениями - базы газовых районов, под цифрами – месторождения нефти и газа. (слайд 5-6)
Задание 3. Определить, верно ли высказывание (слайд 7):
- В состав ТЭК входят следующие отрасли: торфяная, угольна, нефтяная, газовая, электроэнергетика.
- На первом месте в структуре первичных энергоресурсов стоит нефть.
- Фонтанный способ добычи нефти дороже, чем насосный.
- К основным нефтяным базам России относится Западная Сибирь и Волго-Уральская база.
- НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления, потому что для транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транспортировки её продуктов переработки несколько (бензопровод, керосинопровод).
- По запасам нефти Россия занимает 1-е место в мире.
- Главные потоки нефти направлены в основном на юг страны.
- 91% газа добывается в Западной Сибири или в Приобье, а 70% нефти – В Западно-Сибирской базе или в среднем Приобье.
IV.Изучение нового материала (слайд 8)
Значение угля в хозяйстве страны
- Я продолжаю цитировать В.Высоцкого:
“Вот вагонетки душу веселя
Проносятся, как в фильме о погонях
И чуточку даешь стране угля
Мы чувствуем на собственных ладонях.
Взорвано, уложено, сколото черное надежное золото”
Слайд 9-10. Рассказ учителя с опорой на слайд. Учащиеся по ходу рассказа выполняют краткий конспект в тетради
- Значение угля: огромные запасы; является топливом на ТЭС и в промышленности (75%); является сырьем для черной металлургии и химической промышленности.
Размещение угольных бассейнов по территории страны (слайд 11)
Учащиеся обводят контур карты России в тетрадь и по ходу рассказа учителя наносят названия угольных бассейнов страны с краткими характеристиками – площадь, запасы, добыча, и т.д.
- Донецкий
- Кузнецкий
- Канско-Ачинский
- Иркутский
- Печорский
- Южно-якутский
Способы добычи угля (слайд 12)
“Воронками изрытые поля,
Не позабудь и оглянись во гневе.
Но нас благословенная земля
Прости за то, что роемся во чреве,
Вгрызаясь вглубь веков хоть на виток,
То взрыв, то лязг – такое безгитарье,
Вот череп вскрыл отбойный молоток,
Задев кору большого полушарья”
- Как вы считаете, отчего будет зависеть способ добычи угля? (от глубины залегания)
С опорой на слайд 13 учащиеся выполняют в тетрадях схему “Способы добычи угля”
Рассказ учителя о профессии шахтера и способах добычи угля:
- Шахта под открытым небом? Странно… Шахта – значит, далеко под землю уходит вертикальный ствол, а под землею (порой на километровой глубине!) от него расходится во все стороны лабиринт “улиц” - штреков, ходов, забоев, лав. Целый подземный город! Со своими электрическими станциями, водопроводом, железными дорогами, искусственным освещением, телефоном, подъемными устройствами, радиосетью, вентиляторами, столовыми. И – никакого неба. Вместо него над головой висят тяжелые своды пород и сверкают в лучах шахтерских ламп каменноугольные пласты…
Это действительно шахта, горное предприятие для подземной добычи угля. Но есть и другой способ, при котором шахт строить не требуется – открытая добыча угля. И это уже не шахта, а разрез.
Прежде чем начать добычу топлива, свое решающее слово должны сказать геологи и экономисты. Первые определяют границы будущего месторождения и тончайшим образом наносят их на карту. Экономисты выясняют, насколько эффективной будет разработка месторождения.
После того как геологи и экономисты скажут свое слово – на месторождение приходят рабочие . Начинаются вскрышные работы. Каменный уголь сверху одет камнем. Добираются до угольных пластов так. Первыми на “поле боя” выезжают специальные самоходные буровые станки. С помощью них в земле пробуравливают множество двухметровых скважин, расположенных в шахматном порядке. Вслед за ними другие самоходные машины закладывают взрывчатое вещество в пробуренные скважины. Эти машины чем-то напоминают… мясорубку. Машина автоматически засыпает из бункера в скважину порцию взрывчатки. Потом оживает винт “мясорубки”. Вращаясь, он плотно заталкивает внутрь скважины взрывчатое вещество. Далее, эстафета передается следующей машине – забойной. Она, словно пробкой, хорошенько закупоривает все скважины песком или гравием. Выведенные из скважин провода электрических залпов соединяют в общую цепь. Достаточно поворота ключа подрывной машинки, чтобы на воздух взлетели тысячи тонн измельченной горной породы.
Потом за дело принимаются экскаваторы. Они ведут вскрышу террасами – уступами, а в уступах - заходками (полосами). Так, уступ за уступом, полоса за полосой, удаляются слои пород, преграждающих путь к углю. Выкопанная земля увозится подальше от места работ – в отвал. А когда экскаваторы доберутся до угля, все повторяется заново: взрывы, уступ-заходка, но теперь ковши загребают не пустую породу, а уголь. И на смену простым экскаваторам приходят другие механизмы, удивляющие своими циклопическими размерами и работоспособностью. Примером такого механизма является роторный экскаватор. Главная часть этого гигантского землекопа – огромное стальное колесо, в поперечнике около семи метров. По окружности колеса насажены черпаки-ковши. На колесе таких ковшей восемнадцать, каждый из которых способен зачерпнуть до двух тонн горных пород. Почерпнутая порода выбрасывается на конвейер и дальше груз идет по назначению: пустая порода – в отвал, крупные куски угля – в дробилку. Готовый уголь грузится в большегрузные вагоны – думпкары. Электровоз доставляет их на железнодорожную станцию разреза, а оттуда составы с топливом разъезжаются по назначению, к потребителям. (Материал подготовлен по статье М. Григорьева “Шахты под открытым небом”).
После рассказа предлагается просмотреть видеоряд с подборкой фотографий техники и способах добычи угля в музыкальном сопровождении песни В.Высоцкого “Гимн шахтерам” (слайды 14-31)
Проблемы и перспективы угольной промышленности (слайд 32)
(Сообщение заранее подготовленного ученика: учащиеся в тетрадях конспектируют с опорой на слайд)
V. Закрепление (слайд 33)
На листе “Проверь себя” учащиеся заполняют таблицу “Характеристика угольного бассейна” с опорой на дополнительный текст и полученные на уроке знания.
В конце урока листы сдаются учителю, последнее задание оценивается учителем, суммируя оценки за проверку домашнего задания и практической работы – учитель выводит итоговую оценку за урок.
VI. Итог урока
- Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока – в чем заключаются особенности угольной промышленности.
Домашнее задание:
- Составить электронную презентацию по одному из угольных бассейнов страны (на выбор).
- Прочитать параграф учебника
- Составить цепочку вопросов и ответов так, чтобы следующий вопрос вытекал из ответа на предыдущий вопрос