Цели:
- Сформировать представление о озерах, как одном из звеньев в Мировом круговороте Земли.
- Сформировать понятия: “озеро”, “озерная котловина”, “старица”, “сточное озеро”, “бессточное озеро”
- Раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость различных факторов в формировании озер.
- Развитие логического мышления учащихся, воображения, фантазии, на основе использования приемов: “пишущая машинка”, “составление рассказа”, “описания”, “обобщения”.
Оборудование:
- опорные конспекты: мировой круговорот воды, волна, поверхностные воды, речная система, влияние рельефа на формирование реки, подземные воды, озера.
- Глобус-мяч.
- Пробирка, пипетка (демонстрационный опыт).
- Физическая карта полушарий.
- Учебник “География” Т.П. Герасимова, Просвещение, 1989.
- Кубики для самостоятельной работы.
1. Организационный момент.
Выявление готовности учащихся к уроку.
2. Повторение знаний и умений:
Русские сказочники, отправляя своих героев в далекие странствия, считали необходимымпредставлять им право выбора того или иного пути, предупреждая о тех опасностях, которые их ожидают впереди: и часто в сказках старый столб вещал богатырям: “Пойдешь направо- конь падет, налево сгинешь сам.”
А что вместо столба или камня на распутье поможет нам юным путешественникам в водном пространстве Земли?
Составление рассказа по теме: “Мировой круговорот воды”, “Мировой океан и его части”, “Волна”, “Поверхностные воды”. (используется глобус-мяч)
Учитель направляет и корректирует фантазию учеников на освещение изученных тем.
В ходе составления рассказа по темам учитель демонстрирует опыт “Пресная и соленая вода” (Используется стакан воды, пипетка, учитель набирает в пипетку воды и капает каплю на демонстрационное стекло - резюме: 1 капля это и есть пресная вода, все остальное соленая).
Если ученик не знает, как продолжить рассказ он кидает мяч учителю.
На реке нам встретился индейский воин, пообщаемся с ним?
Где ты живешь? В озере? Вот как здорово. Позволишь нам побывать в твоем жилище? Да
Приключения продолжаются следующая страница-Озера-
3. Изучение нового материала.
Что такое озеро?
На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды, вода накапливается, так образуется озеро.
Что такое озеро?
Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.
Примеры озер: Каспийское, Байкал (показываем на карте)
Озерные котловины - Углубления, в которых находятся озера
Причины образования:
1. Движение земной коры - Байкал.
2. Запрудные озера - Сарезское (Памир) р. Мургаб
3. Старицы - участки бывшего русла реки.
4. Вулканические.
5. Плотинные - водохранилища.
Вода в озере -
- сточные - из которых вытекают реки
- бессточные - ни одна река не вытекает. (Находим примеры на карте)
Воин, мы выяснили, что такое озера и как они образуются.
А как возникло твое озеро?
- Двадцать молодых воинов, среди которых был и я, расположились лагерем неподалеку от степной реки. Дробясь на многочисленные ручьи и протоки, она соединялась с большой водой. Река отступала, и на месте ее бывшего русла образовалось озеро. Шло время. Река отступала, и на месте ее будущего русла образовалось озеро. Шло время берега его поросли густым камышом, в зарослях которого привольно чувствовали себя дикие кабаны. Вот такая история.
Как мы назовем озеро нашего друга? - Старица
– Старушка принесла нам подарки в этом мешке и попросила нас ответить на очень сложные вопросы.
4. Самостоятельная работа
Кубическая головоломка.
У каждого на парте есть кубик-головоломка. Вы должны ответить на вопрос который находится внутри кубика. (Вопросы составляются по ранее изученным темам).
Озеро стало очищаться, значит, вы правильно ответили на вопросы.
5. Закрепление знаний и умений.
Но чтобы озеро не погибло, необходимо разгадать ключевое слово в кроссворде.
Кроссворд “Гидросфера”
1. Твердые горные породы, перегораживающие реку.
2. Самое большое озеро на Земле.
3. Подъем воды в реке из-за весеннего таяния снега или летнего таяния ледников в горах.
4. Название небольшого озера, образовавшегося на месте прежнего русла реки.
5. Внезапное повышение уровня воды в реке, вызванное обильными дождями.
6. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно.
7. Самое мощное теплое океанское течение.
8. Низкий уровень воды в реке.
9. Периодически повторяющиеся повышения воды в морях из-за притяжения воды Луной и Солнцем.
10. Деление реки в устье на рукава.
Узнав столько новых терминов и понятий наш воин наверное их уже и позабыл пока мы разгадывали кроссворд.
Поможем воину?
На помощь нам придёт “ пишущая машинка”, которой будете вы. Разбираем буквы. По моей команде начинаем печатать. Я хлопок затем буква и так далее пока мы не напечатаем слово.
Слово Старица
После того как мы отпечатали слово я любому из вас кидаю мяч-глобус и прошу дать определение слову.
- Озеро
- Котловина
- Сточное
- Бессточное
- Запрудные
- Гидросфера
Да, теперь твое озеро воин будет жить долго и счастливо. Ведь мы теперь точно знаем как его сберечь.
6. Выводы по уроку
Выставление отметок.
Исполнение песни “Озера”
Все озера на планете
Будут долго, долго жить.
Ведь вы знаете надеюсь
Как ими нужно дорожить.Наш урок был необычным
Побывали мы в воде.
Новых знаний получили
Не остались мы в беде.Пусть не меркнут огни
Ваших радостных глаз
Я хочу чтобы вам повезло
Я хочу от души, чтобы стало у вас,
И в судьбе и на сердце светло.
7. Домашнее задание.
Составить рассказ про озеро и его обитателей.