Духовно-нравственное воспитание обучающихся через создание "Портфолио успешной личности"

Разделы: Классное руководство


Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Я, изучив опыт З.М. Молчанова и А.А. Тимченко, стала применять в воспитательной работе следующее: создание “Портфолио успешной личности” и реализацию программы классных часов, направленных на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Тематика классных часов основана на примеривании ребятами социальных ролей в обществе: “Я - успешный ученик”, “Я - и моя семья”, “Я- здоровый ученик”, “Я - друг”, “Я - житель моего города”, “Я - волонтер”, “Я - толерантная личность”, “Я - лидер”, “Я - человек демократического общества”, “Я - культурный человек”, “Я – гражданин России”.

“Портфолио успешной личности” направлено на содействие личностному росту обучающихся. Как классный руководитель я стараюсь помочь обучающимся развивать внутреннюю активность, потребность в самосовершенствовании, развитии положительных нравственных качеств, содействовать процессу становления личности. Это содействие проявляется в:

  • обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;
  • раскрытии внутреннего потенциала школьников;
  • развитии лидерских качеств и организаторских способностей;
  • формировании жизненных навыков, необходимых в будущем;
  • стремлении к самосовершенствованию, желанию и умению постоянно учиться новому.

Цель портфолио: помочь ребятам в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения школьники могли:

  • эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;
  • конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями, временем;
  • плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
  • успешно развивать учебные навыки;
  • легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
  • самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя пять взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития учащихся в достижении жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности ребенка и развивающих личностные качества успешного человека.

Первый раздел. Задания на развитие мотивации к личностному росту. Главное назначение заданий этого раздела — сфокусировать внимание обучающегося на том, что такое “Портфолио успешной личности”, и повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Выполняя разные задания, ребята создают портрет преуспевающей личности, учатся рассуждать на тему “Что такое успех”, знакомятся с философией успеха известных всему миру людей, строят свою “лестницу успеха”, выводят свою формулу успеха в жизни.

Второй раздел. Задания на самопознание и управление саморазвитием. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у обучающегося внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. Внимание обучающихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Ребята учатся ставить цель, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их, определять приоритеты, делать выбор дальнейшего жизненного пути.

Третий раздел. Задания на развитие личностных качеств. Главная цель заданий — развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности. В центре внимания — работа над своим характером. Обучающийся выполняет специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Четвертый раздел. Задания на развитие эффективной коммуникации. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении.

Пятый раздел. Оценка достижений. Задача последнего раздела — осуществление самоанализа успехов и достижений. Обучающиеся оценивают свои умения, личностные качества и то, насколько им удалось измениться в процессе работы над портфолио.

Воспитание – это не прямое воздействие на ученика, не передача ему духовно-нравственных знаний, убеждений и опыта от наставника к воспитаннику, а лишь побуждение, да и то незаметное, воспитанника к действию. Учитель ориентирует его, а воспитывает ребенок себя сам, исходя из внутренних потребностей. Без этого “сам” нельзя рассчитывать на успех в духовно-нравственном воспитании.