Звучит фонограмма “Звуки природы”
Повсюду: в лесу на полянке, в реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки, у них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде, всегда удивлённо смотреть.
Послушайте о великом писателе ВИТАЛИИ ВАЛЕНТИНОВИЧЕ БИАНКИ (читается биография)
Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.
А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, - сейчас кинутся друг на друга...Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, - так и остались...
Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное...
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?
Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец – русский ученый естествоиспытатель.
В доме напротив родился в 1894 году мальчик – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.
С природой его познакомил отец. Он брал с собой сына на охоту и прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя по следу, и самое главное – научил записывать свои наблюдения.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц.
Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.
Первая книжка В.В.Бианки для детей – “Лесные домишки” - вышла в 1923 году. За три с половиной десятилетия работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: “Сказки”, “Лесная газета”, “По следам”, “Где раки зимуют”, “Рассказы об охоте” и многие другие.
На многих языках народов нашей Родины издавались его произведения. Его книги переведены также на многие иностранные языки.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.
Бианки ведет юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи...
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять.
И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.
На нашем празднике посвященному творчеству В.В.Бианки мы вместе с вами узнаем, как художественное слово помогло вам ближе познакомиться с окружающим нас миром. Поэтому мы решили назвать наш праздник словами самого писателя В.В. Бианки: “Растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами своими голосами”
Дети читают стихотворение Н.Саконской.
Солнца луч блеснул в листве и прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг, оживился лес и луг.
Вот зашевелились птицы- им давно уже не спится.
Перышки свои встряхнули, в небо с веточек вспорхнули.
Здесь, на опушке, стрекозы – подружки
Знакомых позвали на бал. В траве под сурдинку
Скрипач – невидимка старинные вальсы играл.
Букашки с былинкой танцуют в обнимку,
Осу подхватил мотылек, поет им комарик,
И синий фонарик зажжет в темноте светлячок.
Предлагаем вашему вниманию литературный аукцион.
Детям предлагается назвать как можно больше произведений В.Бианки. Родители дополняют.
Проверим ваши знания произведений В.Бианки. Угадай, кто это?
По описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка.
- “Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат”. (Паук – сенокосец. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду.” (Водомерка – клоп. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”. (Гусеница. “Как муравьишка домой спешил”.)
- “Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сома под камень. (Ящерица. “Первая охота”.)
- “Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!”. (Жук – бомбардир. “Первая охота”.)
- “Надули пузыри за ушами, высунули голову из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения”. (Лягушки. “Кто чем поет?”)
- “Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, да и только.” (Аист. “Кто чем поет?”)
- “Сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: “Трумб – бу – бу – бумм”! – словно бык проревел (Выпь. “Кто чем поет?”)
- “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь.” (Дятел. “Кто чем поет?”)
- “Залетел под облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся к земле носом и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как с высоты брошенная дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. Как будто в небе барашек заблеял.” (Бекас. “Кто чем поет?”)
- “Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута”. (Летучая мышь. “Чьи это ноги”.)
- “Скрипочка у не на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях зазубринка, а на ножках зацепочки. Трет она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет”. (Саранча. “Кто чем поет?”).
- “В еловой леске дом. Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые яйца лежат.” (Лесной голубь витютень. “Лесные домишки”)
- А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный. “Лесные домишки”)
- А у кого домик высоко над землёй подвешен среди листьев и ветвей? Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок, и тонкой берёзовой кожурки. (У Иволги. “Лесные домишки”)
- Чей домик в траве как шалашик из сухой травы и мха? Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек. (Пеночка. “Лесные домишки”)
Немного разомнёмся. Ритмопластика под песню: “В траве сидел кузнечик”.
Детям предлагается исполнить подготовленный танец.
А теперь проверим умеете ли вы отгадывать загадки. Загадки о птицах.
Загадки загадываются поочерёдно детям и родителям.
Детям.
Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей.)Кто зимой средь хвойных веток в феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом, птичку ту зовут... (Клестом.)Кто в лесу у нас гадает, про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь - сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка, а зовут ее... (Кукушка.)Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач.)Сидит он на болоте и плачет днем и ночью,
Другим же плакать не велит. Как птицу ту зовут? (Кулик.)
Родителям.
Высоко он вьется, чуть дрожа, замрет,
Тихо покачается, вкось крылом махнет.
Песня льется, оборвется – с высоты спадает нить:
Время птице возвратиться и в гнездо стрелой скользить (Жаворонок)Звали птицу и “дремлюгой”, и “чурилой – ночником”.
И шарахались с испугу, кто с ним вовсе не знаком,
А на вид не так уж страшен; на крылах узорный крап,
Под кору стволов окрашен, оперен до самых лап.
Головастый, черноусый, кошелем разинет клюв,
А глаза круглы, как бусы, смотрят в звезды не моргнув. (Козодой.)Хохол свой развернет, жука найдет поклонится,
За стрекозой погонится: У- ду, У –ду, что надо, то найду. (Удод.)В дупле у пестрой... птенцы покручивают шейкой,
Язык высовывают клейкий, на всех шипят сердитой змейкой. (Вертишейка.)
Предлагаем вам посетить книжную галерею
Детям предлагается подобрать иллюстрации к книгам, к которым они были нарисованы.
Интеллектуальная игра “Угадай-ка” Выберите правильный вариант ответа.
Произведение “Как Муравьишка домой спешил”
Дунул ветерок и полетел Муравьишка.
На чем отправился в долгий путь Муравьишка?
А) На листе берёзы. Б) На паутине. В) На сухой травинке.
Кто помог Муравьишке в самый последний момент добраться до дома?
А) Паук-сенокосец. Б) Гусеница листовертка. В) Жучок-блошачок.
Произведение “Теремок”
В каком старом-престаром дереве жили разные животные по очереди?
А) Липа. Б) Дуб. В) Тополь.
Рассказ “Чей нос лучше?”
Кто является главным героем этого рассказа?
А) Клёст-крестонос. Б) Мухолов-тонконос. В) Дятел-долбонос
У какой птицы нос похож на долото?
А) У дятла Б) У тукана В) У цапли
Рассказ “Первая охота”
Кто подумал, что удивит щенка, героя рассказа “Первая охота”?
А) Улитка Б) Удод В) Утка
Как напугала Вертишейка Щенка в рассказе “Первая охота”?
А) Притворилась змеей Б) Клюнула Щенка в нос В) Громко закричала
Рассказ “Мышонок Пик”
Кого первым встретил мышонок Пик ночью после кораблекрушения?
А) Лису Б) Лягушат В) Белку
Почему мышонок осмелился и решил вылезти из-за сундука днём?
А) Захотел есть Б) Стало скучно В) Услышал игру мальчика на дудочке
Сколько недель было отроду Пику, когда он стал мореплавателем?
А) Две недели Б) Три недели В) Два месяца
Рассказ “Кто чем поет?”
Чем поет Бекас?
А) Крыльями Б) Хвостом В) Хохолком на голове
Рассказ “Хвосты”
Для чего муха решила завести себе хвост
А) Чтобы летать было удобнее Б) Для красоты В) Чтобы птиц отпугивать
У кого хвост-руль?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
У кого хвост-весло?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
У кого хвост-подпорка?
А) У рыбы Б) У рака В) У дятла
Игра “Подбери хвост или клюв”
Игра оформлена по подобию игр “Собери картинку из частей” Детям предлагается подобрать хвосты для животных, а родителям – клюв для птиц из произведений В. Бианки.
Пословицы и поговорки
Родителям и детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки связанные с птицами.
Пора немного размяться. Мы предлагаем вам сыграть в подвижную игру “Кошка и скворцы”
Один ребенок “кошка”, остальные дети- “скворцы”. Родители по 3-4 человека берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 4 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Пoд легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только 4 “скворца”.
Предлагаем вам посетить нашу художественную галерею. Здесь вы увидите работы своих детей.
Детям и родителям предлагается рассмотреть и обсудить выставку детских рисунков и работ выполненных совместно с родителями. Каждый ребёнок представляет свою работу.
Ребята сегодня ваши родители приготовили для вас стихотворение. Давайте послушаем их. Родители читают стихотворение Н. Старшинова “Давайте сохраним.”
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке, и клюкву на болоте.О, как природа мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку – в небесах в таежных дебрях тигра.Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
И под конец нашего мероприятия мы предлагаем вам всем вместе исполнить песню.
Дети исполняют песню. “Без друзей нам никак нельзя.” М. Дубравин – В. Суслов.
На этом наш литературный праздник закрывается. До свидания друзья, до новых встреч.
Список использованных источников.
- Бианки В.В. Лесные домишки/ Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза, 2000.
- Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 1998.
- Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.: РОСМЭН, 1996.
- Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 1999.
- Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-Запад, 1993
- Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.: Дет.лит., 1990.
- Волчок. Н.Саконской с иллюстрациями В.Лосина М.: ДЕТГИЗ, 1955 г
Интернет-ресурсы.
Г) http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/
Предварительная работа
- Прочитать с детьми сказки и рассказы В. Бианки: “Как муравьишка домой спешил”, “Теремок”, “Чей нос лучше”, “Хвосты”, “Кто чем поет?”, “Первая охота”, “Чьи это ноги?”, “Лесные домишки”, “Мастера без топора”, “Лесная газета”.
- Провести с детьми и рекомендовать родителям сделать дома с детьми работы: рисунки, поделки для выставки по произведениям В. Бианки.
- Оформить выставку работ выполненных детьми и родителями.
- Разучить с детьми песни и стихотворения необходимые для праздника.
- Подготовить выставку книг В.Бианки.
- Оформление зала: портрет В. Бианки, фотографии В. Бианки, иллюстрации к произведениям В. Бианки, выставка детских работ и работ, выполненных вместе с родителями. Плакат с названием праздника: “РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ, ЛЕСА И ГОРЫ, И МОРЯ, ВЕТРА, ДОЖДИ, ЗОРИ – ВЕСЬ МИР ВОКРУГ НАС ГОВОРИТ С НАМИ ВСЕМИ СВОИМИ ГОЛОСАМИ”. В.В. БИАНКИ
- Познакомить детей с пословицами и поговорками по тематике произведений В. Бианки.
- Музыкальное сопровождение. “Звуки природы”, “В траве сидел кузнечик”, В. Шаинский – Н. Носов, “Без друзей нам никак нельзя”, М. Дубравин. – В. Суслов.
- Приглашение для родителей на праздник.
Приглашение для родителей на праздник
“Мир вокруг нас он не всегда солнечный и добрый, и чтобы жить в мире с этим миром, надо научиться лучше понимать его... а понимание приходит через Познание...” В.Бианки.
Давайте поможем нашим детям заполнить одну из страниц в Книге познания, прочитав с детства знакомые и любимые страницы рассказов о природе замечательного детского писателя Виталия Бианки.
Приходите к нам на праздник, послушайте, как ваши дети делятся впечатлениями, помогите им правильно осознать прочитанное....
А может...
Вы узнаете здесь что-то новое для себя!!!
Пословицы и поговорки
Был коршун, да выпорхнул. Воробей под кровлю, а сова на ловлю. Ворон ворону глаз не выклюет. Всякая птичка свои песенки поет. Красна птица пером, а человек умом. Курица по зернышку клюет, да сыта живет. Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел. Наряд соколий, а походка воронья. Одна ласточка весны не делает. Пуганая ворона и куста боится. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Яйца курицу не учат.