Проект "Любовь к миру, в котором мы живем"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


“Лисица не охотится возле норы, берегите природу.
Человек без природы голый, а голышом долго не проживешь”.
Старинная бурятская легенда

Человек – часть живой природы, существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, поэтому и всех сильней. Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений. Человеку надо бережно относиться к природе.

Актуальность проекта

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Воспитание активной творческой личности невозможно без соприкосновения с природой. А без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка. Поэтому в нашем детском саду мы уделяем много внимания воспитанию любви к родному краю. Стараемся вызвать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории, а так же воспитанию любви к природе нашего края и к тому, что окружает ребенка, близко ему со дня рождения, учим сохранять и приумножать богатство родной земли. Достопримечательности нашего озера Байкал изучаем по видеокассетам, журналам “Сибирячок”, сказкам и легендам… Дети в своих мини-интервью рассказывают о первых впечатлениях путешествий на озеро с родителями по фотографиям.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, были способными в доступной форме себя выразить, необходимо наполнить жизнь детей яркими, красивыми, радостными впечатлениями. Для этого окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными. Даем доступные возрасту средства выражения. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантливых и заурядных – все мы, как умеем, лепим, рисуем, сочиняем, играем, помогаем друг другу, делимся впечатлениями, радуемся удачам и достижениям.

Познавательный интерес к озеру развиваем у детей в различных образовательных мероприятиях: например с нерпой - чудом Байкала мы знакомились на занятиях, родители возили детей на экскурсию в “Нерпинарий”, а затем мы сочиняли коллективные сказки и их иллюстрировали. Так же мы провели с родителями КВН о Байкале и конкурс плакатов на тему “Мы защитим Байкал” (Рисунок 2); проводили беседы о чудо-озере (Рисунок 1 и Рисунок 3); тем самым, мы систематизировали и обобщили знания об озере, его обитателях и растениях. Этим начинаем осознанно развивать основы экологической культуры, а самые главные помощники в наших мероприятиях это родители воспитанников.

)

Опираясь на методические разработки, собственные знания, разрабатываем новые приёмы обучения экологической компетентности, которые применяем в разновозрастных группах ДОУ и предлагаем свои методики по ознакомлению детей с экологией.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: Воспитатели высшей квалификационной категории; Моисеева Людмила Мидхатовна; Тумашева Мария Петровна. Дети 6-7 лет и их родители.

Срок реализации:  долгосрочный.

Название проекта:  “Любовь к миру, в котором мы живем”.

Цель проекта: развитие экологической воспитанности дошкольников. Продолжать формировать бережное отношение к природе в сочетании с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая двор, участок детского сада, улицу родного микрорайона.

Задачи проекта.

Освоение экологических представлений

  1. Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
  2. Знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
  3. Знать правила поведения в природе и соблюдать их.

Развитие познавательных умений и творческих способностей

  1. Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы.
  2. Учить осваивать различные формы приобретения опыта.
  3. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
  4. Обогащать и расширять словарь воспитанников.
  5. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
  6. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
  7. Научить детей отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования.
  8. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
  9. Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки у дошкольников.

Овладение умениями ухода за живыми существами

  1. Знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
  2. Владеть элементарными навыками ухода за растениями и домашними животными
  3. Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным.

Принципы:

  • нам весело и интересно бывать на природе;
  • мы помогаем природе;
  • мы изучаем, как человек влияет на природу;
  • мы учимся понимать природу;
  • мы учимся наблюдать, что происходит в природе.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы, сказок, стихотворений; заучивание наизусть стихотворений; рассматривание иллюстраций, фотографий; экспериментирование; сюрпризные моменты; экологические игры, экскурсии; наблюдения, беседы; изготовление макетов, видеопрезентации и т.д.

Содержание проекта 2011-2013 учебный год

1-й блок. Живые существа и человек.

Цели: 

1. Создать условия, при которых дети могут осознать, что животные, птицы, и многие другие существа, населяющую планету – “братья наши меньшие”, они способны любить, и нередко их любовь крепче и вернее человеческой.

2. Познакомить детей с повадками, внешним обликом, сходством и различием, средой обитания живых существ, в сравнении с человеком. Как и человек, животные рождают живого детёныша и вскармливают его молоком. Помочь осознать различия между животными, птицами, насекомыми, во внешнем облике, способах размножения.

3. Показать детям трогательную любовь, существующую в жизни птиц и животных, их умение ладить с человеком и подчиняться ему. На примерах из жизни детей, литературных источников показать, сколь часто возникает бескорыстная любовь, привязанность человека и животного, человека и птицы.

4. Не скрывать существующей в мире “несправедливости”, когда комар становится добычей лягушки, лягушка – добычей журавля, а журавль – добычей зверя, зверь – добычей человека.

5. Помочь детям понять, что “неправильного” в этом удивительном мире нет. Оно возникает из человеческого отношения к существующей действительности.

2-й блок. Неживая природа и человек.  

Цели:

1. Помочь детям осознать значение неживой природы в жизни человека, познакомить с некоторыми проявлениями неживой природы: ветром, водой, солнцем, воздухом, землёй.

2. Дать первое представление о трудностях при определении живой и неживой природы. Вода – неживая; растение состоит из воды; животные и человек н - из воды – они живые. Без воды человек не может прожить более 40 часов. Растения и животные также гибнут без воды. Также необходимы человеку и растениям воздух, земля, солнце.

3. Продолжать развивать речь детей, обучать их рассказыванию, в том числе после целевых наблюдений в природе; развивать творческие способности на основе собственного опыта.

Темы: Ветер; вода; воздух; солнце; земля;

3-й блок. Труд в природе

Цели: 

1. Формировать навыки коллективного труда.

2. Учить создавать у себя и других радостное настроение от выполненной работы.

3. Воспитывать экологическую культуру и гуманно-деятельное отношение к природе.

4-й блок. ОБЖ

Цели:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; противопожарная безопасность:

Развитие речи – чтение стихотворения С. Маршака “Пожар”: закреплять знания о возникновении пожара, его безопасности; развивать память, внимание, умение пересказывать произведение.

Познавательное занятие “Электроприборы”: закрепить и расширить знание об электроприборах, правилах пользования ими; показать зависимость между нарушением определённых правил и возникновением опасности.

Дидактические игры “Что для чего?”; “Когда кому звонить?”; “Кому что нужно?”; “Четвёртый лишний”.

Беседа “Огонь - друг нам или враг”: выяснить с детьми положительные и отрицательные стороны использования огня человеком

Цель: Учить детей правильно реагировать в экстремальной ситуации при пожаре.

Взаимодействие с семьей:

Цель: Показать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха, воспитывая бережное отношение ко всему живому. Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы по экологическому воспитанию.

Мероприятия

1. Анкетирование на тему: “Экологическое воспитание дошкольников” (Приложение 5)

Беседа с родителями по подготовки КВНа “Чудо-озеро” и проведение КВНа.

2. Помощь в организации и проведении экскурсии в Ботанический сад, усадьбу Сукачева, “Нерпенарий”.

3. Консультации: “Формирование экологического мышления у дошкольников через сказки”; “Экскурсия – как способ экологического воспитания” и др.

4. Помощь в организации ежегодного похода в лесопарк на “День здоровья”.

5. Помощь в подготовке участка для прогулок – озеленение, высадка цветов.

6. Посадка деревьев на территории детского сада – “Аллея выпускников”.

7. Совместное с детьми изготовление кормушек для зимующих птиц.

8. Совместное с детьми участие в конкурсах поделок из природного и бросового материала: “Дары осени”, “Краски осени”, “Удивительное из ненужного”, “Новый год у ворот” и т.д.

Основные направления работы с детьми.

1. Классификация представлений о природе.

2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3. Самостоятельная деятельность ребёнка.

4. Экскурсии.

5. Обобщение представлений о природе.

6. Наблюдения за животными и растениями.

7. Обучение детей уходу за растениями и животными.

8. Ознакомление с трудом взрослых в природе.

9. Развитие речи.

10. Художественная литература.

11. Изобразительная деятельность по экологической тематике.

12. Экологические игры.

13. Праздники, развлечения, конкурсы.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Экологические уголки во всех возрастных группах.

2. Мини-музей “Камни Байкала”

3. Создание уголка познавательной деятельности “Хочу всё знать”

4. Коллекция детских литературно-художественных произведений по экологии.

5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, настольные игры, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СD-диски.

5. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер, DVD-проигрыватель.

6. Сотрудничество с Журналом “Планета Детства”, с пожарной частью № 3 города Иркутска, с Детской библиотекой № 30 Свердловского района.

Методическое сопровождение проекта

  1. Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (Приложения 2; 3; 4)
  2. Консультативный материал для родителей.
  3. Картотека экологических игр.
  4. Подборка музыкального материала по теме проекта.
  5. Подборка стихотворений и литературы по теме проекта (Приложение 6)
  6. Рисунки детей – экологические альбомы по русским народным сказкам.
  7. Создание альбома сказок, сочинённых детьми, на экологическую тему с иллюстрациями детей.

Ожидаемые результаты.

  1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений об экологическом воспитании.
  2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к охране природы.
  3. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
  4. Формирование у детей представлений о разнообразии животного мира и растений Прибайкалья.
  5. Способствовать развитию личности: мыслящей, с развитыми навыками экологического поведения, творческой, самостоятельной, не растерявшей доброты и сострадания.

Итог. Каждый человек – часть огромного мира природы. В ней он черпает свои силы, учится общаться с лесом, лугом, животными. В этом мире мы не одиноки. Своим чутким ухом мы прислушиваемся, как растёт трава, ласковым взглядом осматриваем каждую былинку, каждую букашку. Посмотрите на наших детей, они сильно любят всё окружающее и наша задача чтобы эта любовь осталась у них на всю жизнь.

По окончанию проекта мы и родители заметили, что дети стали более внимательно относиться к окружающей среде. Из бесед и вопросов детей мы поняли, что дети имеют представления о том, что в природе всё взаимосвязано, ничего “ненужного” и “вредного” в природе нет. Знают отличительные особенности насекомых, птиц, животных, различают деревья по листьям, знают особенности строения деревьев и кустов, имеют представления о травянистых и лекарственных растениях, знают простейшие связи между явлениями в природе, имеют элементарные представления о свойствах песка, воды и т.д.

Результаты детской продуктивной деятельности, полученные в ходе реализации проекта:

  • тематические выставки детских работ: “Чудо-озеро Байкал”, “Голоса леса” экспозиции детских работ из бросового материала (вторичных ресурсов) в экологическом уголке на тему “Волшебные руки”; “Дары Осени”; “Витамины на нашем столе”;
  • изготовление альбомов с детскими сказками и рисунками “Экология”: “Сказки про Нерпёнка”, “Добро побеждает зло”, “Осторожен, будь в лесу”, “Маленькие и лохматенькие”;
  • изготовление кормушек для зимующих птиц;
  • участие в Муниципальном конкурсе “Марш парков” I место;
  • участие в Муниципальном конкурсе “Утром, вечером и днём – осторожен, будь с огнём!” II место;
  • участие в конкурсе по противопожарной безопасности “Осторожно – огонь” лауреаты;
  • участие во Всероссийском конкурсе “Птичий дом” III место;
  • участие во Всероссийском конкурсе “Подснежники” I место; (Приложение 1)