Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.
Задачи.
1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.
2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.
3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.
Формирование УУД:
Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.
Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.
Понятийный ряд: монах , монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация, выставка книг.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)
Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?
Поработаем в группах.
1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4
3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.
1. Таинство – это действие
- Бога по молитве человека,
- лекарств,
- телевизионных программ.
2. Таинство называется так, потому что
- земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;
- к нему хотят привлечь внимание;
- о нём нельзя рассказывать.
3. Люди прибегают к таинствам, чтобы
- появился интерес к жизни,
- стать ближе к Богу,
- чтобы развлечься.
2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.
- Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.
Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.
После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.
Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.
Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.
Проверка 1 группа
– Какие таинства вы знаете?
(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)
Проверка 3 группа (по слайду №3)
- Проверьте, так ли у вас получилось?
Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.
3. Актуализация опорных знаний.
- Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5
Прослушивание песни о монастыре.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах , чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.
Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
5. Работа с учебником.
Откройте страницу 81 учебника.
Давайте прочитаем о жизни в монастыре.
- А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.
6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.
1. Послушание.
2. Монашеский обет.
3. Постриг.
4. Получение нового имени.
Составление кластера “Монастырь”.
В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
- Исполнение заповедей Господних.
- Добровольная нищета.
- Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.
После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.
Послушайте притчу.
Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.
– Как твои дела? – спросил игумен у монаха.
– Еда противная!
Прошло ещё 10 лет.
– А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.
– Постель жёсткая – слышит в ответ.
Проходит ещё 10 лет.
Тот же вопрос задаёт игумен.
- Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.
- В чём смысл этой притчи?
Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.
7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8
Составление кластера. (на доске)
апостольник клобук параман
хитон Монах подрясник
ряса мантия пояс чётки
Хитон - длинная рубашка из простой ткани.
Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.
Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину
8. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.
Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).
Монастырь (посмотрите по сторонам).
Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.
9. Работа со стихотворением.
Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.
Послушайте. (уч-ся) Слайд №9
Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…
Ответьте на следующие вопросы:
- Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю”? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
- Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
- Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).
Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10
- Какие черты характера воспитываются в монастыре?
(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).
Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.
Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11
10. Знакомство с монастырями.
В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.
Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.
Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.
Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)
Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.
Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”
В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.
- Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21
Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.
Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22
11. Закрепление изученного на уроке.
3 группа
Первая загадка:
В чёрном, с чётками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится… (Монах)
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу… (Обеты)
2 группа
Давайте составим правила поведения в монастыре.
Проверка.
- Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.
В монастыре запрещается:
- громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
- говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
- носить шорты на территории монастыря;
- лицам женского пола находиться без головного убора.
1 группа.
Составить синквейн со словом “Монастырь”.
Зачитать один. Сдадите листочки. Они нам пригодятся для составления проектной работы.
12. Итог урока.
- Какова тема нашего урока?
- Узнали мы то, что хотели?
- Что такое монастырь?
- Монах – кто это?
13. Рефлексия.
- Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?
А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.
Слайд №23, 24
14. Домашнее задание.
Прочитать и ответить на вопросы с. 80–83.