Цели: обобщить знания, полученные учащимися на уроках; пробудить интерес и уважение к прошлому столицы - Москве: углубить знания по истории Москвы: учить детей пользоваться дополнительными источниками информации: развивать умение связно и выразительно передавать полученную информацию: развивать умение работать с текстом(выборочное чтение, пересказ, наизусть стихи, ответы на вопросы); воспитывать любовь к Родине, родному городу, умение работать в коллективе, чувство патриотизма.
Оборудование: DVD фильм о Москве, фото с видами архитектурных памятников, выставка книг о Москве, герб Москвы, презентация, аудиозапись песни о Москве.
Ход урока
(слайд 1)
I. Сообщение темы и целей урока
Учитель.
Но вот уж близко. Перед ними уж, белокаменной
Москвы. Как жар; крестами золотыми
Горят старинные главы. Ах, братцы!
Как я был доволен, Когда церквей
И колоколен, садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Эпиграф: Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!
А.С.Пушкин (слайд 2)
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Здесь Иван Васильич Третий
Иго рабства раздробил,
Здесь, за длинный ряд столетий,
Был источник наших сил.
Здесь, нашла свою препону
Поляков надменных рать;
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.
Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят её святыни,
За Кремлёвскою стеной!
Здесь пути перекрестились
Ото всех шести морей,
Здесь великие учились
Верить Родине своей! (слайд 3)
Учитель: Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, это урок- путешествие. Давайте прочитаем с вами тему и эпиграф нашего урока. О каком городе мы сегодня будем говорить? (О Москве). Посмотрите, пожалуйста, отрывок DVD фильма, как начиналась Москва.
II. Изучение нового материала
Учитель: А, что это, за город? (столица нашей Родины). Он основан более 800 лет назад. Река, на берегу которой возникло местечко Москов, вытекает из болота. Местность вокруг реки была сырой и вязкой. Слово “вязкая” на финском языке звучит как “Москва”. Послушайте стихотворение
Н. Кончаловской, в котором рассказывается о том далёком времени:
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Много было, в чаще бора, и волков, и медведей,
Опускались на озёра стаи уток, лебедей.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой.
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке в глуши лесной,
Только предки наших предков появились тут весной.
То ль верхами, то ль пешком. Посидели, обсудили,
Осмотрели всё кругом и решили:
“Леса много, водный путь и край богат”
Помолились люди Богу и построили посад.
Вот он, первый Кремль сосновый, за бревенчатой стеной.
Так родился город новый, и назвался он Москвой.
Да не город-деревушка, на пригорке - церквушка,
Куча княжьих теремов да десятка два дворов.
Появились у медведей очень шумные соседи:
Провели они дороги, что ни шаг- то дом да двор.
Из насиженной берлоги зверь уходит в дальний бор.
И под стенами Кремля пашут пахари поля,
Пашут землю деды наши деревянною сохой.
На приволье первых пашен хлеб родился не плохой!
Водят скот и рыбу ловят, добывают воск и мёд,
Срубы новые готовят, и Москва растёт, растёт! (слайд 4)
Учитель: О чём, рассказала, нам автор этого стихотворения? (как появился город). Вы посмотрели отрывок фильма. Как назывался холм, на котором заложен был город Москва? (БОРОВИЦКИЙ) Москва стоит на семи холмах, поэтому Москву называют третьим Римом. Рим то же стоит на семи холмах.
“Приди ко мне, брате, в Москову!” - таково первое и самое достопамятное слово о Москве. С тем словом Суздальский князь Юрий Долгорукий посылал звать к себе на честной пир своего друга и союзника Святослава Северского.
И был это конец марта 1147 года. Эта дата считается годом основания города Москва. (слайд 5)
Учитель: Ребята откройте учебники на с. 58.Прочитайте первый вопрос.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Юрий Долгорукий заинтересовался таким маленьким селением?(многие торговые пути проходили через этот город).Что же появилось первоначально на месте современного города?
Дети: Крепость, названная в дальнейшем Кремлём. (слайд 6)
Учитель: “Кремль - “сердце Москвы” со времён Московского государства является центром столицы России. Здесь стояли самые красивые дворцы и храмы, жили великие государи”. Кремли - кремники – древнерусские крепости сохранились во многих русских городах. Кремль на Боровицком холме Ю.Долгорукий(получил своё прозвище потому, что всё время хотел присоединить к Московскому княжеству новые земли) строил 9 лет, в 1156 году он укрепил его глубоким рвом и земляным валом. Год от года разрасталась и богатела крепость над рекой Москвой. В 1339 князь Иван Калита отстроил стены и башни Кремля из дуба. В 1367 Дмитрий Донской облюбовал белый известняк, что хранился в московской земле в память о море, покрывающем её миллионы лет назад. Из него и выстроил он Москву Белокаменную.
Ученик:
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Стоял, велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат!
Учитель: Если бы вам надо было рассказать о Москве одним словом, чтобы это за слово было?(величественная, златоглавая,строгая, могучая, красивая..)
Красивая – значит красная. Какое историческое место в Москве сохранило это название?
Ученики: Красная площадь. (слайд 7)
Учитель: Когда-то на Руси словом “красный” называли не только цвет. “Красный” означало славный, почётный, самый дорогой. Главный вход в терем назывался красным крыльцом, самое почётное место в доме – красным углом. Вот и решило люди московские назвать самую главную и красивую площадь Красной. Однако “Красной” площадь стала именоваться не сразу.
Прежде она была меньше размером и служила рынком. Об этом говорит её первоначальное название – Торг. Сейчас нам с вами трудно представить Красную площадь рынком. Посмотрите внимательно на фото. Мы видим с вами много великолепных памятников архитектуры разных эпох.
Учитель: Наш взгляд привлекает необыкновенной красоты собор. Это Покровский собор, а ещё его называют Храм Василия Блаженного (Храм Покрова, что на Рву). В народе это чудо зовут Каменным цветком.
Учитель: когда и в честь чего он появился? Послушайте стихотворение Н. Кончаловской. (слайд 8)
А ещё в воспоминанье о победе над Казанью
Двум умелым мастерам царь велел построить храм,
И воздвигли люди эти, небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор, что стоит и до сих пор.
Храм Василия Блаженного – это чудо красоты,
Это зодчества бесценного древнерусские черты.
Двое зодчих – Постник с Бармой – создавали этот храм.
Москвичи им благодарны, этим древним мастерам!
Учитель: Какая существует легенда о строительстве этого Храма?
Ученик: Иван Грозный спросил у зодчих: “Сможете ещё построить такой же Храм? Они ответили, да”. И тогда он приказал их ослепить, чтобы нигде они не смогли построить ничего подобного.
Учитель: Появился этот собор 1555-1556 годах. Чему посвящён, какому событию?
Ученик: В честь победы Ивана Грозного над казанским ханством и присоединением его к Руси.
Учитель: Посмотрите внимательно на фото. Что мы видим перед собором Василия Блаженного? (памятник). Правильно. Это памятник двум замечательным сынам своего Отечества, которые очень любили свою родину и хотели видеть её свободной.
Ученик: К.Минину и Д.Пожарскому. (слайд 9)
Учитель: Правильно. На гранитном постаменте бронзовыми буквами начертана надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому – Благодарная Россия”
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
“Гражданину Минину и князю Пожарскому -
Благодарная Россия”.
Видишь, витязи, какие,
Сыновья родной земли
За неё бои вели!
Учитель: кто такие эти гражданин Минин и князь Пожарский?
Ученик: Козьма Минин жил в Нижнем Новгороде и был старостой. Вместе с князем воеводой возглавили народное ополчение. Было это 1612 году.Шла ожесточённая борьба русского народа с польскими захватчиками. Купец из Нижнего Новгорода, обращаясь к воеводе, князю Пожарскому, говорил примерно такие слова: “ Встань, храбрый князь, возглавь ополчение против польских панов, засевших в Кремле. А мы уж, простые люди, не пожалеем ни денег, ни жизни, чтобы изгнать чужеземцев с Русской земли”.И повели они полки на Москву, занятую поляками. Три дня они штурмовали Кремль, пока наконец поляки не сложили оружие. Страна была спасена.
Учитель: Москва всегда славилась обилием и великолепием своих храмов. Ещё один из них
Казанский собор на Красной площади. (слайд 10)
Ученик : В память о победе над польскими интервентами в 1612 году. Был возведён и освящён в 1636. В 18-19 веках храм неоднократно перестраивался. В 1936 году он был снесён, но в 1993 году воссоздан в древних формах по сохранившимся обмерам. (слайд 11)
Учитель: Ещё один храм привлекает к себе внимание Храм Христа Спасителя. Мемориальный Храм Христа Спасителя был задуман в декабре 1812 года, после изгнания последнего солдата Наполеона с территории России. Сооружён по проекту К. Тона, начало строительства 23 сентября 1839, освящён 26 мая 1883. 5 декабря 1931 году храм был разрушен. В 1994-1997 году храм был восстановлен. Сейчас считается главным кафедральным собором России, где проводит службы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Учитель: Созданные трудом и талантом искусных мастеров, храмы были воплощением духовных и эстетических идеалов русского народа. К началу 20 века в Москве насчитывалось около 450 церковных зданий и домовых церквей.
Учитель: На территории Кремля, очень много, исторических памятников.На странице 58 прочитайте 2 вопрос. Найдите в тексте учебника. Как называются храмы Московского Кремля? (Молодцы, правильно)
Соборная площадь (слайд 12)
Возникновение Соборной площади Кремля относится к началу 14 века. На площади возвышаются Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. Эта площадь была главной площадью Кремля. В старину на проходили торжественные шествия по случаю венчания на царство монархов. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты встречали иностранных послов. Здесь же проходили похоронные процессии, направляющиеся в Архангельский собор ( 1505-1508 Алевизом Новым)-усыпальница московских великих князей. В самой древней гробнице был похоронен Иван Калита(кошелёк),всего в соборе 54 захоронения. В соборе похоронены Дмитрий Донской, Иван Грозный. А так же в Успенский собор (1475-1479 итальянский зодчий Аристотель Фиорованти)место погребения московских митрополитов и патриархов.
Благовещенский собор - часть иконостаса написана Андреем Рублёвым(1360-70—1430) Рядом с собором на великокняжеском дворе были установлены первые в Москве часы.
Колокольня “Иван Великий” - стала олицетворением всей Москвы. Её высота -81 метр. Самое распространённое имя на Руси- сигнальная крепостная башня. С её высоты дозорные могли увидеть приближающегося врага.
Царь пушка - крупнейшее в мире орудие. Была отлита в Москве, на Пушечном дворе мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Но, так ни разу и не выстрелила.( слайд 13)
Царь колокол – у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится памятник русского художественного литья 18 века Царь колокол. (слайд 14)
Учитель: Правили в те далёкие времена на Руси великие князья. Во время торжественных приёмов они имели при себе особые знаки княжеской власти – РЕГАЛИИ. Найдите в учебнике, на странице 59 иллюстрацию. Что на ней изображено?( венчание на царство). В одной руке князь, а затем и царь держал СКИПЕТР, а в другой – КРУГЛУЮ ДЕРЖАВУ, а на голове была ШАПКА МОНОМАХА.( слайд 15)
Её получил в дар от Византии князь Владимир Мономах. В 1724 году её заменили императорской короной. Но в истории шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится в Оружейной палате Московского Кремля. (слайд 16)
Учитель: Очень много пословиц сложено народом о Москве, давайте прочитаем некоторые из них:
“Москва не сразу строилась” - после многочисленных пожаров, она восстанавливалась.
“Кто в Москве не бывал – красоты не видал”
III. Рефлексия.
Учитель: Давайте с вами разгадаем кроссворд. Если вы внимательно слушали сегодня меня и своих товарищей, то разгадав кроссворд, вы получите название города, о котором мы сегодня говорили.
1. Что строил князь Юрий Долгорукий на Боровицком холме 9 лет? (Кремль)
2. Какое прозвище получил царь Иван, который приказал построить Храм Василия Блаженного? (Грозный)
3. Как называют главный храм? (собор)
4.Что стоит на территории Кремля, но так ни разу и не звонил?(Колокол)
5.Как называется холм, на котором был заложен город Москва? (Боровицкий)
6. Как называется главная площадь нашей столицы? (Красная)
IV. Итоги урока
Учитель: какое слово у вас получилось? Правильно - МОСКВА. Очень много написано о Москве и стихов и песен. И одними из них мне хотелось бы закончить наш урок.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля – богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана – звонаря?..
Кто Царь – колокол подымет?
Кто Царь – пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
IV. Домашнее задание
- Учебник стр. 58-61, тетрадь стр. 23 № 1,2.
- Найти новые пословицы о Москве. (Звучит песня О. Газманова “Москва”. (слайд 18)