Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования: личностным, включающим готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
В настоящее время в школе большое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении математике. В реализации задач саморазвития и самовыражения учащегося мне помогает технология модульного обучения.
Её суть заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Применение технологии модульного обучения позволяет мне перевести собственную деятельность из режима информации в режим консультирования.
Применение модульной технологии преследует достижение следующих целей:
- включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность;
- создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования;
- формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля.
Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика. Опишу процесс такого планирования.
Сначала определяются цели для учащихся, т.е. устанавливаются, кто хочет знать не более того, что требуется государственным стандартом, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступить в институт или просто хочет получить высокую оценку. После того, как учащиеся определились целями, учитель выстраивает свое целеполагание, определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся.
Исходя из целей проектируется итоговая диагностика. Она создается с учетом уровневой дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходимо для получения оценки “3”.
На основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбирается предметное содержание (объяснения и задания из учебника, из дидактических материалов).
На основе отобранного содержания выстраивается логика изучения темы (поурочное планирование), определяется время и место промежуточной и итоговой диагностик и учебной коррекции. Для каждого урока определяются микро цели учащихся и приемы обратной связи, создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.
В результате описанного процесса учитель создает:
- логическую структуру уроков с промежуточной диагностикой;
- разноуровневые материалы для диагностики знаний учащихся;
- дидактический материал ко всем урокам.
Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Обычно учебный модуль рассчитан на два урока непрерывной работы, т.е. спаренный урок, к занятию я готовлю не только список задач, но и эталоны решений и ответов к ним, а также оценочный лист. При модульной технологии обучения оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются, на их основе выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Желание получить хорошую оценку – один из главных мотивов деятельности ученика. Он четко знает, что полученная оценка объективно отражает качество его работы и адекватна затраченным усилиям.
При разработке каждого учебного элемента необходимо заготовить ученику советы по работе и указание на то, что надо делать на том или ином этапе. Такое указание может содержать схему. Например, в зависимости от суммы n заработанных баллов ученику предлагается либо выбрать корректирующее задание (КЗ), либо перейти к следующему элементу (УЭ).
Цели урока:
- ознакомить учащихся с понятием “формула”, учить выполнять вычисления по формулам, продолжить работу над текстовыми задачами;
- воспитывать положительное отношение к учебному труду;
- развивать уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности.
УЭ–1
Цель: повторить материал, изученный в 4 классе.
Решай задачи устно, а ответы запиши карандашом после задачи. За каждый правильный ответ получите 1 балл, если не можете, обратитесь к учителю.
1. Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?
2. Скорость автомобиля 70 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4 часа?
3. Моторная лодка прошла расстояние 50 км за 2 часа. Найти скорость моторной лодки.
4. Скорость автобуса 45 км/ч. Какое расстояние пройдет автобус за 4 часа?
5. Расстояние между городами 1400 км. Скорость самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой?
Поставьте суммарный балл в оценочном листе после выполнения каждого учебного элемента (УЭ)
УЭ–2
Цель: выяснить, что такое формула?
Изучение нового материала.
Откройте стр.103 учебника. Прочитайте задачу № 1 и его решение.
Какие величины использованы в задаче (напишите ответ)? -(1б).
Какой буквой обозначили (напишите ответ):
- расстояние? (1б)
- скорость? (1б)
- время? (1б).
Что называют формулой? (1б). (Повернитесь друг к другу и расскажите)
Запишите формулу для нахождения расстояния. (1б).
УЭ–3
Цель: научиться выполнять вычисления по формулам.
а) Прочитайте задачу 2 и его решение.
Что известно в задаче? (1б).
Что нужно найти? (1б).
Какая формула нам потребуется для решения этой задачи? (1б)
б) Задача 3. Работайте над задачей 3 по схеме задачи 2. (1б).
УЭ–4
Цель: научиться выполнять вычисления по формулам.
Запишите в тетради дату, классная работа и тему урока. Кто скажет тему сегодняшнего урока?
№ 674 (а). Решить самостоятельно в тетрадях. (1б).
Если решили, то № 674(б), а если нет, см. УЭ–1. (1б).
№ 675 (а). Если решили, то № 675 (б), а если нет, то см. задачу 3. (1б)+(1б)
№ 676 (а).Если решили, то №676 (б), а если нет, то см. задачу 2. (1б)+(1б)
УЭ–5
Домашнее задание
Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке.
№ 701, №702, №703, №693. Любые 3 задания по выбору.
Если набрали:
(18 – 20) б. – “5”,
(14 – 17) б. – “4”,
(11 – 13) б – “3”, а если <11б. – “2”
Заполните оценочный лист.
Оценочный лист
Учебный элемент(УЭ) |
Сумма баллов(n) |
УЭ–1 | |
УЭ–2 | |
УЭ–3 | |
УЭ–4 | |
Итого | |
Самооценка | |
Оценка учителя |