Цель: познакомить с народными ремёслами.
Задачи.
Образовательная:
Воспитательная:
- дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;
- способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;
- воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.
Развивающая:
- развитие речи учащихся, познавательного интереса;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками;
- формирование умения работать в группе сверстников.
Наглядность и оборудование: предметы быта (плетёные корзинки, гончарные изделия, вышитые полотенца,опорные карточки со словами, карта Краснодарского края, презентация по теме урока (приложение 1, у автора), буклеты (приложение 2, у автора), учебники “Кубановедение 4 класс” М.В. Мирук, тетради на печатной основе “Кубановедение 4 класс” авторы Науменко Т.А, толковый словарь С.И.Ожегова, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, , цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования (цветные стикеры).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа с пословицами.
Чтение пословиц, их толкование.
Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.
- Без ремесла - как без рук.
- Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
- По ремеслу и промысел.
- Ремеслу всегда надо учиться:
Учитель:
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.
2. Словарная работа.
1) Выяснить значения слова “ремесло” (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.
Ремесло
1) Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом. Портновское ремесло.
2) Подобрать родственные слова к слову “ремесло”, выделение изученных орфограмм в словах ремесленник, ремесленный.
- Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.
III. Постановка проблемы
1. Работа с картой
Использование тетради на печатной основе “Кубановедение” авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.:
- Определить профессию мастера-ремесленника по его изделию (рисунки изделий в тетради на с.20).
- Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень “Труда”. Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. Показать на карте территорию Краснодарского края, Атамань.
2. Повторение особенностей групповой работы.
Составление правил работы в группах с опорой на условные значки
Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).
Словарная работа.
Буклет
Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
Буклет - путеводитель по выставке.
Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить название ремесла.
Деревянная ложка
Глиняная игрушка
Плетеная хлебница.
Замок.
Рушник.
IV. Открытие новых знаний.
Работа с текстом учебника “Кубановедение 4 класс” автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко и карточек с текстом.
Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете), карточки и представляют ремёсла.
Опоры для ответов:
1 группа. Искусство художественной обработки дерева.
Лесные богатства.
Деревянная посуда.
Мебель.
2 группа. Гончарное ремесло.
Глина.
Формы кубанской керамики.
Станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская.
3 группа. Лозоплетение.
Конец XVIII века.
От овощных корзин до плетней.
Потомственная мастерица.
4 группа. Кузнечное ремесло
Конец XIX века.
Художественные произведения из металла.
Ансамбль кружев.
Названия улиц.
5 группа. Рукоделие
Ткачество.
Вышивка.
“Голубая роза”.
1. Представление ремёсел каждой группой. Использование текстовых опор, презентации.
Словарная работа.
“Кубань мастеровая”.
2. Закрепление изученного материала.
Установить соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание в буклете).
Кувшины | Искусство художественной обработки дерева. |
Вышитые узоры | Гончарное ремесло. |
Бочки | Кузнечное ремесло. |
Сундук | Лозоплетение. |
Подковы | Рукоделияе. |
Корзинка | |
Бадья | |
Чашка | |
Люлька |
Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым - с ошибкой.
3. Проектная работа в группах.
Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.
Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделиий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской.
Завершение работы – защита работы.
V. Физкультминутка
- Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем кубанскую народную песню “Як робыв я в пана”.
Как вы понимаете название этой песни? (Слушаем первый куплет)
А хотите стать участниками кубанского хора? (Учитель раздаёт народные инструменты: ложки)
Дети подыгрывают хору.
VI. Закрепление материала
1. Вставить пропущенные буквы в названия изделия труда ремесленников (задание в буклете).
К-рзинка, б-чка, ба-ья, чашка, л-лька, утю-, в-нтеря – снасти для ловли рыбы, уша-, ма-итра, по-кова, гл-чик, ви-ы.
Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым - с ошибкой.
VII. Первичный контроль
1. Чтение стихотворения учителем:
Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.
Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?
Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники
2. У вас на столах изделия: панушка, “набожнык” и глэчик. Обсудите в группах и установите последовательность изготовления этих изделий. Помогут вам в этом карточки.
Карточка 1. Восстановите
последовательность изготовления глэчика.
Обожгли изделие в печи
Вымесили глину
Расписали изделие кистями
С помощью гончарного круга изготовили глэчик.
Карточка 2. Восстановите
последовательность изготовления рушника.
Посев конопли
Вязание снопов
Замачивание в реке и сушка на солнце.
Сбор конопли.
Выколачивание и трёпка.
Изготовление холста.
Прядение нитки.
Изготовление ткани на ткацком станке, вышивка
узоров.
Карточка 3. Восстановите
последовательность изготовления
игрушки-панушки.
Из волокон лыка делают игрушки-панушки.
Лыко снимают, расчёсывают специальным гребнем.
Когда спиливают старую акацию, под корой дерева
находится лыко.
Домашнее задание по выбору.
Учебник стр 86-87, тетрадь стр 20 узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе.
VIII. Рефлексия
- Что запомнилось сегодня на уроке?
- Как прошёл урок проголосуйте жетонами.
IX. Домашнее задание
Для того, чтобы определить, какая группа поработала лучше, смогла плознакомить с мастерской ремесленника - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.
Источники
1. Пословицы http://poslovitsa.yaxy.ru/kontext/1400.html
2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2005 г.
3. Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
4. Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/
5. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО “Дельта”, 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи).
6. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.
7. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2004 г.