Урок "Кубановедение" по теме "Народные ремесла"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с народными ремёслами.

Задачи.

Образовательная:

  • способствовать расширению кругозора учащихся о народных ремёслах.

Воспитательная:

  • дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;
  • способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;
  • воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

Развивающая:

  • развитие речи учащихся, познавательного интереса;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
  • формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками;
  • формирование умения работать в группе сверстников.

Наглядность и оборудование: предметы быта (плетёные корзинки, гончарные изделия, вышитые полотенца,опорные карточки со словами, карта Краснодарского края, презентация по теме урока (приложение 1, у автора), буклеты (приложение 2, у автора), учебники “Кубановедение 4 класс” М.В. Мирук, тетради на печатной основе “Кубановедение 4 класс” авторы Науменко Т.А, толковый словарь С.И.Ожегова, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, , цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования (цветные стикеры).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Работа с пословицами.

Чтение пословиц, их толкование.

Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

  • Без ремесла - как без рук.
  • Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
  • По ремеслу и промысел.
  • Ремеслу всегда надо учиться:

Учитель:

- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

2. Словарная работа.

1) Выяснить значения слова “ремесло” (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Ремесло

1) Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом. Портновское ремесло.

2) Подобрать родственные слова к слову “ремесло”, выделение изученных орфограмм в словах ремесленник, ремесленный.

  • Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.

III. Постановка проблемы

1. Работа с картой

Использование тетради на печатной основе “Кубановедение” авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.:

- Определить профессию мастера-ремесленника по его изделию (рисунки изделий в тетради на с.20).

  - Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень “Труда”. Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. Показать на карте территорию Краснодарского края, Атамань.

2. Повторение особенностей групповой работы.

Составление правил работы в группах с опорой на условные значки

Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).

Словарная работа.

Буклет

Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Буклет - путеводитель по выставке.

Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить название ремесла.

Деревянная ложка

Глиняная игрушка

Плетеная хлебница.

Замок.

Рушник.

IV. Открытие новых знаний.

Работа с текстом учебника “Кубановедение 4 класс” автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко и карточек с текстом.

Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете), карточки и представляют ремёсла.

Опоры для ответов:

1 группа. Искусство художественной обработки дерева.

Лесные богатства.

Деревянная посуда.

Мебель.

2 группа. Гончарное ремесло.

Глина.

Формы кубанской керамики.

Станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская.

3 группа. Лозоплетение.

Конец XVIII века.

От овощных корзин до плетней.

Потомственная мастерица.

4 группа. Кузнечное ремесло

Конец XIX века.

Художественные произведения из металла.

Ансамбль кружев.

Названия улиц.

5 группа. Рукоделие

Ткачество.

Вышивка.

“Голубая роза”.

1. Представление ремёсел каждой группой. Использование текстовых опор, презентации.

Словарная работа.

“Кубань мастеровая”.

2. Закрепление изученного материала.

Установить соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание в буклете).

Кувшины   Искусство художественной обработки дерева.
Вышитые узоры   Гончарное ремесло.
Бочки   Кузнечное ремесло.
Сундук   Лозоплетение.
Подковы   Рукоделияе.
Корзинка  
Бадья  
Чашка  
Люлька  

Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым - с ошибкой.

3. Проектная работа в группах.

Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.

Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделиий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской.

Завершение работы – защита работы.

V. Физкультминутка

- Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем кубанскую народную песню “Як робыв я в пана”.

Как вы понимаете название этой песни? (Слушаем первый куплет)

А хотите стать участниками кубанского хора? (Учитель раздаёт народные инструменты: ложки)

Дети подыгрывают хору.

VI. Закрепление материала

1. Вставить пропущенные буквы в названия изделия труда ремесленников (задание в буклете).

К-рзинка, б-чка, ба-ья, чашка, л-лька, утю-, в-нтеря – снасти для ловли рыбы, уша-, ма-итра, по-кова, гл-чик, ви-ы.

Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым - с ошибкой.

VII. Первичный контроль

1. Чтение стихотворения учителем:

Культура малой родины богата 
Перед тобой жилище предков – хата, 
Турлучная, а крыша – камышом, 
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки. 
Макитры, глечики, и ложки, рушники 
Как правило, плетнем окружена, 
Запрятана и тени садов она.

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники

2. У вас на столах изделия: панушка, “набожнык” и глэчик. Обсудите в группах и установите последовательность изготовления этих изделий. Помогут вам в этом карточки.

Карточка 1. Восстановите последовательность изготовления глэчика. 
Обожгли изделие в печи
Вымесили глину
Расписали изделие кистями
С помощью гончарного круга изготовили глэчик.

Карточка 2. Восстановите последовательность изготовления рушника.
Посев конопли
Вязание снопов
Замачивание в реке и сушка на солнце.
Сбор конопли.
Выколачивание и трёпка.
Изготовление холста.
Прядение нитки.
Изготовление ткани на ткацком станке, вышивка узоров.

Карточка 3. Восстановите последовательность изготовления игрушки-панушки. 
Из волокон лыка делают игрушки-панушки.
Лыко снимают, расчёсывают специальным гребнем.
Когда спиливают старую акацию, под корой дерева находится лыко.

Домашнее задание по выбору.

Учебник стр 86-87, тетрадь стр 20 узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе.

VIII. Рефлексия

- Что запомнилось сегодня на уроке?

- Как прошёл урок проголосуйте жетонами.

IX. Домашнее задание

Для того, чтобы определить, какая группа поработала лучше, смогла плознакомить с мастерской ремесленника - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.

Источники

1. Пословицы http://poslovitsa.yaxy.ru/kontext/1400.html

2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2005 г.

3. Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html

4. Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/

5. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО “Дельта”, 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи).

6. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.

7. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2004 г.