1.1. Актуальность темы.
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.
Слайд: 1-2
1.2. Цели и задачи урока.
В основе данного предмета лежат принципы:
“Здоровье через образование”;
– осуществление целостного подхода к воспитанию;
– соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
Основные цели:
- Отношению к здоровью как к ценности.
- Формирование представления о себе как здоровом человеке.
- Переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать – тревогу).
- Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
- Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
- Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.
- Формирование культуры здоровья.
- Понимание потребности здорового образа жизни.
- Развивать умение работать с различными источниками информации.
Главная задача предмета:
сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры.
Слайд: 3-4
1.3. Организация учебного процесса.
В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы:
– заинтересованность к изучению предмета;
– взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
– активное участие.
Методы работы:
– поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);
– метод самореализации (выступления );
– метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).
Формы работы:
– беседы, теоретические занятия
При изучении материала предмета предусмотрено использование наглядных пособий, Цоры.
1.4. Прогнозируемый результат и форма отчётности.
Создание урока “Школа- территория здоровья”
– составление буклетов;
– пропаганда здорового образа жизни.
2. Содержание урока.
2.1. Блок I “Здоровье человека”.
Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни.
Слайд: 5
2.2. Блок I I “Здоровый образ жизни”.
Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека.
Слайд: 6
2.3. Блок I I I “Вредные привычки”.
Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.
Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.
- Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:
- Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.
- Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
- Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
- Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
- Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение и употребление алкоголя и наркотиков.
Слайд: 7
Вредные пристрастия и факторы зависимости: сценка учащихся.
Газета “Завалинка” № 35 (320) от 2005 года, август, стр 6
Куренье, кроха, - это плохо!
Стихотворение об алкоголе:
Алкоголь... Алкоголь
Всем несет только боль,
Жизнь детишек на муки похожа.
В семьях, папа где пьет,
С ним и мама все пьет,
Где пьют дедушка с бабушкой тоже.И идет над страной стон глухою волной -
Детский плач, на мольбу похожий:
Просят маму: - Не пей,
Просят папу: - Не пей,
Просят бабушку с дедушкой тоже.Но тогда лишь спокойна ребячья душа, -
Детство тоже на сказку похоже, -
Когда папа не пьет,
Когда мама не пьет,
Не пьют бабушка с дедушкой тоже.
“Мифы о наркотиках”
Часто говорят, что...
- Миф: “Наркотики употребляют сильные и талантливые люди”
ФАКТ:
Если они и были такими, то скоро изменились, причем все - в худшую сторону.
- Миф: “Наркотики делают человека свободным”
ФАКТ:
Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
- Миф: “Наркотики бывают “ ВСЕРЬЁЗ” и “НЕВСЕРЬЁЗ” - всегда можно отказаться.
ФАКТ:
Отказаться можно только один раз – первый.
- Миф: “Наркотики как приключенческий роман – избавляют от обыденности жизни”
ФАКТ:
Часто при этом наркотики избавляют и от самой жизни.
- Миф: “Наркотики помогают решать жизненные проблемы”
ФАКТ:
Зато появляется много новых, решить которые порой просто невозможно.
СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР: С К А Ж И НЕТ НАРКОТИКАМ!!!
2.4. Блок IV Научные “Распределение физической нагрузки”.
Значение утренней зарядки: цель лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц.
Основная задача уроков физической культуры в школе – научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при катании на лыжах и коньках, работе на спортивных снарядах. Большое значение для каждого человека имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из своих физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья. Развивая мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными, быстрыми и экономными.
Плавание – прекрасное средство закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниями. При плавании происходит своеобразный массаж тела.
Спокойный бег – отличный отдых для нервной системы, средство для тренировки мышц.
Ходьба на лыжах – при пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.
Физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры. В процессе труда работают и тренируются различные группы мышц. Но во всем нужна мера. Перетренировка, недостаточный отдых после работы вредно отражается на здоровье человека.
Слайд: 8-11
2.5. Блок IV “Обобщение”.
Режим труда и отдыха. Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.
Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.
Слайд: 12
3. Рефлексия.
Учащиеся высказывают свое мнение о полученной информации.
Слайд: 13
4. Этап информации о домашнем задании.
Подготовить информационный блок для проведения классных часов в параллелях среднего звена и для участия в декаде ЗОЖ
Литература.
1. О.И. Моисеева, И.И. Тараданова “Выбираем мир без наркотиков”.
2. Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова “Алкоголь и подростки”.
3. Д.В. Колесов “Алкоголь – наркотическое вещество”