Цель темы:
- изучить химическое строение кислородсодержащих органических веществ на примере спиртов;
- познакомить учащихся с различной классификацией спиртов;
- актуализировать понятие о гомологии и общей формуле гомологического ряда на примере спиртов;
- актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета и положения функциональной группы в молекулах спиртов, познакомить с изомерией классов;
- изучить химические свойства спиртов и способы их получения;
- актуализировать знания о физиологическом действии спиртов на организм человека.
Задачи темы:
Обучающие:
- научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда одноатомных спиртов и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;
- познакомить учащихся с многообразием спиртов, актуализируя понятие о различных видах изомерии, совершенствовать умение учащихся составлять названия представленных ими структурных формул одноатомных спиртов, предлагать названия многоатомных спиртов, используя навыки при изучении одноатомных спиртов;
- изучить химические свойства спиртов, основные способы их получения.
Воспитывающие:
- продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
- продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно;
- продолжить формирование здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Развивающие:
- развивать творческую активность учащихся;
- развивать умение логически мыслить, выделять главное;
- развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы;
- развивать умение анализировать ответы своих одноклассников.
Типы уроков: комбинированный, с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.
Данный блок рассчитан на 3 урока.
Название урока | Содержание | № слайда |
1. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура одноатомных спиртов. Физические свойства и физиологическое действие на организм человека. | Название нового раздела курса. | Слайд 1 |
Классификация органических веществ по элементарному составу. | Слайд 2 | |
Введение понятия “спирты”. Классификация спиртов по различным признакам (по виду радикала, числу гидроксильных групп) |
Слайд 3 Слайд 4 |
|
Предельные одноатомные спирты. Цели и задачи урока. |
Слайд 5 | |
Строение предельных одноатомных спиртов. | Слайд 6 | |
Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов (работа учащегося у доски) | Слайд 7 | |
Контроль ответа учащегося. Расширение знаний о номенклатуре спиртов. |
Слайд 8 | |
Общая формула предельных одноатомных спиртов (продолжение ответа учащегося). Контроль ответа. | Слайд 9 | |
Изомерия и номенклатура спиртов.
Обсуждение с классом возможных видов изомерии
спиртов. Просмотр видеоролика. Работа учащегося у доски по составлению формул изомеров углеродного скелета спирта. |
Слайд 10 | |
Изомерия положения функциональной группы. Работа учащегося у доски. | Слайд 11 | |
Изомерия классов (объяснение учителя) | Слайд 12 | |
Физические свойства спиртов.
Водородные связи. Просмотр видеоролика о
растворимости спиртов в воде. |
Слайд 13 | |
Физиологическое действие спиртов на организм человека. Просмотр видеороликов (действие спиртов на мозг, сердце и печень) | Слайд 14 | |
Домашнее задание | Слайд 15 | |
2.Химические свойства и способы получения спиртов. | Проверка домашнего задания. | - |
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 16 | |
Обсуждение с классом реакции, связанной с составом спиртов. Работа учащегося у доски по составлению уравнений горения метанола и этанола. Контроль ответа. Просмотр видеоролика. | Слайд 17 | |
Обсуждение с классом типа химической
реакции, связанной со строением спиртов. Работа
учащегося у доски по составлению уравнений и
названия продуктов реакции замещения спиртов. Контроль ответа Просмотр видеоролика. |
Слайд 18 | |
Реакции разложения спиртов ( на примере дегидратации). Ответ учащегося у доски. | Слайд 19 | |
Контроль ответа. | Слайд 20 | |
Реакция окисления спиртов оксидом меди
(II). Просмотр видеоролика. |
Слайд 21 | |
Получение спиртов. | Слайд 22 | |
Домашнее задание. | Слайд 23 | |
3. Многоатомные спирты. | Проверка домашнего задания. | |
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 24 | |
Обсуждение с классом отличия
многоатомных спиртов от одноатомных. Номенклатура представителя класса двухатомных спиртов и общая формула гомологического ряда (ответ учащегося с места). Контроль ответа. Просмотр видеоролика о номенклатуре многоатомных спиртов. |
Слайд 25 | |
Номенклатура представителя класса трёхатомных спиртов и общая формула гомологического ряда (ответ учащегося с места). Контроль ответа. | Слайд 26 | |
Физические свойства этиленгликоля и глицерина. Просмотр видеоролика. | Слайд 27 | |
Химические свойства многоатомных
спиртов. Работа учащегося у доски по составлению уравнений реакций и названия продуктов реакции замещения многоатомных спиртов. |
Слайд 28 | |
Контроль ответа. Просмотр видеоролика. |
Слайд 29 | |
Качественная реакция на
многоатомность. Просмотр видеоролика. |
Слайд 30 | |
Области применения этиленгликоля. | Слайд 31 | |
Области применения глицерина. | Слайд 32 | |
Получение многоатомных спиртов. | Слайд 33 | |
Из истории об А. Нобеле (открытие динамита и др.)* | Слайд 34 | |
Домашнее задание | Слайд 35 |
*Если останется время.