"Занимательная этимология". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • создать условия для закрепления знаний об этимологии;
  • воспитывать интерес к самому слову;
  • оживить, разбудить заложенное в детских душах любопытство и любознательность к тайнам родной речи.
  1. Сообщение темы (цель КВН ставится совместно с учениками).
  2. Обозначим круг заданий, их последовательность на уроке.
  3. Разминка “Лексические слухи”.
  4. Командный конкурс “Этимологический микроскоп”.
  5. Конкурс болельщиков “Старославянские родственники”.
  6. Конкурс капитанов “Как вы думаете?”.

Ход урока

1. Организационный момент. В русском языке есть немало слов, происхождение которых нельзя определить одними фактами его современной системы, например, слов дом, портной, тринадцать, врач, сено, брать и др. Происхождением таких слов, то есть выявлением их древнего значения и первоначального строения, занимается особая наука э т и м о л о г и я. Этимология – истинное значение слова. Для проведения этимологического разбора слов необходима работа с этимологическим словарем.

2. Разминка.

В разминке участвуют две команды, вопросы и свой вариант ответов на них каждая команда готовит дома. Так как на размышление отводится одна минута, нужно придумать вопросы занимательного характера, рассчитанные на быстрый ответ и находчивость участников соревнований, - например, о сходно или одинаково звучащих словах:

- Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?

- Правда ли, что агрономы – это специалисты по астрам?

Команды предупреждены, что ответы должны начинаться словами, начинающими словами, выражающими сомнение: “Как вам сказать…”.

Вот как они могут звучать:

- Как вам сказать… с одной стороны, известно, что танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк – это боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по- английски тоже называются танками. Так, что судите сами…

- Как вам сказать… В общем-то астрономы занимаются изучением небесных тел. Но учитывая, что астра в переводе с греческого означает “звезда”, а форма этого осеннего цветка напоминает звезду. Потом дети задают еще 2-3 вопроса.

3. Конкурс “Этимологический микроскоп”. Предлагаются вопросы разного происхождения.

- Почему стол назвали столом?

- Имеет ли луг отношение к югу?

- Почему компьютер называют компьютером?

- Всегда ли портик - “маленький порт”?

- Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли ее выучить наизусть? Ответы можно найти в этимологических словарях, Наиболее доступным для школьников является “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой.

Имя существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.

Теперь о портике. Понятно, что прежде всего на ум приходит слово, образованное с помощью уменьшительного суффикса от имени существительного порт. Но есть и другой портик: навес, который поддерживается колоннадой (этот архитектурный термин латинского происхождения).

4. Конкурс “Болельщиков”.

Ведущий “бросает” в зал слово-старославянизм и “ловит” поочередно от болельщиков той и другой команды однокоренное русское слово. Например:

Глава - голова, чуждый - чужой, ограда - огород, среда - середина, страж - сторож, здравие - здоровье, краткий - короткий, глас - голос, надежда - надежный.

5. Конкурс капитанов. Можно выявить не только начитанность, сообразительность, но и умение быстро ориентироваться, с достоинством выходить из затруднительного положения, не унывая при любых обстоятельствах. Вопросы, требующие короткие и остроумные ответы.

- Как вы считаете, являются ли родственными саксофон и саксаул?

- Бывают ли бухты в форме восьмерки?

- Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный?

- Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву е?

- Кем приходится графу графин?

- Чем отличается тапир от тапера?

- Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву о?

- Выскажите предположение, почему в слове трава пишется а?

Дети могут пользоваться толковыми и этимологическими словарями.

6. Конкурс выполнения домашнего задания. Можно поставить сценку “Прекрасная Незабудка и доблестный рыцарь Гладиолус”. Представляю такой состав действующих лиц.

Незабудка – девушка, красота которой неописуема.

Мать и мачеха – злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки.

Колокольчик и Одуванчик – поэт, влюбленный в незабудку.

Гладиолус – благородный чужестранец, имя которого с латинского переводится как “меч” и русское название – Шпажник.

Подснежник – поэт, влюбленный в Незабудку.

Флокс приятель Гладиолуса, отважный рыцарь (в греческом языке слово флокс обозначало “пламя”).

Герань – добрая волшебница.

Можно подготовить рассказ о цветке. Например, в книге С.Н. Приходько “ Хоровод цветов” рассказывается такая история гладиолуса:

“Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов – фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум из них – Сенеку и Тереку, красавцам – юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва не состоялась – юноши не предали дружбу и родину. Тогда разъяренные римляне убили их. На месте воткнутых гладиаторами мечей расцвели прекрасные гладиолусы. С тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти”. Так гласит легенда. А мы напомним вам, что название гладиолус (“меч”) дано этому растению по форме его листьев, которые напоминают мечи или шпаги (отсюда русское шпажник).

Что касается оформления класса, где будут проходить соревнования, здесь широкое поле для фантазии организаторов. Можно, например, подготовить смешные рисунки по теме конкурсов: изобразить капитана , сидящего на берегу бухты в форме восьмерки; астронома, рассматривающего в телескоп букет астр, и т.д. Это создаст непринужденную обстановку, что очень важно для того, чтобы участники на уроке могли быть действительно веселыми и находчивыми.

7. Работа с этимологическим словарем.

Задание командам на засыпку: “Кто быстрее справится?”.

- Выпишите в левый столбик слова, состав и способ образования которых вы можете объяснить, а в правый – слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь:

завязывать,

дворняжка,

кольцо,

пасынок,

настольный,

горница,

опилки,

девятнадцать,

подберезовик,

ловить,

корова.

- Вспомним стихотворение А.С. Пушкина “Зимняя дорога” и найдем слова, для определения состава и способа образования которых не требуется этимологический словарь.

8. Домашнее задание: пользуясь этимологическим словарем, подготовьте устное выступление на одну из данных тем: “История слова джинсы”, “История слова обворожить”.