Электронная учительская в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


В последнее время документооборот в школах увеличился во много раз. Встает вопрос: “Как облегчить по мере возможности работу с бумажной отчетностью, которую должен выполнить каждый педагог?”. Здесь нам на помощь приходят новые информационные технологии. Да, именно на помощь. Но готовы ли мы принять эту помощь? – это зависит от позиции отвечающего, его общего кругозора, уровня владения ИКТ, готовности учиться. Каждый учитель делает для себя выбор:

1) Можно: решаться, пробовать, интересоваться, участвовать, содействовать, задавать вопросы, учиться...

2) Можно: препятствовать, избегать, сторониться, бояться, искать оправдания...

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса.

Большинство учителей нашего лицея творческие люди, находящиеся в процессе постоянного самосовершенствования. Они стараются идти в ногу со временем, посещают курсы повышения квалификации, в том числе по информационным технологиям. В лицее проводятся семинары, посвященные вопросам ИКТ.

Одним из помощников информационного сотрудничества педагогов являются “облачные технологии”. Облака, “облачные вычисления” – крайне популярные в последнее время термины, использующиеся в IT-среде.

Большинство из нас уже много лет(!) пользуются “благами” облачных сервисов. Вот несколько тому примеров:

  • Мы берем документы с электронной почты. При этом мы можем находиться где угодно – дома, на работе или на отдыхе.
  • Мы создаем страницы в социальных сетях. Тексты, изображения, видеофайлы, будучи однажды туда загруженными вами или вашими “друзьями”, доступны вам в любой момент и в любой точке мира.

Основным признаком облачных технологий является то, что человек авторизуется (т.е. регистрируется и поучает имя и пароль) на некотором интернет-ресурсе, сохраняет там свою информацию и получает к ней доступ в любое время и в любом месте.

Одним из гигантов облачной индустрии является компания Google, выпускающая один за другим новые бесплатные и полезные сервисы.

Одним из основателей компании Google является Сергей Брин – наш соотечественник.

Google представляет доступ к различным сервисам:

Мы решили создать с помощью сервисов Google виртуальную “Электронную учительскую”.

В каждой школе есть специальная комната, которая называется учительская. Виртуальная учительская отличается от обычной тем, что она создается силами самих учителей и администрации школы. Главной задачей виртуальной учительской является вовлечение учителей в управление школой.

На семинаре Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе”, проводимом во время весенних каникул, каждый из педагогов зарегистрировался на почте GMail и тренировался в работе с google-документами.

Чтобы иметь доступ к различным сервисам Google надо создать свой аккаунт – проще говоря, зарегистрироваться и создать свой почтовый ящик. Есть негласный закон регистрации на Google – пишут имя и фамилия через точку.

Почта Google может собирать все письма с других ваших e-mail адресов. При этом и вы, будучи на почте Google, можете отправлять письма, указав адрес любого своего почтового ящика.

Все письма можно сортировать по папкам. Можно создавать фильтры для писем, маркировать их разными цветами.

Контакты также могут быть импортированы из других почтовых ящиков.

Google – Диск является вашим облачным хранилищем. Но это уже не просто интернет-сервис облачного хранения данных с функцией файлообмена . Фактически это – полноценный бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций. Объем для хранения файлов, преобразованных в формат документов Google, не ограничен; для остальных же форматов сервис Google Docs предоставляет 1 ГБ дискового пространства бесплатно. 

Теперь документы, таблицы или презентации, создаваемые пользователем, сохраняются на удалённых серверах или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ таких сервисов, так как доступ к данным и их редактирование могут осуществляться с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Создатель документа именуется “Владелец”. Но он может открыть доступ к своему документу любому количеству пользователей. Документы можно совместно редактировать или оставлять комментарии к строкам в документе.

С помощью возможностей Google я создала сайт виртуальной учительской нашего лицея https://sites.google.com/site/uzitelskayliz144/ Сайт рассматривается как информационная и учебная среда в поддержку профессионального развития учителей.

Электронная учительская является коллективным ресурсом, пополняемым любым членом коллектива, а не только администрацией или службой поддержки: у каждого педагога есть доступ и права редактора для работы на сайте. Для того, чтобы сайт развивался, необходимы инструменты для совместной работы и обратной связи. Каждый учитель может вести свои страницы самостоятельно. На этих страницах с помощью ссылок и встраиваемых гаджетов можно собрать свои документы и формы в отдельном месте, а также пополнять их, то есть лучше управлять важными информационными потоками.

Сайт виртуальной учительской позволяет структурировать потоки информации по разным направлениям школьной работы. Заполнение сайта вызвало трудности только на первоначальном этапе, когда надо было внести на его страницы всю накопленную к тому времени информацию. Далее заполнение сайта шло постепенно, по мере возникновения актуальной информации.

На нашем сайте сейчас представлены следующие страницы:

1) Адреса сайтов и блогов учителей.

2) Аттестация педагога – документы необходимые для сбора портфолио.

3) Достижения учащихся –

  • Конкурсное движение.
  • Личные достижения учащихся во внеучебной деятельности.
  • Олимпиадное движение.
  • Участие в НПК различного уровня.

Достижения учащихся собираются по кафедрам и по уровням (лицейский, районный, городской, всероссийский, международный). Такое расположение информации наглядно показывает, в каком направлении учебной деятельности дети делают больше успехов.

4) Заказ учебников на 2013–2014 год – по классам.

5) Классному руководителю – инструктажи, классные часы, документы для подготовки к празднику “Честь лицея”.

6) Курсы повышения квалификации педагогов.

7) Объявления.

8) Отчетная документация.

9) Педагогические конкурсы.

10) План работы лицея.

11) Работникам ППЭ.

12) Рабочие программы.

13) Расписание – для учащихся, учителей, изменения в расписании на завтра.

14) Распространение педагогического опыты – профессиональные конкурсы, проведение мастер-классов, публикации, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Созданная и внедренная в работу виртуальная электронная учительская позволила коллегам получать доступ к структурированной информации по лицею не только находясь на рабочем месте, но и с домашнего компьютера.

При подготовке к празднику “Честь лицея” не пришлось бегать с бумажками– списками детей, как это было раньше. Достаточно было открыть виртуальную учительскую, чтобы получить представление о результативности учащихся того или иного класса. Учителя, готовя самоанализ своей деятельности за год, могли воспользоваться страницами учительской, чтобы освежить в памяти события, не забыть никого из детей, ставших победителями и призерами олимпиадно-конкурсного движения. Заведующим кафедрами, готовя отчет по кафедре за год, уже имели полное представление о работе учителей своей кафедры в течение года. Администрация лицея, составляя отчеты о проделанной за год работе, тоже брала необходимую информацию с нашей учительской. На страницах объявлений появлялась актуальная информация, дублирующая информацию в обычной школьной учительской, с которой учитель мог ознакомиться дома. Координатор учебного процесса ежедневно вывешивала изменения в расписании на завтра на страничке расписания.

Постепенно к работе с учительской подключились все коллеги.

Таким образом, учительская стала для наших учителей неотъемлемым помощником в работе с документацией.

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
  2. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. (Петербургская Школа 2020).
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г.№ Пр 212.
  4. http://conf.rcokoit.ru/archive/2012/data/letters/materconf2.pdf (с.122).
  5. https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=1541