Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Технологии урока: Элементы проектной деятельности, ИКТ.
Главная дидактическая цель урока: Способствовать применению метода получения изображений на чертеже – метода ортогонального проецирования при моделировании детали сложной формы, состоящей из простейших геометрических тел – многогранников.
Обучающие цели:
- Способствовать применению основ метода ортогонального проецирования при проектировании изделия сложной формы.
- Создать условия для закрепления учащимися понятий о проекциях вершин, рёбер и граней предмета;
- Продолжить формирование у учащихся навыков выбора необходимого минимального количества видов;
- Способствовать расширению у учащихся терминологического аппарата предмета “Черчение”.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию у учащихся логического мышления и пространственного представления.
- Расширение кругозора учащихся средствами интегративных связей черчения, геометрии и истории и культуры Санкт-Петербурга.
- Способствовать развитию речи и графической культуры учащихся.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность команды.
- Способствовать пониманию значения чертежей при создании изделий.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
План урока (45 мин.)
- Организационный момент (0,5 мин.)
- Представление проблемной ситуации (4 мин.)
- Обсуждение (3 мин.)
- Выдвижение гипотезы (3 мин.)
- Определение типа проекта (0,5 мин.)
- Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей (0,5 мин.)
- Обсуждение в группах формы будущего фонаря утверждение формы изделия (5 мин.+2 мин.)
- Актуализация знаний (6 мин.)
- Физкультминутка (1 мин.)
- Оформление результатов (практическое задание) (14 мин.)
- Предзащита (3 мин.)
- Рефлексия, подведение итогов и домашнее задание (2 мин.)
- Организованный конец урока (0,5 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Представление проблемной ситуации
(Слайд 2) [2] “Петербургские фонари…Они стали привычными и необходимыми в нашей повседневной жизни. Они освещают улицы, придают характер вечеру или утру. За двести с лишним лет петербургские фонари приобрели совершенно особенную прорисовку формы, силуэт. Поражает бесконечное разнообразие фонарей – от маленьких, лёгких, забранных в простые проволочные решётки, до чугунных фонарных соцветий. Обычный традиционный уличный фонарь выглядел в виде стеклянного “домика”, накрытого металлической крышей, который помещался на столбе. В каждом таком домике раньше горела керосиновая лампа, сейчас горит электрическая. Фонари создавались по проектам петербургских зодчих и потому так гармонично входили в ансамбли площадей и улиц. Среди авторов петербургских фонарей такие известные архитекторы как Карл Иванович Росси и Огюст Монферран, скульпторы Пётр Карлович Клодт и Павел Петрович Соколов”.[3] К сожалению, фонари в новых районах города становились всё более однотипными, а, значит, и не столь интересными. Сегодня я предлагаю вам придумать форму фонаря для нашей школьной территории.
Обсуждение
Рассмотрите внимательно форму петербургских фонарей (слайд 2).
- Форма простая или сложная? (Форма фонарей сложная, т.к. состоит из нескольких геометрических тел).
- Выполните анализ геометрической формы некоторых из представленных фонарей (то есть определите, из каких геометрических тел состоят эти фонари).
(1 – усечённая правильная четырёхугольная пирамида и правильная четырёхугольная пирамида;
2 – правильная шестиугольная пирамида и правильная шестиугольная призма; и.т.д.)
Выдвижение гипотезы
Заметим, что комбинации многогранников повторяются, но внешний вид фонарей отличаются друг от друга, почему? (Различные соотношения параметров, пропорций: соотношения размеров оснований и высот).
Меняя параметры многогранников, можно добиться получения оригинальной формы фонаря.
Определение типа проекта
Сегодняшний проект краткосрочный. За урок вы должны продумать оригинальную форму фонаря для школьной площадки и воплотить эту идею в виде эскиза. Завершать задание вы будете дома, построив по выполненному эскизу технический рисунок.
Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей
Над решением задачи вы сегодня работаете в командах по 4 человека. В каждой команде необходимо выбрать капитана, который смог бы озвучить ваши совместные действия. Вместе вы придумываете оригинальную форму фонаря, используя различные многогранники. Эскизы выполняете индивидуально.
Обсуждение в группах формы будущего фонаря и утверждение формы изделия
Обсудите, из каких многогранников будет составлена форма вашего фонаря. Изобразите схематично или в виде рисунка модель вашего фонаря на листах формата А5. Для проектирования можно использовать модели геометрических тел, которые вы ранее сами выполнили, но для получения оригинальной формы изменяйте пропорции. На выполнение задания у вас 7 минут (слайд 5).
Капитаны команд рассказывают, из каких многогранников будет состоять форма фонаря, и каковы пропорции этих составляющих. (Рисунок можно продемонстрировать с помощью документ-камеры).
Актуализация знаний (слайды 6-12)
Чтобы вам было проще справиться с поставленной задачей по выполнению эскиза фонаря, вспомним, на какие моменты надо обратить внимание:
- Какое проецирование используется при получении изображений на чертежах и эскизах? (ортогональное проецирование – прямоугольное проецирование на взаимно-перпендикулярные плоскости проекций).
- Как построить проекции точки? (Опустить перпендикуляры из точки на плоскости проекций).
- Какие фигуры получаются при проецировании призмы и пирамиды на три взаимно-перпендикулярные плоскости проекций?
- Какие фигуры получаются при проецировании усечённой пирамиды на три взаимно-перпендикулярные плоскости проекций?
- Сколько видов на чертеже необходимо и достаточно построить для однозначного определения формы многогранников? (2 вида: основание и боковая поверхность).
- С какого вида необходимо начать вычерчивать чертёж многогранника? (Чертёж многогранника надо начинать с основания; если основание многогранника находится в горизонтальной плоскости проекций, то с вида сверху).
- В каком случае на изображении проекции точек совпадают? (Проекции точек совпадают, если эти точки находятся на одном проецирующем луче).
- В каком случае отрезок прямой (ребро) проецируется в истинную величину(то есть сохраняет форму и размеры)? В точку?
- В каком случае грань (часть плоскости) проецируется в отрезок прямой? В каком случае она проецируется в истинную величину?
Динамическая пауза (слайды 13,14)
Прежде чем приступить к воплощению ваших планов, выполним зарядку для глаз.
- “Обежать” взором, не двигая головой, красный прямоугольник (5 раз).
- “Обежать” взором зеленый прямоугольник (5 раз).
- Движение взором поочередно по диагоналям, вертикалям и горизонталям (по 2 раза.)
Оформление результатов (задание 2)
Итак, каждая группа придумала оригинальную форму для фонаря. Теперь каждый участник группы выполняет эскиз фонаря на листе формата А4 по клеточкам. При выполнении эскиза необходимо обращать внимание на соблюдение проекционной связи (слайд 13).
Предзащита
Капитаны команд рассказывают о своих эскизах фонаря. (Можно использовать документ-камеру).
Рефлексия, подведение итогов и домашнее задание
Наш урок подходит к концу. Как вам показалось: сложно быть архитектором? Какие способности, знания и умения для этого необходимы? (фантазия, пространственное воображение, эстетический вкус, умение моделировать, строить чертежи, соизмерять предметы, знать геометрические тела и их свойства). А Вы чему сегодня научились на уроке? (Мы научились не только выполнять анализ геометрической формы предмета, но и попытались самостоятельно смоделировать предмет сложной формы). Дома необходимо по выполненному эскизу построить технический рисунок фонаря, чтобы на следующем уроке защитить свой проект (слайд 14). Лучший проект будет воплощён в жизнь при оформлении нашей пришкольной территории.
Молодцы!
Организованный конец урока
Оборудование урока:
для учителя:
- компьютерная презентация “Моделирование предмета сложной формы из многогранников”;
- мультимедийный проектор и экран;
- документ-камера;
для учащихся:
- модели геометрических тел, листы в клетку формата А5 и А4, чертёжные инструменты.
Литература.
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник. М.: АСТ: Астрель, 2012 г.
- Фонари Санкт-Петербурга http://www.spbmuzei.ru/fonari3.htm
- Фонари как украшение города Санкт-Петербурга
- http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-29625