Введение федеральных государственных стандартов образования предполагает организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях, что, в свою очередь, ставит много задач перед школой:
– организация процесса обучения;
– организация системы управления;
– кадровое обеспечение;
– учебно-методическое обеспечение;
– информационное обеспечение;
– грамотный психолого-педагогический поход;
– научно-обоснованный подход в решении всех задач.
Необходимость организации проектно-исследовательской деятельности учащихся ставит много задач перед педагогом:
– Как подобрать учебные проекты и исследования в соответствии со спецификой
учебного заведения, его материальным обеспечением, особенностям УВП?
– Как провести серию проектов для последовательного формирования определенных
умений и навыков учащихся?
– Как составить учебный план (рабочую программу) курса?
– Как подготовить учащихся к работе над проектом?
– В каком направлении разработать проект и исследование?
– Какие формы и методы актуальны для проведения проектно-исследовательской
работы?
Организация проектно-исследовательской деятельности предполагает планирование и осуществление внеурочной деятельности учащихся в рамках их индивидуальной образовательной траектории. В этом случае педагог взаимодействует с учащимися, чьи способности располагают к проектно-исследовательской работе именно в его образовательной области и смежных областях, что делает данную педагогическую деятельность интересной и перспективной. Таким образом, если педагог ИЗО будет вовлечен администрацией общеобразовательного учреждения в работу этого направления, то он будет работать с детьми, имеющими художественные способности и навыки, склонными и заинтересованными в их развитии.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность, подразумевающая выделение целей, методик, планирование хода работы над проектом и получение ожидаемых результатов. Главной целью проектной деятельности учащихся является обучение, а не получение нового результата или открытия. Основной принцип проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).
Наличие стандартов представления исследований является характерным атрибутом исследовательской деятельности и все они давно определены, в отличие от деятельности в сфере искусства. Практические работы на уроках ИЗО, как и любое задание в области искусства, предполагает творческий и личностный подход к решению задач, а именно: найти свой оригинальный путь и решение. Таким образом, в системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно– исследовательской деятельности.
Основной характер учебного процесса классно-урочной системы – “учитель” – “ученик”, где учитель транслирует знания, а ученик усваивает. При проектной деятельности нет готовых решений, все требует самостоятельного анализа и ситуаций совместной деятельности, которые выражаются в иных отношениях – “наставник”– “младший коллега”, что предполагает передачу не знаний, а навыков практической деятельности от учителя к ученику. Вся система обучения ИЗО с давних пор основана на практической деятельности, где учитель передает не только знания в области искусства, но и навыки изобразительной грамотности.
Сегодня методические кабинеты педагогики предлагают различные формы и методы проведения проектно-исследовательской работой. Рассмотрим основные этапы проектно-исследовательской деятельности в школе, которые будут выполняться в ходе работы над проектом в области изобразительного искусства.
1-й этап: Организационный.
На этом этапе проводятся установочные занятия. Ставятся цели и задачи перед учащимися. Определяется тематика работы и ее направление. Проводятся мотивационные занятия, направляющие учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.
2-й этап: Планирование (подготовительный).
Обсуждение и отбор идей для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.
3-й этап: Поисковый.
Определяется список необходимых материалов для реализации проекта. Выбираются способы сбора информации. Осуществляется поиск необходимой информации и предоставляются результаты этого поиска для коллективного обсуждения. Проводится отбор материала, необходимого в дальнейшей работе.
4-й этап: Эскизный (макетный).
На этом этапе учащиеся занимаются созданием эскиза и подбором цветового решения будущей работы. Проводится просмотр предложенных учащимися решений. Совместно, педагог и учащиеся, отбирают вариант для реализации практической части.
5-й этап: Практический (продукт).
Здесь вся предыдущая работа воплощается в реальное создание художественной работы. Именно на этом этапе учащиеся получают практические навыки работы, формируются универсальные учебные действия.
6-й этап: Итоговый (презентация).
После выполнения практической работы проводится выставка, демонстрация созданного произведения. Приглашаются учителя и учащиеся школы для обсуждения достигнутого результата и для получения независимой оценки.
7-й этап: Аналитический.
Проводятся занятия обобщающего характера. Проводится самоанализ работы учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки проделанной работы.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в области изобразительного искусства имеет широчайший диапазон и спектр работ, особенно практического плана. Характер и объем ограничивается только возрастной психологией учащихся. Огромный потенциал заложен в работе над дизайном и оформлением. В школе можно оформлять все: стенды, стены, окна, потолки, различные тематические уголки, классные комнаты, раздевалки, зимние сады, клумбы, шторы и даже разрабатывать школьную форму своего учебного учреждение и т.д. Заказчиком проекта может выступать само ОУ.
Важно помнить, что проект и его объем должен соответствовать возрасту учащихся. Как говорилось выше, над проектом работают учащиеся, которые имеют желание и способности развиваться в этой области. Проект выполняется группой учащихся, т.е учебная деятельность имеет не индивидуальную форму обучения, а групповую.
В ходе работы над проектом учащимся предстоит, прежде всего, провести исследование. Исследовательская деятельность может потребоваться не только в области изобразительного искусства, но и в межпредметной.
Предположим, в качестве практической работы в проекте выступает оформление уголка в кабинете биологии. Первоочередной задачей будет – определить тематику оформления, его актуальность. Второй задачей – выбрать специфику изображения. Допустим, уголок посвящен животному миру. Значит, учащимся будет необходимо время для изучения животных, которым будет посвящен уголок (стенд): их среды обитания, внешнего вида, поведения. Это время сбора материала, необходимого для оформления. Затем учащиеся должны провести анализ месторасположения оформляемого уголка (расположение в классе, объем отведенного пространства, учет имеющегося цветового решения класса), чтобы оформленный уголок вписался в дизайн класса, дополнял и гармонировал с пространством. Перед учащимися встает задача изучения видов и правил организации пространства, создание искусственной среды обитания человека.
Если учащиеся разрабатывают проект класса, организовывают пространство фойе, они проводят исследовательскую работу не только в отношении организации пространства, но и в области цветового решения, изучают влияние цвета на психологию человека. При работе над формой учащиеся занимаются исследованием истории костюма, особенностей делового костюма и т.д. Любая деятельность в области оформления или дизайна требует исследовательской работы, изучения исторических основ, современных тенденций и предпосылок, учета социального окружения.
После проведения необходимого исследования учащиеся приступают к эскизной деятельности, ищут творческое решение, основанное на анализе предыдущей работы, разрабатывают форму, цветовое решение, смысловую нагрузку, то есть осуществляют поиск решения в ходе работы над проектом. Затем при достаточном количестве эскизных работ проводится анализ и отбор выработанного материала учащимися. Определяется вариант оформления (уголка, стенда и т.д). Далее переходим к практической части проекта, ведется работа в материале (создание), где учитель передает свои навыки практической деятельности учащимся.
Важно помнить, что на всех этапах работы над проектом учитель осуществляет координацию деятельности учащихся, не поучает их, а направляет в поэтапном самостоятельном освоении материала. Также в проектно-исследовательской деятельности необходимо применять разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые и консультативного характера. Исследовательская деятельность требует гибких образовательных программ, построенных в соответствии со спецификой проекта и учетом склонностей и способностей конкретного ученика.
В ходе завершения проекта можно провести соцопрос, анкетирование учащихся и учителей школы о проделанной работе, который может стать одним из критериев в оценке деятельности учащихся, выполнявших проект. Важно по достижении результата дать возможность учащимся, работавшим над проектом, провести анализ собственной работы. Грамотная самооценка позволяет избежать неудач и ошибок в будущем.
На финальном этапе необходимо провести анализ работы учащихся на всех этапах проектной деятельности. Особое внимание следует уделить удачным моментам в работе, ситуация успеха всегда важна в педагогической деятельности.
Рисунок № 1 (пример проекта выполненного учащимися, роспись стены школьного коридора (9 класс).