Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Введение.

Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Автомобили паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. По статистике Госавтоинспекции за 2012 год в России зарегистрировано 20897ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 940 детей погибли и 22016 получили ранения. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье.

По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему в нашем детском саду возникла необходимость организовать работу в этом направлении.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Проблема обучения детей безопасному поведению отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, художественно – эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.

Основная часть.

1. Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у старших дошкольников.

Самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка, поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Статистические данные об участии детей в дорожно – транспортных происшествиях, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направило нас на поиск новых, более совершенных подходов в решение данного вопроса. Самым эффективным методом является проектная деятельность. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. В основу проектов положена идея интеграции содержания образовательных областей вокруг единой темы. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояния связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. При этом,. Таким образом, в ходе реализации проектов, мы выстраиваем свою работу с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Главное в проектной деятельности то, что проект не “привязан” к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает нерешительным детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У ребят появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Реализация проекта показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный проект требует соблюдения таких принципов:

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, соблюдение этих правил на дорогах гарантирует ГИБДД;
– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения, и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способно привить детям устойчивые навыки безопасного поведения на дороге. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей.

2. Содержание проекта.

Тема проекта:Азбука дорожного движения”.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, средней продолжительности (2 месяца).

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке. Задачи:

Образовательные:

– обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде;
– познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Развивающие:

– расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
– создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения;
– повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения.

Воспитательные:

– Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге. Мы познакомились с инновационным опытом педагогов-практиков по данному направлению, подобрали диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил дорожного движения (Приложение 1) и провели мониторинг знаний правил “Дорожной азбуки” у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2).

Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников (Приложение 2).

На этом этапе изучили условия, которые нужны для ознакомления детей с правилами дорожной безопасности и пришли к выводу, что в детском саду созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта:

  1. В группе оформлен “уголок безопасности”, который постоянно обновляется, т.к. меняется возрастной состав группы. Материал представленный в уголке разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге и др.
  2. Оформлен стенд “Внимание дорога”, в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы и памятки. Два раза в месяц информация обновляется. В родительских уголках систематически размещаются ширмы “Вы, ребенок и дорога”, “Это должен знать каждый”.
  3. В детском саду функционирует кабинет ОБЖ, в котором дети разного возраста занимаются в кружке “Азбука безопасности”, обыгрывают различные ситуации, приобретают опыт поведения на улице. Там имеется схема – макет города Усинска, с подсветкой всех светофоров, дорожные знаки, макет светофора.
  4. На территории детского сада имеется транспортная площадка, где дети имеют возможность в летний период поиграть и почувствовать себя в роли пешехода, отработать навыки перехода дороги.

Так как проект проходит через все виды деятельности был разработан по всем образовательным областям план работы с детьми (Приложение 3) и план работы с родителями (Приложение 4).

На втором основном этапе проекта – шло накопление информации о проблеме безопасного дорожного движения. С этой целью нами проводилась серия познавательных НОД и бесед, дидактические и подвижные игры по правилам дорожного движения. Реализация задач образовательной области “Художественное творчество” прошла через НОД по рисованию, конструированию, аппликацию. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы, создание альбома “Транспорт”. Параллельно проводили встречи с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, водителями родителями), экскурсии и целевые прогулки по городу Усинску, где детям показывали тротуар и проезжую часть, перекресток. Давали понятие об одностороннем и двухстороннем движением транспорта. Наблюдали за работой светофора для транспорта и пешеходного светофора, закрепляли их значение. В ходе реализации проектных мероприятий дети учились ориентироваться в пространстве, понимать такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также они упражнялись в правильном определении скорости движения транспорта и пешеходов, в моделировании различных ситуаций, которые могут происходить на дорогах.

В группе были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей была проведена викторина “Что? Где? Когда?” и музыкально – игровой досуг “Помни правила дорожного движения”.

Дети совместно с родителями разработали схемы маршрутов ““Дом – детский сад” (Приложение 6). Дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проекта способствовало обогащению сознания детей новым содержанием, осмыслению понятий: знак, символ, знаковые системы.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т.д.) мы использовали такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, консультирование на сайте дошкольного образовательного учреждения. Основной упор в работе с родителями уделяли тому, чтобы родители сами подавали пример в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта . На этом этапе проходил конкурс семейных плакатов и рисунков “Внимание, дорога!”, семейных маршрутов “Дом – детский сад”, проводилась познавательно-игровой конкурс “Знатоки правил дорожного движения”, где дети и родители состязались в лучшем знании правил дорожного движения.

Заключение.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности по обучению детей правилам дорожного движения и воспитания у них привычек, поведения умелых, осторожных пешеходов.

В результате целенаправленной работы дети получили глубокие знания по теме “Правила дорожного движения”. Дети научились понимать, что они являются участниками дорожного движения. Освоили элементы дороги: дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток. Хорошо научились различать виды транспортных средств: автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл. Ближе познакомились со средствами регулирования движения и освоили значение цветовых сигналов светофора. Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. В процессе творческих игр дети с большим интересом берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усложняют типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Проект способствовал и развитию социальной компетентности детей: они свободно общаются с воспитанниками других групп, сотрудниками детского сада.

Таким образом систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе!

В завершении хотелось бы отметить, кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Приложение 5.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО –ПРЕСС”, 2005.
  2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: "Мозаика-Синтез", 2008.
  4. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПб., "Детство-Пресс". 2010.
  5. Данилова Т.И. Программа “Светофор”. Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., изд. “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
  6. Дергунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область “Безопасность”. Как работать по программе Детство”: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, М.: ТЦ “СФЕРА”, 2012.
  7. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  8. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. – М.: “Издательство Скрипторий” 2005.
  9. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС”, 2010.
  10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  11. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО_ПРЕСС”, 2011.
  12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: “Идательство Скрипторий 2003”, 2009.