Древние цивилизации Востока. Месопотамия. Общественное устройство. Экономика. Религия. Культура.
Программа 2009: Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни, занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.
Образовательный аспект: сформировать представление и цивилизации Древнего Междуречья (Месопотамии) и ее создателях, особенностях, достопримечательностях
Развивающий аспект:
Развитие мыслительных качеств:
- умение сравнить цивилизации Древнего Египта и Месопотамии
- умение обобщать, анализируя факты истории жителей Междуречья, учить делать выводы об особенностях данной цивилизации
- умение выявлять причины, почему именно орошаемое земледелие и ремесло были хорошо развиты на данной территории
- умение использовать карту как источник информации о расположении цивилизации и ее природно-климатических особенностях
Воспитательный аспект:
- оценить вклад народов Древнего Двуречья в общемировую культуру
- высказывать свою позицию в отношении правителей древнего Двуречья
План.
- Местоположение и природа.
- Хозяйство. Занятия.
- Устройство. Управление.
Мотивация.
Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!
Почему они так решили? (работа с картой)
Тема урока “Древнее Двуречье”.
Природа древнего Двуречья была очень схожа с природой Египта (Африка, Азия, Аравийский полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив, Двуречье (Междуречье, Месопотамия).
НО:
Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде такие как же в Египте или нет?
Проблема урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?
В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?
! Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого нужно знать? (проговаривание затруднения)
Схема изучения государства (запись в тетрадь)
- Местоположение и природа.
- Хозяйство. Занятия.
- Устройство. Управление.
Местоположение и природа (работа по карте – проговаривание)
Хозяйство. Занятия.
Каково было главное занятие жителей Двуречья?
Земледелие
Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей (либо 1 статья на слайд)
- Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.
- Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить
- Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.
- Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.
- Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.
- Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.
- Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.
Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее Двуречье названы речные цивилизации. Почему?
Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу:
Общие черты Египта и Междуречья | |
Отличительные особенности Египта | Отличительные особенности Междуречья |
1 группа: Местоположение и природа
Заполните таблицу.
Египет | Междуречье | |
Климат | ||
Реки | ||
Разливы рек | ||
Ирригация |
Дополнительные вопросы:
В Двуречье существовали мифы. В мифе о сотворении мира рассказывается о том, что бог создал небо и землю, посадил на ней растения, заселил ее животными. Из глины бог вылепил первых людей, подобных богам, по своему образу и подобию.
- Какие выводы можно сделать из этого мифа?
- Почему бог вылепил первых людей из глины?
Еще один миф – Миф о всемирном потопе.
Какие сведения из жизни людей можно узнать из этого мифа?
- Как в нем отразилась природа страны?
- Что в нем правда, а что вымысел?
Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Друречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.
Ирригационная система шумеров
Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.
2 группа: Постройки в Двуречье
Заполните таблицу
- учебник пункт 2 (внешний вид – презентация) Зиккурат
Египет | Междуречье |
Большинство построек из камня | Большинство построек из глины |
Дополнительные вопросы:
Жители Двуречья – шумеры использовали для
строительства городов глину (Презентация).
Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.
3 группа: Письменность
Заполните таблицу
Египет | Междуречье |
Папирус, иероглифы | Глиняные таблички, клинопись |
Дополнительные вопросы:
Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)
Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.
Почему благодаря пожару библиотека была спасена?
Во времена первых раскопок таблички с клинописью были совершенно непонятны археологам. Многие сомневались, что это вообще можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с помощью точной копии персидской надписки. Чтобы прочитать ее нужно была забраться на высоту 50 метров, где эта надпись была высечена на скале. С тех пор ученые прочитали множество табличек.
Вывод: И в Египет и в Междуречье существовала письменность, которая была из сотен значков - символов, обозначающих как целые слова, так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана. В Египет – иероглифы, в Междуречье – клинопись.
Клинопись
Клинописным письмом обозначались либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты читать было очень трудно, поэтому писцы пользовались специальными определителями, которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Всего в шумерской клинописи существовало около 600 знаков.
История изучения клинописи
Впервые клинописные тексты были прочитаны учителем классических языков Г. Гротфендом, который перевёл несколько персидских надписей в 1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830–1840 гг. английский офицер и дипломат Г. Раулинсон дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в. была прочитана эламская клинопись и составлен словарь аккадского языка. В первой половине XX в. была окончательно дешифрована самая древняя из клинописных систем — шумерская.
4 группа: Боги
- Учебник пункт 3
Приведите Факты, что существовавшие у шумеров представления о богах были тесно связаны с природными условиями Двуречья.
Много ли общего в религиозных представлениях Египта и Междуречья?
Богиня Иштар
В вавилонской мифологии главной богиней являлась Иштар. Первоначально она считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Позднее к её функциям присоединились ещё функции богини победы и правосудия. Иштар также являлась покровительницей семейной жизни.
Мардук
Мардук — в вавилонской мифологии бог-покровитель Вавилона. Он был верховным божеством вавилонского Пантеона. Согласно мифологии Мардук, сын бога Эа, избранный царём в совете богов, возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат, после чего создал землю, небо и людей.
Дополнительные вопросы
Прочитайте миф о богине Иштар
К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь Иштар свой дух склонила,
Склонила синова дочь дух свой пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы.
К дому, откуда вошедший никогда не выходит
К пути, на котором дорога не выводит обратно.
К дому, в котором вошедший лишается света
Света он больше не видит, во тьме обитает
Туда, где питье его – прах, и еда – его глина.
А одет он словно бы птица, одеждою крыльев
На дверях, на засовах простирается прах,
Под вратами разлито запустенье...
Этот миф похож на египетский миф об Осирисе и Исиде.
Вывод: Природные условия способствовали возникновению в Двуречье цивилизации, которая была тесно связано с природными условиями. И в Египте, и в Двуречье было многобожие.
5 группа: Научные открытия и школы
- учебник пункт 3, 5
Вывод: И в Египет и в Двуречье развивалась математика и астрономия. Были школы. В Египет был высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная система измерения.
Развитие астрономии в древней Месопотамии
Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) — природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII в. до н. э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.
Создание пояса Зодиака
В древней Месопотамии существовала оригинальная система созвездий. Современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана. Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, — одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии. Существовала особая символика, связанная с небесными светилами, в частности, с созвездиями. Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (кудурру). Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, — в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения Козерога на печатях датируются концом III тыс. до н. э. Во II тыс. до н. э. эти символы уже имели, по-видимому, астральное значение как фигуры созвездий. Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме “Мул-Апин”, окончательная версия которого датируется приблизительно 700 годом до н. э. В тексте сказано: “Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается”. Далее перечисляются названия 18 созвездий: “Звёзды, Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наёмник”. Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений; Небесный Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб — это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие созвездия не имеют аналогов среди названий созвездий греческого Зодиака. Зодиак делился на двенадцать частей не случайно. В этом отражалась структура месопотамского лунно-солнечного календаря, в котором обычный, не високосный год содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того, месопотамские астрономы в своих расчётах использовали схематический календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый — временной аналог математического Зодиака. Схематическим календарём в Месопотамии пользовались ещё во II тыс. до н. э., задолго до открытия пояса Зодиака. В середине I тыс. до н. э. в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку “Мул-Апин”, в то время как в математической астрономии расчёты производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.
Вывод по уроку:
Общие черты Египта и Междуречья | |
Речные цивилизации | |
Плодородные земли, система ирригации | |
Письменность, наука, школы | |
Многобожие | |
Отличительные особенности Египта | Отличительные особенности Междуречья |
Решение проблемы урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?
В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?
- Природные условия способствовали возникновению в Двуречье цивилизации, хотя можно сказать, что это условия были далеко не идеальны, требовали усилий людей по преобразованию природы.
- В Египет и Двуречье условия жизни были похожи (реки, плодородные долины, необходимость ирригации, раннее формирование государства из-за необходимости организовывать большие массы людей, деспотические черты государства – по принципу пирамиды).