Цели урока:
- закрепление знаний о регулярности (закономерности) движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны, относительно Земли;
- закрепление знания о компасе и о способах его использования;
- закрепление знаний о форме Земли и глобусе как модели Земли.
Оборудование:
- проектор;
- интерактивная доска;
- презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Школьный прозвенел звонок,
Приглашает на урок.
Торопитесь-ка, ребята!
Занимайте-ка места!
Себя сегодня проявите,
Ваши знания покажите,
Что учились мы не зря!
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, о чем мы говорили на прошлых уроках? (Ответы детей)
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы с вами вспомним следующие темы: “Природные часы, календарь, компас”, “Земля имеет форму шара” и “Глобус – модель Земли”. (Слайд 1)
Во второй половине урока вы попробуете выполнить проверочную работу.
4. Совместное применение знаний
Ребята отвечают на вопросы, выполняют задания из учебника и рабочей тетради. Некоторые задания из рабочей тетради приведены на слайдах. После того, как ребята отвечают на вопросы, выполняют задания, ответы появляются на слайдах.
Вопросы и задания для повторения.
1. Вопрос: Когда не было часов, как люди днём узнавали время? (Слайд 2)
2. Задание в учебнике на с.24: Рассмотрите рисунки. В какое время года так бывает? (Слайд 3)
3. Вопрос: Что можно назвать природным календарем? (Слайд 4)
4. Вопрос: Что такое новолуние? Что такое полнолуние? (Слайд 4)
5. Задание в рабочей тетради №3 с.7: Нарисуй, как изменяется вид луны между двумя полнолуниями. (Слайд 5)
6. Вопрос: Сколько дней длится лунный месяц? (Слайд 5)
7. Вопрос: Что является природным компасом? (Слайд 6)
8. Задание в учебнике на с.24: На рисунке показан путь, который солнце проходит по небу в течение дня. Где на рисунке запад и восток? (Слайд 7)
5. Физкультминутка
Проводится зарядка для глаз.
6. Продолжение
9. Задание: Во время похода ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника. Вот схема их пути. Подумай, как будет меняться направление движения ребят на обратном пути? (Слайд 8)
10. Задание: Обозначь на схеме основные и промежуточные стороны горизонта. (Слайд 9)
11. Вопрос: Что находится к западу от здания школы, а что к востоку? (Слайд 10)
12. Вопрос: Где лучше заметна шарообразная форма Земли? (Слайд 11)
13. Задание: Покажите линию горизонта на картинах Ивана Ивановича Шишкина? (Слайд 12)
14. Вопрос: Можно ли достичь линии горизонта? (Слайд 12)
15. Почему корабли, уходящие в море, исчезают из вида? (Слайд 13)
16. Вопрос:Рассмотрите рисунок. Что обозначено стрелками? (Слайд 14)
7. Самостоятельное применение знаний
- Вы прекрасно отвечали, выполняли задания. Молодцы! (Слайд 15)
- А сейчас попробуйте выполнить проверочную работу 2. Ученики выполняют работу.
8. Подведение итогов
- Как работал ты? Дети отвечают на вопрос.
Используема литература
1. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир (“Наша планета Земля”).2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом. 2011. (Образовательная система “Школа 2100”).
2. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” 2 класс. (“Наша планета Земля”).– Изд.2-е доп., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. (Образовательная система “Школа 2100”).
3. Окружающий мир (“Наша планета Земля”).2 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А. Вахрушева. – Изд. 2-е. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система “Школа 2100”).
4. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса “Мир вокруг нас”. - М.: Просвещение, 2007.