Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность
Начало обучения в колледже совпадает с очень важным и значимым этапом развития личности молодого человека – возрастом формирования убеждений и мировоззрения, корректировки собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Одним из значимых деятельностей, обеспечивающих решение данных задач, является общение, в ходе которого молодые люди получают опыт самопознания, ищут поддержки, защищенности и сопереживания. Последнее тем более важно, что в этом возрасте, с одной стороны, возрастает потребность в новом опыте, с другой – молодые люди сталкиваются с необходимостью осознать имеющийся, зачастую негативный опыт межличностных отношений.
Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе. Нарушение межличностного общения может быть следствием: неправильно сформированных паттернов поведения, неправильного стиля воспитания (гипоопека, гиперопека), заниженной самооценки, неуверенности в себе, несформированности навыков общения. В случае если проблемы межличностного общения не будут устранены, могут возникнуть сложности с адаптацией и кооперацией с окружающим миром.
Практика показывает, что на сегодняшний день процент обучающихся в СПО, имеющих те или иных проблемы в обучении, выстраивании отношений со сверстниками и взрослыми неуклонно растет. Ребята часто приходят в учебное заведение, имея за спиной значительный негативный опыт решения проблем в области учебной деятельности, самоопределения, отношения с близкими. Для многих подростков их отношения с родителями часто кажутся катастрофически сложными. Многие из их пап и мам могут сказать, что в отношении с их собственными родителями тоже не все гладко. Негативные сценарии установления и развития межличностных отношений часто проецируются с родительской семьи на сферу широких контактов, недостаточная психологическая компетентность подростков в области социальной психологии и психологии личности не позволяет им в полной мере конструктивно разрешать возникшие в ходе обучения и практики по специальности межличностные конфликты. Актуальным в связи с этим является комплексная работа по формированию потребности обучающихся психологических знаниях, развитие их социально-психологической компетенции, стимуляция профессионального и личностного роста, осуществление деятельности по гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
Цель программы: активизация внутренних адаптационных ресурсов личности, формирование направленности на сотрудничество и развитие профессионально-важных качеств в сфере общения.
Задачи:
- помочь обучающимся осознать влияние качеств личности, опыта, установок на эффективность процесса общения, стимулировать развитие навыков рефлексии в области межличностных отношений;
- познакомить обучающихся с приемами и навыками конструктивного общения, феноменами и механизмами, влияющими на эффективность общения;
- способствовать развитию навыков сотрудничества и работы в группе;
- способствовать развитию способности к эмпатии и умению слушать и слышать партнера по общению;
- способствовать осознанию обучающимися своих собственных проблем в отношениях со сверстниками, близкими, формированию потребности в повышении социально-психологической компетентности как важного личностного и профессионального качества.
- способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к миру, себе, другим людям, ответственности за свои мысли и поступки.
Принципы работы:
- Принцип системности – при определении целей и задач работы необходимо исходить из ближайшей зоны развития учащихся, работа должна быть направлена не только на предупреждение и коррекцию отклонений в развитии, но и на создание условий для развития самосознания и индивидуальности школьников.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития индивида нормальному развитию, с одной стороны, и признание уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности – с другой. Подчеркивается необходимость учета индивидуальных особенностей личности, а также изучение ее потенциальных возможностей, внутренних ресурсов.
- Принцип вариативности. Указывает на необходимость дифференцированного подхода, на то, что при соблюдении общей структуры занятия, подбор комплекса практических упражнений и заданий необходимо осуществлять с учетом особенностей группы, в которой проводятся занятия.
- Деятельностный принцип. Указывает на то, что генеральным способом психопрофилактических мероприятий является организация активной деятельности индивида, в ходе которой создаются условия для позитивных сдвигов в развитии личности.
- Принцип самоопределения, предполагающий принятие субъектами образовательного процесса личной ответственности за выбор и реализацию программы собственных целей развития.
- Принцип интеграции методов психологического воздействия. Утверждает необходимость использования комплекса методов, техник и приемов практической психологии.
Методические особенности реализации программы работы:
- Программа тренинговых занятий реализуется параллельно проведению учебных занятий в области обществознания, психологии общения, предусмотренных ФГОС.
- Акцент на индивидуальности субъектов программы, развитие навыков самопознания и самосовершенствования в области профессионального общения.
- Возможность дифференцированного использования заданий.
- Принцип спирали при планировании работы, в том числе подборе методик и упражнений.
- Использование элементов метода биографической рефлексии (наблюдение и оценка учащимися собственного состояния, поведения, установление связи состояния с ситуацией или событием, исследование влияния собственных качеств, установок, опыта на эффективность общения).
Количественная характеристика группы: 12-15 человек, 1 ведущий.
Форма работы: групповая.
Выбор данной формы работы обоснован необходимостью развития навыков межличностного общения. Учитывая возрастные особенности и специфику тренинговой формы работы, рекомендуется, чтобы группа не превышала 18 человек.
Основные методы реализации программы: тренинг.
Временные характеристики работы по программе: программа рассчитана на 20 часов (5 встреч по 4 часа).
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | лекции | Практические занятия | Форма контроля |
1 | Тренинг «Психология общения» | 20 | 5 | 15 | |
Итого | 20 | 5 | 15 |
Помещение: Для работы необходимо отдельное помещение, достаточное для того, чтобы все участники сели в круг, проведения подвижных игр, доска, мягкое покрытие либо удобные мягкие стулья.
Критерии эффективности программы:
- Направленность на сотрудничество и кооперацию.
- Стремление к взаимоподдержке и взаимопомощи.
- Ориентация на развитие профессионально-важных качеств в сфере общения.
Практическая значимость работы. Реализация данной программы способствует развитию у обучающихся навыков конструктивного общения и взаимодействия, рефлексии, повышению стрессоустойчивости обучающихся, формированию у них жизнеутверждающих смыслов. Позволяет адресно направить внимание специалистов на факторы, способствующие профилактике негативных форм протекания кризисов развития личности в юношеском возрасте, на этапе адаптации к новой образовательной среде. Предоставляет возможность налаживания конструктивного диалога между обучающимися и образовательным учреждением по проблемам профессионального и жизненного самоопределения студентов.
Оценка эффективности проводимой работы включает в себя: отзывы обучающихся, экспертные опросы, мониторинг психологической атмосферы в группах; изучение особенностей отношения обучающихся к себе, своему будущему, к общечеловеческим ценностям, другим людям, миру в целом.
Для диагностики уровня направленности на сотрудничество и определения эффективности работы могут быть использованы следующие методики:
Параметр | Методика |
Направленность на сотрудничество и кооперацию | Методика ДМО Лири Методика Базовых убеждений Р.Янова-Бульмана Незаконченные предложения Экспертные опросы Наблюдение |
Стремление к взаимоподдержке и взаимопомощи | Незаконченные предложения Методика «Шкалы психологического благополучия» К.Рифф Экспертные опросы Наблюдение |
Ориентация развитие профессионально-важных качеств в сфере общения | Незаконченные предложения Экспертные опросы Наблюдение |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов | В том числе | Форма контроля |
|
лекции | практические | ||||
1. | Понятие общения, структура, виды, функции и уровни общения | 4 | 1 | 3 | |
2. | Перцептивная сторона общения | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа обучающихся с методикой «Незаконченные предложения» с последующим обсуждением. Методика «Автопортретт» |
3. | Коммуникативная сторона общения | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа обучающихся с
методикой «Незаконченные предложения» с
последующим обсуждением Тестирование Ролевый игры |
4. | Интерактивная сторона общения | 8 | 2 | 6 | Самостоятельное переделывание фраз с
последующим групповым обсуждением Ролевые игры Индивидуальное составление аффирмаций |
Всего | 20 | 5 | 15 |
Список литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009. – 226 с.
- Горбушина О.П. Психологический тренинг: Секреты проведения. – СПб., 2008. – 176с.
- Григорьева Т Г. и др. «Основы конструктивного общения» (методическое пособие для преподавателя). Серия «Психология в школе». – Новосибирск: изд-во НГУ, 1997г. –171 с.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997г. — 144 с.
- Луиза Хей Жизнь! Единственная и неповторимая! – Москва, 1998. – 172 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. книга 1. – М., 1999. – 384с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога, книга 2. – М., : 1999. –480с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999 — 384с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 1999. – 304 с.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2009. – 480с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. ч.1. – М., 1998г. — 160с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. ч.4. – М., 1998г. — 160 с.
- Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995 – 288с.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М., 2008. – 178 с.