Цель урока: Убедиться в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения силы тяжести и выталкивающей силы Архимеда, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Обучающие задачи: актуализировать знания обучающихся о действии жидкостей на погруженные в них тела.
Развивающие задачи: расширить кругозор обучающихся, показать применение теоретических знаний на практике.
Воспитательные задачи: развивать навыки внимательности и самоконтроля.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: демонстрации по учебнику А.В.Перышкин, “Физика – 7 класс” (“Дрофа”, 2012г.); DVD “Школьный физический эксперимент”, “Гидроаэростатика”, 2часть).
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие учителя, учеников.
2. Мотивация.
Деятельность учителя. Постановка проблемы: почему водным животным не требуется прочный скелет, как плавают люди, как регулируют глубину погружения киты, почему одни тела тонут в жидкостях, а другие плавают на поверхности. (Приложение 1, Слайды 2–4)
Деятельность обучающихся. Обсуждение вопроса.
3. Постановка первой проблемы. Решение проблемы.
Деятельность учителя. Какие силы действуют на тело, находящееся в жидкости? (Учитель предлагает изобразить эти силы, а затем сравнить и предположить, что в каждом случае будет происходить с телом.)
– А теперь проверим ваши гипотезы (демонстрирует опыт по рис. № 140, учебник А. В. Перышкин). Какой вывод можно сделать из данного опыта? Запишем в тетради условие плавания тел в жидкости. (Слайд 5)
Деятельность обучающихся. Обсуждение, выдвижение гипотез.
Постановка второй проблемы. Решение проблемы.
Деятельность учителя. (Просмотр видеофрагмента плавания тел в различных жидкостях – DVD “Школьный физический эксперимент”, “Гидроаэростатика”, 2часть)
– Что вас удивило в этих экспериментах? Попытайтесь объяснить наблюдаемые опыты. Что вы будете при этом сравнивать? Запись условия плавания тел через плотности жидкости и тела. (Слайд 6)
Деятельность обучающихся. Обсуждение. Выдвижение гипотезы. Металлические предметы могут не только тонуть, но и плавать в жидкостях (ртуть). Сравнить плотности тел и жидкости.
4. Подведение итогов. 3акрепление полученных знаний.
Деятельность учителя. Вопросы на закрепление: “Где используется условие плавания тел?” Решение качественных задач. (Слайды 7–10)
Деятельность обучающихся. Приводят примеры плавания на поверхности Мертвого моря, озера Яровое, плавательный пузырь рыб и др. Отвечают на вопросы, используя полученные знания на уроке.
Домашнее задание. § 50. Подготовить сообщения по темам: “История изобретения подводной лодки”; “Как используется условие плавания тел в живой природе”; “История воздухоплавания”. (Слайд 11)