Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог, родители.
Тип проекта:
- По доминирующему методу – Информационно-исследовательский;
- По характеру содержания – Ребёнок – ДОУ – семья;
- По характеру контактов – Внутри ДОУ, в контакте с семьёй;
- По количеству участников – Фронтальный;
- По продолжительности – долгосрочный.
Срок реализации: октябрь – март.
Актуальность проблемы: дети имеют довольно скудные сведения о диких животных лесов Смоленской области, об их повадках и жизнедеятельности. Поэтому необходимо более близко познакомить их с объектами ближайшего окружения.
Объект исследования – дикие животные лесов Смоленской области.
Предмет исследования – повышение уровня познавательных способностей у детей.
Цель: знакомство с дикими животными лесов Смоленской области, их связью со средой обитания; формирование осознанно – правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей:
- Расширять и систематизировать знания детей о диких животных лесов Смоленской области;
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей;
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений;
- Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня познавательных способностей у детей.
Рабочая гипотеза – предполагается, что организованная работа по знакомству с разнообразием животного мира, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать расширению и систематизации знаний у детей о диких животных лесов Смоленской области.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Формы реализации:
Подготовительный этап – сбор информации о диких животных лесов Смоленской области посредством:
1. Экскурсии в библиотеку на тематическую выставку: “Дикие животные лесов Смоленской области”;
2. Решения проблемных ситуаций:
– Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
– Как зимуют медведь и ёж?
– Как спасаются дикие животные от врагов?
– Как помочь исчезающим диким животным?
3. Игровой деятельности:
– С. Р. И. “Зоопарк”, “Зоомагазин”.
– Дидактических игр: “Угадай, чей хвост?”, “Назови признаки диких животных”,
“Кто, чем питается?”, “Кто, где живет?,“Назови детёныша?”, “Дорисуй животное”,
“Самое вкусное”.
4. Речи и речевого общения:
– организации выставки “Писатели о диких животных”;
– отгадывании загадок на тему “ Дикие животные”:
– заучивания и драматизации стихотворения “Есть в лесу под ёлкой хата” П.
Воронько;
– чтения художественной литературы: Д. Зуев “Тайны леса”, “Волки”; Г. Скребицкий
“Белка”, “Заяц”; И. Соколов-Микитов “Медвежья семья”, “Лоси”; А. Клыков
“Лисица”; В. Бианки “Купанье медвежат”; Е. Чарушин “Волчишко”, “Страшный
рассказ”; Н. Сладков “Лиса и заяц”;
– заучивания считалок, скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр, пословиц и
поговорок;
– просмотра видеофильма из серии “ Дикие животные леса”;
– Бесед “Где и как живут дикие животные”, “ Дикие животные зимой”;
– рассматривания книг и журналов;
– чтения энциклопедической литературы о диких животных лесов Смоленской области;
– составления рассказов о диких животных;
– Презентации альбома “ Дикие животные нашего леса”.
5. Продуктивной деятельности:
– рисования “ Дикие животные лесов Смоленской области”;
– лепки диких животных Смоленской области;
– рисования животных нашей области с использованием нетрадиционных техник.
– аппликации “Белка под елью”;
– оригами “Волк”.
6. Физическое развитие и здоровьесбережение:
– Физ. минутки о диких животных;
– Психогимнастические этюды на выражение основных эмоций: “Лисёнок
прислушивается”, “Разъярённая медведица”, “Зайчонок боится”.
– Подвижные игры: “Зайцы и волк”, “Хитрая лиса”, “Волк во рву”, “Охотники и
звери”, “У медведя во бору”, “Бездомный заяц” и др..
7. Театрализованная деятельность: имитация повадок, образа животных в импровизациях, звукоподражание голосам животных.
8. Индивидуально-творческая деятельность:
– Игра “Пантомима”, “Изобразим поведение животных”.
– Театрализованное представление: “Заюшкина избушка”.
9. Заключительный этап: Викторина “Дикие животные нашей области”.
Работа с родителями:
1. – Участие в проектной деятельности “ Дикие животные лесов Смоленской
области” (дети и родители);
– Просмотр дома телепередач о диких животных;
– Совместное создание макетов “Дикие животные лесов Смоленской области”;
– Оформление альбома с творческими работами детей (совместно с родителями) –
рисунки, стихи, загадки, рассказы о диких животных нашей области;
– Организация выставки рисунков “Дикие животные нашей области”;
– Описание животного (повадки, место обитания и др.).
2. Оформление информационного стенда для родителей:
– Консультация “Как развивать познавательный интерес у дошкольников”;
– Консультация “Рекомендации по развитию творческого воображения у
дошкольников”;
– Консультация “Эксклюзивная книжка для ребёнка”;
– Консультация “Совместная деятельность взрослых и детей”.
– Консультации и беседы с родителями на тему: “Проектная деятельность в детском
саду”, “Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка
дошкольного возраста путём совершенствования навыков исследовательского
поведения и развития исследовательских способностей”.
Методы и приёмы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
- сюжетно-ролевая игра;
- игра – драматизация
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании исследовательского проекта;
- участие родителей в работе по реализации проекта;
- создание обогащенной развивающей среды в группе;
- проведение бесед;
- создание игровых ситуаций;
- проведение интеллектуальных игр.
Условия инновационной работы:
- Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
- Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребёнка;
- Необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом;
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения;
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационный.
- Составление проекта поэтапного плана работы;
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.
II этап. Планирование реализации проекта.
- Определение задач воспитательно-образовательной работы;
- Планирование деятельности.
III этап. Реализация проекта.
- Определить новые направления в работе с родителями.
- Составить новые формы работы с детьми.
- Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
- Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.
Источники
- Болотова С. А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного края начальной школы. – Ч. 1. – Смоленск: Русич, 2004. – с. 216.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – с. 112.
- Золотова Е. И., Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – с. 159.
- Катровский А. П., География Смоленской области: Учебное пособие.– Издание четвёртое, переработанное и дополненное. – Смоленск, 2003. – 206с.
- Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008. – с. 528.
- Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – с. 96.
- Хофман Гудрун. Кто живёт в лесу. Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М.: Издательство Мир книги, 2008. – с. 96.
- Изображения. [Электронный ресурс ]. – URL: http://images.yandex.ru/yandsearch (дата обращения 10. 03. 2011).