Искусство ХХ века: художественные направления Западной Европы США в определениях и схемах

Разделы: МХК и ИЗО


Художественная культура XX века является проблемной для изучения в истории искусства, т.к. имеет сложносоставной и многоуровневый порядок. Это обусловлено социально-политическими, философскими, научно-техническими причинами, которые наложены на историческую ситуацию (войны, кризисные явления, национально-освободительные движения и др.). К тому же, многие тенденции, зародившиеся в предыдущем времени, до сих пор не завершены и не устоялись оценки, взгляды на многие процессы. Это приводило к размытости эстетических критериев, цитированию (прямому и опосредованному) произведений мирового искусства, доведению критических суждений до гротеска. Желание самоутверждения людей в творчестве осуществлялось крайне разнообразными способами, что вызывало порой чувство опустошенности, разлада и дисгармонии. Однако никогда еще история искусства не была так близка при создании образов с действительностью, объединена с мироощущением и мировоззрением различных культурных эпох, как это произошло в XX веке.

Современное бытие человека было определено пространственным размещением, в котором индивидуальные контакты сосуществовали с направлениями, течениями, стилями, которые, хоть и с трудом, но укладываются в схему. Особенность ее распределения – генетическая, а не хронологическая (как было принято в XIX веке). Полярность определяется терминами “реализм” (с доминантой изобразительности) и “беспредметничество” (с акцентом на выразительность). Между ними располагались с разной степенью сочетания изобразительности-выразительности: традиционализм, эпатизм, сюрреализм и геометрика.

Всепроникающее воздействие его содержания ощущается во всех областях бытия человека и формирует современный стиль жизни. Отсюда – актуальность бесед об искусстве. Особенно в школах дополнительного образования, где учащимся даются представления о видах и жанрах, их специфики; а также знакомство с важнейшими течениями, направлениями и стилями, произведениями архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, дизайна в историко-культурном контексте (с древнейших времен до XX века). Однако, дефицит времени при значительном по объему материала вызывает определенные трудности в отборе и подачи информации. “Мозг, хорошо устроенный, предпочтительнее хорошо наполненного”, - говорил французский философ и писатель Мишель де Монтень. Основываясь на данном утверждении, предлагаем вариант подачи содержания, который основан на опорных схемах, которые не нарушают системной логики развития искусства. Своеобразие раскрывается при знакомстве не только с конкретными произведениями, но и тезаурусом, формирующим художественное мышление учащихся, развивающим эстетический вкус, воображение, творческие и аналитические способности.

Направление “Реализм” (позднелат. realis – вещественный, действительный) – термин, который представляет произведения искусства, имеющие в своей основе натурные зрительные образы, воссоздающие процессы и явления действительности. Характерно: веризм, сюжетность, чувственная достоверность. В него входят понятия: “натурализм”, “примитивизм”, “демократический, критический, социальный реализм”, магический реализм (метафизическое искусство), экспрессионизм, “гиперреализм” (фотореализм, суперреализм).

Схема 1

“Натурализм” (фр. naturahsme; лат. natura) – это манера исполнения произведений искусства с фотографической точностью (бесстрастностью, случайностью) повседневную жизнь человека (его физиологической сущности) и его окружения. Для него характерно: достоверность воплощения идеи подобия общества и природы, без примеси идеала, в ущерб идейно-художественного содержания.

“Примитивизм” (лат. primiti vus – “первый, самый ранний”; англ. primitivism; нем. Primitivismus/ Primitivitat). Синоним – “наивизм”. Характерно: сознательно упрощенная манера исполнения; обращение к детскому, первобытному, народному средневековому искусству. Развивался в двух направлениях: в непрофессиональном творчестве мастеров, вовлеченных в художественный процесс и работах художников, намеренно стремившихся обрести чистоту и эмоциональную ясность образов и мировосприятия. В дальнейшем добавилось творчество аутсайдеров - арт брют (фр. art brut - грубое искусство). Их работы имеют спонтанный характер, практически не зависящие от культурных шаблонов.

“Демократический, критический, социальный реализм” – объективное отражение реальной действительности художественными средствами. В демократическом – простота, доступность образного языка, представляла мир как иллюстрацию. Отсюда – обращение к народу и традициям классики. В критическом – раскрывались существенные стороны человеческой жизни и давалась эстетическая оценка общественно-эстетического идеала, которые имелись в действительности. В социальном – выявлялись и подчеркивались “типическое в типичных обстоятельствах”, т.е. показывалась социальная действительность и личность человека в нерасторжимом единстве с общественными отношениями.

“Магический реализм” (англ. magic realism) – это художественный метод, при котором в создаваемых произведениях показывалось фантастическое преображение действительности (порой имели эпатирующий, шокирующий, откровенный характер, иногда сочетавшийся с анекдотичностью ситуаций и карикатурностью персонажей). Сходство с натурой в этих картинах носило крайнюю форму гротеска, где реальность напоминала беспокойный сон или галлюцинаторный бред. Поэтому в картинах часто включаются символы. Синоним – “метафизическое искусство”.

“Экспрессионизм” (лат. expressio – “выражение”) отображение субъективного эмоционального состояния (разочарования, тревоги, страха, уродства, банальности, ужаса, боли, крика). Отсюда – преувеличения, упрощения, экзальтация цвета, грубые мазки, деформация образов.

Гиперреализм” (англ. hyperrealism – фотореализм, суперреализм, холодный реализм, радикальный реализм) – живописный перенос образа из естественного в лоно искусственности: на основе копирования фотографий. Характерно: детальность воспроизведения при сохранении гладкой фактуры поверхности для отстранения от творческого процесса и дистанцирования зрителя.

“Традиционализмом” называется направления, в которых авторы индивидуально или группой обращаются к социуму, для этого используют прошлое (сознание, опыт, навыки, обычаи) как антипод ценностей настоящего. Обычно он эмоционально окрашен, нередко мифологизирован и идеализирован. В объем понятия “традиционализм” входит: “неизобразительность”, “реалистический формализм”, который включает: “риджионализм”, китч, “новая вещественность”, “стальная романтика”, “новеченто”.

Схема 2

Реалистический формализм” – способ изображения, где происходило смещение ценностного соотношения между формой, выходящей на первый план, выражающей субъективные понятия и содержанием единого образа.

Под “неизобразительностью” в XX веке понимали авторскую интерпретацию действительности; индивидуальную манеру исполнения (почерк) мастера, который выносил на первый план выразительную сторону. Порой его художественный язык тяготел, к какому бы то ни было направлению. Отсюда встречающееся – “Неизобразительность с тенденциями…”.

Риджионализм” (англ. region – “область, сфера”; regional – “региональный, местный”) – направление в искусстве, ориентированное на архаистическую и жесткую реалистичность и натуралистичность передачи жизни (почти на уровне веризма). Круг тем: жизнь в деревне или окраин мегаполисов, провинции.

Китч – (нем. kitsch — халтура, безвкусица, “дешевка”) – продукт массовой культуры с экстравагантным внешним видом, ориентированный на стандартность восприятия. Характерно агрессивность, пошлость, вульгарность вкуса, который соединяется с юмором, чинопочитанием, умелым мастерством и поточностью.

Новая вещественность” (нем. neue sachlichkeit) – манера исполнения, где воплощалась конкретная подчеркнутая реальность (предметность) с ощущением страшного “демонического” начала в мире, фотографическая точность с элементами парадоксальности, что вызывала у зрителя чувство нереальности, наполняющее повседневное бытие атмосферой тайны.

Стальная романтика” – политизированное искусство, обслуживающее тоталитарные режимы. Произведениям свойственна классистичность и возвышенное отношение к изображаемому.

Новеченто” (итал. novecento – букв. “двадцатый век”) – движение, ориентированное на возврат национальных истоков, ренессанса. Характерно: точность форм, четкость концепций, отсутствие произвольности. Сюжеты передают “трудовой героизм”, “единство народа и власти”.

Сюрреализм” (франц. “сверхреализм”, “над-реализм”) – иррациональное течение, выражающее субъективизм мировосприятия. Использует концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, однако создают собственные поэтикотерапевтические, анти-терапевтические методы (“альтернативный психоанализ”). Отсюда – рождение “новой мифологии” на основе современности, для которой характерны: юмор, смеховое начало, демонстрация многовалентного знака. Произведения “академического сюрреализма” лишены натурализма, более тяготея к беспредметности. В этом ответвлении были придуманы основные техники: граттаж, фуммаж, деколлаж, декалькомания, коллаж, дриппинг. В неадекватном сюрреализме в произведениях угадывалась реальность (чувственное явление в неадекватной ситуации). В половинчатом – имелась некоторая доля сюрреалистических находок. Параноико-критический – выражал двойственность восприятия. Пассивный сюрреализм воплощал присутствие автора на уровне сна, грез. Отсюда – “случайности” в картинах.

Схема 3

Эпатизм (франц. “epatage”; от “epater” – откалывать, бить, рвать) выражает крайнюю форму выразительности второй половины XX века. Он сформировался из фовизма, дадаизма, неодадаизма, поп-арта, “новой волны” (минимализма, концептуализма, “бедного искусства”, “искусства воды”, “искусства неба”, искусства земли”).

Схема 4

Фовизм” (франц. fauvisme, от fauve – “дикий”) – открытый, яркий локальный цвет, упрощенные формы и уплощение изображения – основное средство выражения чувств и настроений художника; контрастные сочетания и черный контур, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Дадаизм” – (франц. dada“конек”, “детская деревянная лошадка”) нарочито неэстетичный, нигилистический, пессимистичный вид деятельности. Характерно: алогизм мышления, мир – как безумный хаос, отсутствие ценностей, выход за грань серьезности искусства, разрыв с традициями.

Поп-арт” (англ. pop-art, сокращение от popular art) – направление в искусстве, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующей образы продуктов массового потребления, помещенные в иной контекст. Характерно: использование знакового и предметного материала повседневности, рекламы, комиксов и проч. тривиальных многообразий современной цивилизации.

Новая волна” (англ. new wave — “новая волна”) – направление некоммерческого художественно-интеллектуального вида деятельности. Синоним – “нематериальное искусство”. В сути представляет творческий акт не связанный с материалом, т.е. создание “нечто” в случайном. Ее техника ориентирована на использование нетрадиционных, нехудожественных приемов: конструирование из бытовых предметов или технических модулей, живых растений и животных, шрифтовых фрагментарных текстов, природного окружения – пыли, льда, облака и проч.

Минимализм” (англ. minimal art; от лат. minimus – “наименьший”). Другие названия – серийное искусство, искусство первичных структур, мини-арт. Это направление авангардизма, использовавший минимум изобразительных средств, простых единообразных форм. Суть направления – вызвать у зрителя опустошение. Отсюда – безличные имперсональные творения, безассоциативные, представляющие собой материальные конструкции, специфические объекты, выстраиваемые по законам математики.

Концептуализм” (лат. conceptus — мысль, представление, понятие), направление, в основе которой лежала передача идеи, существующая в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио - и видеоматериалов. В нем – обращение к интеллектуальному осмыслению увиденного.

Акционизм (франц., англ. actionnisme; от лат. action – действие, поступок) – течение и способ новых художественных практик искусства, который стремился стереть грань между искусством и действительностью. Тяготел к 4-х мерному искусству выражается в видео-арте, энвайроменте, хэппенинге, перфомансе, боди-арте и проч. Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) и перфоманс (англ. perfomans – представление, игра) – разновидности акционизма, воплощенные в театрализованной форме. Различие их в том, что хэппенинг несет в себе концепцию, имеющую парадоксальный, алогичный, абсурдный характер, предполагающий импровизацию, тогда как перфоманс имеет спланированное действие для вовлечения зрителя в игровое поле. Для боди-арта (англ. body art – искусство тела) основой выступает тело, которое фиксируется на фото, видео, в виде манекенов и проч.

Бедное искусство” (итал. “Arte Povera”) – вариант презентации, где использовались недорогие или взятые на свалке вещи, подручные материалы. Нарочито скудные, “бедные” предметы и символы лишь намекают на художественную идею, придавая последней таинственную недосказанность.

Ленд-арт (англ. land art – ландшафное-искусство) – выражает взаимоотношения природы и человека. Часто воплощался в формах энвайромента (англ. environment - окружение, среда), представлявших собой полностью организованную художником пространственную композицию, охватывающую зрителя наподобие реального окружения.

Неодадаизм” (англ. neo-pop, post-pop) – направление искусства, являющее собой генезис поп-арта с символами нового времени. В нем выразилась позиция “отрицания отрицания”. Как следствие – замена художественного произведения объектом повседневного быта, абсурдной акцией (хепенингом, энвайроментом и проч.).

Геометрическое искусство: конкретизм (кубизм, супрематизм, конструктивизм и неоконкретизм (“программированное искусство”, оп-арт, “новая абстракция”, “новая тенденция” (хеппенинг и энвайромент).

Конкретизм” (лат. conservare – сохранять) – тип художественной практики и восприятия, ориентированный на ценности, идеалы и художественные приемы прошлого, воспринимаемые как канон. В основном – ориентир на реалистическое искусство в строгих жанровых формах. Видоизмененные модернизмом, воплотились в неоконкретизме, приходившимся на 2-ую пол. XX века.

Схема 5

Кубизм (фр. cubisme, от cube - куб) – направление, где согласно концепции происходит целенаправленное моделирование реальности на простейших пространственных моделях (геометрически правильных фигурах) при изображении многосложного многогранного мира. Характерно: деформация форм, перегруженность, зависимость видения от предварительных установок.

Футуризм (лат. future – будущее) – течение, выражающее идею формирования новой цивилизации, где имеет место сращения человека и машины. В работах – апология техники, урбанизма, абсолютизация идеи движения. Имел разные варианты: 1) воплощения динамики с помощью многочисленных часто повторяющихся элементов; 2) с помощью симультанности – проникновения объектов друг в друга; 3) передачи процесса движения через абстрагирование.

Геометрическая абстракция – это течение, в которой основу составляет композиции из различных геометрических форм, прямых линий и плоскостей. В основе преобразований – реакция на открытия физики – поиск “новой реальности”. Отсюда – уплощение, деформация. Имела ответвления: супрематизм (Россия); непластицизм (Голландия); орфизм (Франция); футуризм (Италия) и др. Синонимы – “холодная абстракция”, “логический интеллектуальный абстракционизм”.

Супрематизм (лат. supremus – наивысший) – направление, разновидность абстракционизма, который отказывается от изобразительности в пользу простейших геометрических форм. Композиции представляют комбинации разноцветных плоскостей, линий, точек и проч. фигур, которые пронизаны внутренним движением.

Орфизм (франц. orphisme) – течение, моделирующее реальность из элементов света и цвета как противоположность видимого мира. Их живопись была основана на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов. Эстетизм, отвлеченная пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий – характерные ее особенности.

Неопластицизм” – направление в искусстве, базирующееся на философской системе, раскрывающей структуру Вселенной (горизонтальной и вертикальной силовой линии Земли, имеющей взаимосвязь с Солнцем). Характерно: прямоугольные формы, первичные цвета хроматической гаммы и хроматической (черной и белой).

Конструктивизм – направление и метод, характеризующийся геометрически организованной пространственно-динамической среды, где лаконизм облика, монолитность являются функциональными составляющими.

Программированное искусство” – уподобление рукотворного изображения машинному. Синоним – машинное искусство.

“Оп-арт” (сокр. от англ. optical art – оптическое искусство) – течение, в котором используются различные визуальные иллюзии, основанные на особенностях зрительного восприятия плоских и пространственных фигур, геометризованных комбинаций линий и пятен. Являлся продолжателем конструктивизма в постмодернизме. Был ориентирован на пространственно-динамическое моделирование окружающей действительности нетрадиционными средствами изобразительного языка в направлениях: 1) оптическом (световых эффектов с помощью технических приборов, зеркал, фокусирующих и рассеивающих линз и проч.; 2) “гештальт-геометрии” (конструирования из различных материалов – стекла, металла, картона, пластика и проч.; 3) графическом (плоскостное изображение смещенных модулей, вызывающих иллюзию объема); 4) синтетическом (смешение выше изложенных способов).

Кинетическое искусство (греч. kinetikos – движение, приводящий в движение). Представлял собой создание процессуально-артикулятивных произведений, предполагающих непосредственное участие субъектов восприятия. Имеет жанры: 1) соучастие в процессе, задаваемые контекстом экспоната (удары, танцы и проч.); 2) интегральное – соучастие сознанием; 3) материальное; 4) “саморазрушающееся”.

Новая абстракция – в полотнах скрещивается динамичная абстракция и преобразованные живые образы, воплощенные в структурных гибридах.

Новая тенденция или “постживописная абстракция” – воплощает в себе все сферы художественной культуры, что выражается в возникновении новых и модернизации старых видов художественного творчества. Большую роль играют здесь средства массовой информации, компьютерные технологии обработки изображений, звуков и др. Что расширяет границы искусства.

Беспредметное искусство: классическое беспредметничество (“искусство тишины”, ташизм), “беспредметный экспрессионизм” (“искусство действия”, “искусство жеста”, “искусство свободного выражения”). Все работы этого направления отличает отсутствие зрительного образа и чувств. Характерно: публичность, демонстрация, игровая ситуация художника с материалом.

Схема 6

Классический абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, в котором гармонизация достигалась цветовыми сочетаниями и геометрических форм, вызывающих ассоциации. Выступал выражением спонтанных чувств.

Ташизм (фр. tache - “пятно”) – французский вариант абстрактного экспрессионизма. Синоним – лирический абстракционизм, “ар информель” или “живопись цветового поля”. Характерно: спонтанность, импровизация, выражение души через жест (нет заранее спланированных действий). Один из вариантов ташизма – нюажизм (франц. “облако”), т.к. изображения напоминали облаковидные цветные образы. Они выражали душевное спокойствие и психическую гармонию, что послужило поводом для применения к ним еще одного термина – искусство тишины.

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) – американский вариант лирической абстракции. Синоним - “живопись цветового поля” (“color field”) возник из-за максимального использования художниками цвета, благодаря чему картины представлялись в большом формате. Как правило, работы такой направленности нумеровали.

Искусство действия – направление акционизма, где “действие” доминирует над “живописью”. К данному виду деятельности стали относить стрит-арт и стрит-лого. Искусство жеста – это базовый телесный инструмент создания художественной образности в виде знаковой системы, когда жест выражает: 1) ситуацию; 2) устойчивый и в конкретном социуме пространственный знак языка, звуков, криков, света, звукоподражаний и проч. Искусство свободного выражения – в данном направлении художнику предоставляется возможность выбора различных способов воплощения своих предпочтений: от реализма до беспредметничества.

Литература

  1. Борев Ю. Б. Художественная культура XX века. – М.: Юнити, 2007.
  2. Галеева Т.А., Прудникова А.Ю.. Художественные практики ХХ века как школа толерантности /уч. пособие. – Екатеринбург, УГУ, 2008 г.
  3. Грицанов А., Можейко М. – Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис, Книжный дом; 2001.
  4. Савельева А. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. – СПб – М.: СЗКЭО Кристалл-Оникс, 2005.
  5. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993.