Воспитание толерантности у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Содержание

Введение.

1. Воспитание толерантности у младших школьников.

1.1. Формирование толерантности у младших школьников на занятиях творческого объединения кукольного театра “Золотой ключик”

Список методических материалов.

Приложения.

Введение

“Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности”. Ст. 1. “Декларации принципов толерантности” ЮНЕСКО.

Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: “Терпение и труд всё перетрут”,  “Умный смиряется, глупый надувается”, “Терпя, в люди выходят”, “Нетерпение сродни опрометчивости” и др. Поэтому,  важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения.

В научном обиходе “терпимость” часто заменяют синонимом “толерантность”. Само слово происходит от латинского слова “tolerantia” - терпение. В настоящее время этот термин обычно используется, когда говорят о культуре взаимоотношений людей с разными этнокультурными установками или имеющие какие-то другие существенные отличия в поведении, взглядах на мир, самосознании.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли и убеждений.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать обучающихся к общечеловеческим достижениям и ценностям.

1. Воспитание толерантности у младших школьников

1.1. Формирование толерантности у младших школьников на занятиях творческого объединения кукольного театра “Золотой ключик”

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы обучающихся различных национальностей.

Работа по воспитанию этнической толерантности должна быть систематической, основанной на возрастных особенностях, учитывающей уровень имеющихся знаний и умений. Работа с младшим школьником должна опираться на эмоциональную сферу, иначе эта работа имеет малый процент эффективности.

Кукольный театр играет огромную роль не только в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников, но воспитании толерантности по отношению друг к другу.

Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования у детей толерантности.

Для успешного формирования толерантности у младших школьников я веду свою деятельность в трех направлениях:

- работа с личностью;

- работа ближайшим окружением;

- работа с коллективом (группой).

Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это – этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, обсуждения, изучение других культур.

В своей деятельности я довольно часто использую такой метод, как беседа. Этот метод получения информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализую через различные формы, в частности, использую отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

В ходе работы использую дидактические игры, наблюдения, упражнения, развлечения, индивидуальные беседы и т.п.

Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формирую в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Например:

“Дружба начинается с улыбки”

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча, самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

“Тренируем эмоции”

Ребята должны попробовать:

- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;

- улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;

- позлиться, как человек, которого ударили;

- испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

Научившись понимать чувства других, ребенок научится бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

Провожу с детьми беседы. Например:

- Как вы понимаете слово “дружба”?

Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является взаимная поддержка, взаимное уважение, основанное на взаимной симпатии. Настоящая дружба правдива и отважна. Дружба – это школа понимания другого человека. Ведь с другом мы порой бываем чем-то схожи или, наоборот, различны. От друга ждут верности, доверяют как самому себе.

- В каком возрасте люди начинают дружить?

- А сколько времени длится дружба?

Знаете ли вы, что главное в дружбе – уметь хранить секреты и помогать друг другу. И даже если вы поссорились, не выдавать секрет никому!

Провожу практические занятия-тренинги: “Все мы разные, но мы все вместе”.

Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о “факторе объединения” данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам.

Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а “плохом” русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями обучающихся разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но откорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.

Знакомство с семьёй школьника можно проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для младших школьников можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: “Моя семья” или “Выходной день в нашей семье”.

Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной

деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности. Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу.

1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений (“Моя семья”, “Моя родословная”, “Как трудятся мои родители” и другие подобные темы), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.

2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье.

3. Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.

4. Проведение праздников семьи.

5. Проведение совместных занятий.

6. Создание совместных объединений по интересам.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

В ходе работы я провожу с детьми Упражнение “мировое приветствие”.

Приветствовать одногруппников  без слов принятыми в различных странах способами:

1) Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

2) Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.

3) Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

4) Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

5) Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

6) Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

7) Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.

8) Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

9) Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

Вывод. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все дети в классах были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

На занятиях в кукольном театре я часто провожу с детьми игры, упражнения, читаем стихи и т.д. по толерантности (см. Приложения).

Таким образом, толерантная личность развивается только в доброй среде: будь то семья, школа, класс. Необходимо помнить, нам, педагогам, что формирование у детей основных понятий нравственности, морали – процесс очень сложный, длительный и противоречивый. От педагогов, учителей зависит многое. Их целенаправленная деятельность предполагает изменение самого ребёнка как субъекта общения, учения, деятельности. У ребёнка должны быть выработаны стереотипы толерантного поведения. Дети должны уметь сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия, быть терпимыми друг к другу, к различным национальностям и народностям, к их культуре, религии.

Список методических материалов

1. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения / Т.Н. Вострухина. – М.: Школьная Пресса, 2012. -  109 с.

2. Коренева М.А. Народы России – вместе или порознь? час общения / М.А. Коренева // Досуг в школе. – 2011. - № 9. – С. 28–29.

3. Коренева М.А. Национальный вопрос: интерактивная игра / М.А. Коренева // Досуг в школе. – 2011. - № 9. – С. 29–30.

4. Кузьмина Н.М. Давайте уважать друг друга: сценарий / Н.М. Кузьмина // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2011. - № 3. – С. 102–107.

5. Целова Д.Д. Мы такие разные: игровая программа для 4-5 кл. / Д.Д. Целова // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2010. - № 11. – С. 62–65.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3