Психологи и педагоги, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с различными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. “…Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…” - отмечает в своих исследованиях Т.С. Комарова.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с природным материалом, тканью и бумагой провести работу по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить им составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.
При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место будет занимать показ способов работы. Сначала воспитатель организует полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере приобретения детьми необходимого опыта, все чаще следует привлекать к показу самих ребят. При ознакомлении дошкольников с разными техниками можно использовать и поэлементный показ.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе для них интересна, а использование художественной литературы и сюрпризных моментов помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Коллективная форма проведения непосредственно – образовательной деятельности с детьми помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многие исследователи доказали, что выполнение коллективных работ положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка: умение согласовывать свои желания с желаниями других, помогать друг другу в сложных ситуациях, добиваться красочной композиции. Формы объединения дошкольников могут быть различны: парами, подгруппой, где дети создают вместе одно изображение, договариваясь о его содержании, средствах исполнения, способах размещения на листе бумаги и др.
Вся работа построена по принципу тематических блоков – циклов, предложенных Т.С. Комаровой. “Использование интегрированных занятий, - пишет этот известный педагог, - создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы, используя для этого средства выразительности и обеспечивая глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, искусстве и т.п.”
Количество мероприятий с детьми, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от объема работы, возраста, навыков и умений самих детей.
После проведения любого мероприятия с детьми необходимо подвести итог работы: рассмотреть, что удалось, что необходимо доработать, кому особенно понравилось и др. При подведении итога можно использовать разнообразные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одно из таких мероприятий по рисованию с использованием нетрадиционных способов изображения.
Программное содержание: закрепить технические умения детей, полученные в течение года, вызвать положительные эмоции, улучшить настроение детей; закрепить умение детей работать в экстремальных условиях, рисовать одной линией; воспитывать умение сопереживать, волноваться за товарищей, желание помогать друг другу, радоваться общему результату.
Ход урока
Звучит музыка, дети проходят и садятся на стульчики.
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, зачем мы сюда пришли? Нет? Хотите, я вам расскажу? Сегодня к нам пришел очень интересный герой. Сейчас я вам его покажу. Вот он (показываю игрушку Карандаш). Как вы думаете кто это? Правильно Карандаш. Этот карандаш пришел к нам из страны Рисовандии. Но какой он? Веселый? Нет. Он грустный, потому что ушел из своей страны и теперь не может найти дорогу назад. Он заблудился! Как вы думаете, что нам теперь делать? Правильно! Нужно ему помочь. Но путь в страну Рисовандию очень сложен. Нам с вами нужно будет преодолеть множество препятствий прежде, чем мы попадем в эту страну. А пойдут в эту страну две команды спасателей двумя разными дорогами. Команда группы № 7, которая называется “Краски”, пойдет одной дорогой, а команда группы № 5, которая называется “Кисточки” - другой. А потом мы посмотрим, чья команда сможет быстрее помочь Карандашу, а значит стать победителем нашей игры. У каждой команды есть помощники – болельщики. Они должны подбадривать участников, а в некоторых конкурсах смогут помочь команде набрать очки.
Ну, все! Команды есть! Все ребята ловкие, смелые, сильные, не боятся никаких препятствий. Можно отправляться в путешествие, в неизвестную страну “Рисовандию”.
Неожиданно появляется новый герой – Клякса “К.”.
К. - Куда это вы собрались? В страну Рисовандию? Зачем?
Вед. – Помочь Карандашу найти свой дом.
К. – Карандашу? Да у вас смелости не хватит! Да вы даже не пройдете первого препятствия!
Вед. – А ты, вообще – то, кто такая! Зашла, не представилась, нас не знаешь, а уже говоришь, что мы не сможем препятствия преодолеть?
К. – Да я, если хотите знать, Клякса! Я тоже живу в стране “Рисовандии”!
Вед. – Ах, ты Клякса! Тогда проходи, садись и посмотри, что наши дети смогут все препятствия преодолеть и помочь Карандашу. Правда, ребята?
Клякса проходит, отбирает стул у ребенка, садится.
Вед. – Клякса! Ну, что же ты делаешь!
К. – Как что! Мне тоже надо сесть!
Вед. – Да вот, смотри, мы, и стул тебе поставили.
К. – Тогда ладно, пойду, сяду. Но вы все равно до страны “Рисовандии” “никода” не доберетесь!
Вед. – А мы не будем загадывать! Давай лучше пригласим команды для преодоления первого препятствия, полосы гор и кочек. Команда “Красок” будет преодолевать горы, а команда “Кисточек” - кочки. Внимательно слушайте задание. Нужно одной линией соединить все горы и все кочки. Каждый участник, прибегая, может соединить только две горы или кочки, вернуться на место и передать эстафету другому участнику. На старт, внимание, марш!
По завершении конкурса присуждаем одно очко победившей команде.
Далее проходят еще 4 конкурса:
1 конкурс: Вместе с Кляксой вызываем по одному игроку от каждой команды. Предлагаем им дорисовать фигуры.
2 конкурс: Предлагаем детям по очереди нарисовать человечков, выполняющих разные движения. Условие конкурса – движения не должны повторяться. Команда, нарисовавшая больше движений получает очко. Болельщики могут помогать командам.
3 конкурс: Вызываем капитанов команд и предлагаем нарисовать портрет Кляксы.
4 конкурс: Клякса предлагает команде “Краски” нарисованную тучу, а команде “Кисточки” - солнце. Нужно дорисовать красками капли дождя или лучи солнца. Болельщики могут помогать командам.
Вед. – Вот мы и в стране “Рисовандии”! Наступило время подсчитать очки и определить победителя.
После подведения итогов в разговор вступает Клякса.
К. – Вот это молодцы! Вот это дети! Я и не думала, что вы все умеете!
Вед. – Да подожди ты! Ведь мы еще подарок не вручили победителям! Они получают нашего Карандаша! Теперь он будет жить у них в группе. Берегите его!
К. – Да, да! А я вот тоже не с пустыми руками пришла, принесла каждому по карандашу.
Достает вырезанные из бумаги карандаши, к каждому из которых прикреплен сладкий приз - конфета.
Вед. – Поблагодарим нашу Кляксу за подарки и пригласим ее к нам в группу пить чай с конфетами.