I. Дидактическое обоснование урока
I. Образовательные цели:
1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом.
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать формированию представления о характерных особенностях предметов, передавать пропорции, пластику.
II. Развивающие цели:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса.)
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы).
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
III. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
3.3. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- Инструменты: нож, рельефные предметы, кисти.
- Материалы: мука, соль, вода, краски, природный материал
2. Дидактическое обеспечение:
- Рисунки;
- Компьютер.
Методы обучения: Рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент:
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
2. Сообщение темы, целей урока.
Наш урок – это развитие творческих способностей. Любая трудовая деятельность на уроках технологии должна сопровождаться стремлением к красоте и эстетическому наслаждению. Труд, нравственность и красота неразрывны. Поэтому необходимо, чтобы у каждого ученика выработалась внутренняя потребность творить красивые и полезные вещи. У вас у всех разные интеллектуальные возможности, но уметь работать руками великое начало для творческой работы ума. Только в процессе создания вещей, учащийся может развить в себе лучшие качества личности, постичь законы красоты, у него могут сформироваться творческие способности и нравственные качества.
Мы сегодня с вами на уроке продолжим осваивать новую технику лепки. Лепка – любимое и увлекательное занятие детей с младшего возраста. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками. Сувениры, сделанные своими руками становятся особо ценными.
- Немножко истории. Рассказ учеников
1. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.
2. В Европе в древности фигурный хлеб делали только руками, без вспомогательных инструментов. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” - сделанные из ржаного теста. В день весеннего равноденствия из-за моря возвращаются в родные края сорок птиц. В церковном календаре день весеннего равноденствия – день памяти сорока мучеников Севанстийских, поэтому у него и другое название – сороки. И птичек хозяйка должна испечь не менее сорока.
3. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
4. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В давние времена были популярны библейские сюжеты: Адам и Ева, Рождение и Крещение Христа. Одно время в России выпекалась пряничная азбука – таким “сладким” образом детей приобщали к чтению. Был когда-то у русского народа обычай: в день совершенствования таинства крещения устраивать домашний праздник. Самым почетным гостем на этом празднике была бабушка, а на столе одним из главных угощений – бабушкины пироги- маленькие булочки в форме самых обычных повседневных предметов: пуговок, цветочков и так далее.
5. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
6. Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.
7. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым. В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста. . Кукол-марионеток из солёного теста стали делать в Китае ещё в 18 веке
8. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Спасибо, ребята.
В классе есть ученики, которые занимаются поделками из соленого теста – дома с родителями. Иван совместно с мамой оформили выставку, которую вы сможете посмотреть на перемене. А Екатерина - презентацию. Сейчас мы её посмотрим.
- Презентация “Моё хобби – поделки из соленого теста”
3. Работа по теме урока
4. Инструкционная карта. Способы изготовления изделий.
Как вы уже говорили, соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название - тестопластика.
Сегодня мы с вами продолжим работу, начатую на прошлых уроках. Мы лепили корзиночки и вазочки. Они такие красивые, яркие и разнообразные стоят у вас на столе. А что же можно в них положить?
Правильно. Можно фрукты, овощи, конфеты и печенья, и грибочки.
Теперь, каждая группа подумает и выберет сама, что будет лепить. Но сначала вспомним, правила работы в группе. Какие вы знаете правила? Обсуждаем и выбираем каждый свое направление. Кто что будет делать? Приложение 1
Одни – грибочки, другие – овощи, третьи – фрукты, а четвертые – конфеты и печенье. Не забываем, что работа должна быть аккуратной, законченной. А чем вы заполните корзиночки зависит от вашей фантазии.
Давайте, посмотрим поэтапное выполнение некоторых из них. Приложение 3
Огурцы
- Лепим из теста колбаски, закругляем концы, чуть изгибаем форму, протыкаем зубочисткой дырочки.
Морковь
- Лепим из теста конус, насечки на морковке делаем поперечными вмятинами от зубочистки.
Капуста
- Для капусты понадобится небольшой шарик и пять-шесть лепешек, которые оборачиваются вокруг шарика.
Помидоры
- На приплюснутые шарики укладываем внахлест (снежинкой) тоненькие колбаски и завершаем композицию хвостиком.
Изготовление фруктов (яблоко).
Слепить из теста шарик. Надавить на него слегка с двух сторон, а затем сверху и снизу сделать углубление обратной стороной кисточки. Смочить водой и вставить веточки гвоздики в углубления.
Грушу - скатать шарики, придав форму груши. Из кусочков теста можно вылепить листики и черенки.
Грибы
- Для грибной шляпки скатай шарик и слегка вдави центр пальцем.
- Для грибной ножки скатай коротенькую овальную колбаску.
- Вылепи грибочки разных размеров и соедини в группы по 3-4 гриба.
Изготовление ягод.
Ягоды – это украшение, которое лучше всего делать в комбинации с листиками.
Скатать тесто небольшими колбасками толщиной около 1-1.5 см. Нарезать ровные кусочки и скатать их них шарики. Выложить шарики кучкой в произвольном порядке и скомбинировать их с листочками.
На зубочистку надеваем комочек фольги, придавая форму капельки, сжимаем, чтоб сидела довольно таки плотно.
Берем кусочек теста и облепливаем фольгу. Этот прием лепки обеспечивает быстрое высыхание изделия и более легкое, потому как в композиции, все-таки масса общая чувствуется.
Пальчиками придаем форму ягодке, при необходимости помогаем стеком. На последней стадии "приглаживания" по ягодке, я вообще чуть касаюсь, тесто так становится послушнее
Начинаем стеком проставлять углубления для будущих "зернышек". Начинаем с острого конца в шахматном порядке, сначала часто, затем "посвободнее" располагаем ямочки, но симметрия желательна.
У основания чашелистика, стеком продавливаем углубление.
Изготовление цветов.
Из шариков одинаковой величины получатся простые цветы. Для этого расположите шарики в определенном порядке и, при желании, в центре каждого шарика зубочисткой наколите дырочку.
Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок. Соединив их вместе в центре. Можно соединить лепестки путем наложения друг на друга.
Изготовление роз.
Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружочки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток. Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки. Отгибая верхние края.
5. Давайте вспомним ТБ. Чтение на доске инструктажа. Приложение 2
Но прежде, чем приступить к работе, давайте оденем фартуки.
6. Физкультминутка
Мы будем лепить ручками, давайте приготовим наши пальчики к работе.
- Гребешок. (Пальчики сцеплены в замочек. Кончики пальцев левой руки прижимаем на тыльную сторону, пригибая ее так, чтобы пальчики вставали, как гребешок.)
- гонки многоножек.
- лесенка
7. Закрепление знаний учащихся. Практическая работа Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Учитель подходит к каждому ученику, помогает при необходимости.
8. Уборка рабочих мест.
9. Подведение итогов урока:
Посмотрите, какие интересные работы у нас получились. Все поработали хорошо, все получат положительную оценку. Молодцы! Потом я ваши работы высушу, а на следующем уроке, их раскрасим.
Наши результаты. Приложение 4