Обобщающее повторение по теме "Имя прилагательное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели: обобщение и систематизация знаний по теме, обогащение и активизация словаря, развитие смекалки, сообразительности, находчивости; формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление; развитие внимания, усидчивости, воли; развитие орфографической зоркости; воспитывать стремление к взаимопомощи.

Дидактический материал: “Лингвистическое лото”, ребусы, сигнальные карточки Н, НН, жетончики – пропуск на звездолёт.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок – повторение по теме “Имя прилагательное” в виде путешествия. Мы должны обобщить все имеющиеся у нас знания по данной теме, от вас требуется предельное внимание. А путешествовать мы будем в удивительную страну Лингвинию. Что же это за страна? На что указывает корень слова? (лингва – язык, лингвист – учёный, специалист по языку). Ребята, любое путешествие требует подготовки, участники должны быть в хорошей форме. А взбодрит нас “Лингвистическое лото”. Правила игры вам уже знакомы.

2. Разминка “Лото”.

3. Учитель: Ну а теперь займёмся основными заданиями. Надеюсь, что разминка пошла вам на пользу. Перед вами листки с заданиями.

Задание № 1. Прочитайте телеграмму, которую прислали нам жители планеты Лингвиния.

Телеграмма.

“Земляне! На планету Лингвинию напали злобные вирусы! Нам грозит гибель! Только ваши прочные знания помогут победить коварных врагов! Мы надеемся на вашу помощь!”

– Ребята, давайте выручать друзей, поможем им одолеть врагов. Итак, мы летим на планету Лингвиния спасать жителей от злых вирусов – ошибок. Правильный ответ даёт вам право получить пропуск на волшебный звездолёт.

4. Блиц – игра (устный опрос). Раздача пропусков – жетончиков за верные ответы.

– Что обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
– Изменяются ли они по родам?
– Какие прилагательные являются качественными?
– Расскажите о степени сравнения
– Может ли прилагательное быть сказуемым?
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных
– Расскажите о правописании НЕ с прилагательными
– Расскажите о правописании окончаний прилагательных
– Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис?

5. Задание № 2. Прочитайте его. В тексте телеграммы найдите прилагательные, выделите окончания, определите разряд, падеж, число (самостоятельно). Проверка

6. Физкультминутка.

– Гимнастика нужна не только для ума, но и для тела. Проведение зарядки.

7. Задание № 3. Проверим нашу смекалку. Прочитайте вопросы, ответ запишите в скобках.

– Какой болезнью никто на Земле не болел?
– Когда зрячий человек бывает слепым?
– Каким гребнем волосы не расчешешь?
– Какой год продолжается всего один день?
– Из какой тарелки не пообедаешь?
– Какие 4 моря носят название цвета?
– На какое дерево садится ворона во время дождя?
– Из какого крана нельзя напиться?
– Из какого полотна не сошьёшь рубашки?
– Каким поясом нельзя подпоясаться?

Проверка, объяснение и графическое выделение орфограмм.

8. Задание № 4. Коварные ошибки прислали на борт нашего звездолёта зашифрованные сообщения – ребусы. Давайте их расшифруем, отгадки напишем в столбик.

Фо

Рь

Фонарь

 

Семья

с3ж

 

Стриж

– Образуйте от данных слов прилагательные, определите разряд (работа у доски). Каким способом образованы прилагательные? Сколько Н в слове СТРИЖИНЫЙ ? Почему?

9. А сейчас приступаем к заданию № 5. “Немой диктант”. Приготовьте сигнальные карточки Н – НН. (Учитель называет слова, а ученики показывают нужную карточку.)

– серебряный, лебединый, карманный, обеденный, деревянный, ветреный, письменный, юный, оловянный, свиной, деревянный, кожаный, утренний, общественный, хозяйственный.

10. А теперь последняя битва с ошибками, мы близки к победе, жители Лингвинии (слова) скоро будут спасены. Прочитайте задание № 6. Самостоятельная работа. Учащиеся расставляют ударение: красивее, изжелта – красный, украинский, кухонный, языковая (колбаса), спокойнее.
– Прочитайте.
– Почему второе слово написано через дефис? Как называются такие прилагательные?
– Составьте и запишите предложение с любым словом.

11. Подведение итогов.

12. Оценки

13. Домашнее задание: № 342.