Классный час "Урок толерантности"

Разделы: Классное руководство


Цель: содействовать формированию у учащихся чувства толерантности по отношению к непохожести одного человека на других, терпимого отношения к людям разных национальностей, уважения к их языку, культуре, традициям, обычаям, вероисповеданию.

Задачи:

  • способствовать осознанию учащимися наличия у каждого человека, в том числе у самих себя, схожих и отличительных черт;
  • развивать способность замечать и ценить собственные достоинства и достоинства окружающих людей;
  • акцентировать внимание на том, что без толерантности не возможен мир на Земле;
  • развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Оборудование:

  • индивидуальный лист “Тест”;
  • на листе ватмана нарисован контур человека с большим сердцем лучиками, отходящими от него;
  • полоски бумаги с надписями качеств характера человека;
  • видеозапись мультфильма “Ежик должен быть колючим?”;
  • аудиозапись песни Б.Окуджавы “Давайте восклицать друг другу комплименты”.

Ход мероприятия

I. Вступительная беседа.

Ученики читают стихи. (Презентация “Природа России”)

1-й чтец

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки идем.

2-й чтец

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

3-й чтец

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
Где мы учимся и строим,
Песни весело поем!

4-й чтец

Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю.
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!

5-й чтец

Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!

6-й чтец

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.

Учитель: Согласитесь, как важно прикоснуться к истоку культуры своей Родины, изучать свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много – много лет, даже столетий. На Руси в старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово делают семью богатой.

А наша школьная семья действительно богатая на национальности. Здесь и русские корни, и армянские, и грузинские, украинские, татарские, азербайджанские.

Стихотворение С.Маршака “Всемирный хоровод” (чтение детьми) + (презентация, слайд 2).

Стихи для ребят.

Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских.
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети: О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Учитель: Почему все дети и все люди нашей планеты независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети: Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

II. Сообщение темы:

Учитель: Вашему вниманию предлагается мультфильм “Ежик должен быть колючим?”

Просмотр мультфильма.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая проблема поставлена в этом детском фильме?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель: Действительно, в детском мультфильме поставлена очень серьезная проблема – терпимого отношения к тем, кто не похож на других, а именно проблема толерантного сознания.

Давайте разберемся, что же означает слово “толерантность”.

1-й ученик: Слово “толерантность” происходит от латинского глагола, который переводится как “ переносить, выдерживать, терпеть”.

2-й ученик: В английском языке “толерантность” - это “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”.

3-й ученик: Во французском языке это “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

4-й ученик: В китайском - быть толерантном – значит “проявить великодушие по отношению к другим”.

5-й ученик: В арабском языке “толерантность снисхождение, мягкость, сострадание, терпение расположенность к другим”.

6-й ученик: В персидском – это “терпимость, готовность к примирению”.

7-й ученик: В русском языке “толерантность” - это способность, умение терпеть, мирится с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относится к их промахам и ошибкам”.

Учитель: А теперь нужно проверить, как вы усвоили понятие “толерантности”. Давайте составим портрет толерантной личности.

К доске выходят три ученика.

На доске размещен лист ватмана с изображением контура человека с большим сердцем.

К лучикам сердца нужно прикрепить полоски бумаги, на них напечатаны различные человеческие качества. Нужно выбрать те, которые присущи толерантной личности. (Например: доброжелательность, снисходительность, терпение, чувство юмора, смелость, черствость, умение владеть собой, гуманизм, милосердие, сострадание, эгоистичность, хитрость, жестокость, умении сотрудничать, мстительность, готовность к примирению, раздражительность и т.д.).

Учитель: Пока группа ребят работает, давайте проведем тест.

Тест (Презентация, слайд 3)

  1. Если одноклассник отличается от меня внешним видом, поведением, я ...
    1. Не буду с ним общаться.
    2. Толкну, стукну его.
    3. Подружусь с ним.
  2. Когда в игре кто-то делает по-своему, не так как мне хочется, я ...
    1. Не буду с ним играть.
    2. Толкну, стукну его.
    3. Попрошу объяснить, что он делает.
  3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я ...
    1. Не буду с ним общаться.
    2. Толкну, стукну его.
    3. Постараюсь отвечать лучше.
  4. В нашем классе появился ребенок инвалид, я ...
    1. Не буду с ним общаться.
    2. Посмеюсь, какой он неуклюжий.
    3. Подружусь с ним.
  5. Если одноклассник верит в другого Бога, я ...
    1. Не буду с ним общаться.
    2. Посмеюсь над ним.
    3. Попрошу рассказать о его вере.

Ответы:

а) по 2 балла,

b) по 1 баллу,

c) по 3 балла.

Вывод.

От 5 до 9 баллов – ты часто ведешь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь все сделанное возвращается обратно.

От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание , уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!

15 баллов – Ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.

Учитель: Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

Учитель: Давайте посмотрим, как справились с заданием ученики у доски. Молодцы! Мы получили портрет толерантного человека.

III. Физкультминутка.

IV. Работа в группах.

Учитель: Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных ситуациях.

1 ситуация

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация

Ребята в классе показали друг другу свои любимые телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия.

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.

IV. Заключительное слово учителя. (Презентация, слайд 4)

Иная птица людям доверяет
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат
И к людям обращаюсь я сейчас
Я говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.

К.Ломиа. Абхазский поэт

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? (Ответы детей)

А сейчас послушайте китайскую притчу. (Презентация, слайд 5)

Китайская притча “Ладная семья”

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну, и, что мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой деревне до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, Прощение, Терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

– Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Учитель: Наше общество-это тоже большая семья, и мы сумеем его сохранить лишь при условии, что поучимся терпеть, прощать и любить. Вот и подошло наше занятие к завершению. Закончить его хотелось бы словами поэтессы Л. Щипахиной (стихотворение “ Делайте людям добро!”):

“Люди, любите друг друга!”

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. А в заключение предлагаю вам использовать древний символ мира, примирения : пожмите, пожалуйста, руку сидящему рядом.

Звучит песня Б.Окуджавы “Давайте восклицать друг другу комплименты”.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь. – М: Советская энциклопедия, 1991 г.
  2. Словарь, иностранных слов – М: Русский язык, 1987 г.
  3. Открытая школа. -2005, -№1, -с.24-34.
  4. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.

Презентация находится у автора статьи.