“Tell me – I forget; Show me – I remember; Involve me – I understand |
Скажи мне – я забуду; покажи мне – я запомню; вовлеки меня – я пойму |
Изучение английского языка в школе начинается со второго класса. Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Учителю предстоит ввести их в мир другой культуры, как языка, так и общения. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки и как они будут учиться, но все с нетерпением ждут первого урока. Обучение иностранному языку в начальной школе должно быть ярким и запоминающимся. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. Повышение мотивации, сохранение и развитие у школьников интереса к предмету – это вопрос, который волнует каждого учителя. Если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Я работаю над проблемой “Как игровые технологии могут являться средством повышения мотивации к изучению английского языка?”. Любая игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Целью применения игровых форм обучения на уроках – развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи.
- Способствовать прочному усвоению обучающимися учебного материала.
- Развивать у обучающихся творческое мышление.
- Способствовать практическому применению навыков и умений, полученных на уроке.
- Воспитывать интерес к иностранному языку.
В игре дети всегда открывают в себе что-то новое! В процессе игры личность ученика находится в центре обучения, а роль учителя сводится к роли партнера – консультанта.
В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций учебных игр (по форме проведения, по количественному составу, по способу организации игры и так далее). На своих уроках я использую несколько групп, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
I группа – предметные.
II группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно называемыми дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет.
II группы – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной собственности.
Говоря об использовании игр на разных ступенях обучения иностранному языку, то в организации обучения иностранному языку на начальном этапе важно учитывать существенные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Для них характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому примером использования предметных игр на уроках во вторых классах при изучении темы “Животные” является использование мягких игрушек, когда ребята знакомятся не только с их названиями, но и от имени животных (то есть, входя в образы) составляют диалоги и монологи с использованием фраз – клише. Героями учебников являются действующие лица: Том, Тим и Алиса. Их маленькие изображения в виде кукол из бумаги, которые сделаны так, чтобы дети, одев на пальчик кого – то из героев, могли от имени этих героев составить диалог.
Часто на уроках английского языка я использую дидактические игры. Например, это могут быть игры-упражнения. Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки.
c=sn
Благодаря таким упражнениям у обучающихся развивается логическое мышление.
Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетно-ролевая игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определённые роли. Часто этот вид игр я применяю на среднем звене обучения.
На уроках английского языка я также использую игры для формирования речевых навыков: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, речевые.
Для того, чтобы во 2 классе начать читать по-английски надо провести большую работу по разучиванию алфавита. Для прочного усвоения английского алфавита я использую следующие игры:
- “Необычное письмо”. Пара обучающихся выходят к доске. Один из играющих встает спиной к остальным, а его “напарник” “пишет” рукой букву у него на спине. Угадав “написанную” букву, учащиеся меняются местами.
- “Музыкальные буквы”. Играют вес обучающиеся класса одновременно. Они становятся в круг и под музыку передают друг другу мяч. Я останавливаю запись музыки. И обучающийся, у которого в руках мяч, называет английскую букву, которую показывается учителем на карточке.
- “Дорожка”. В ряд становится 4-5 обучающихся. Они должны продвигаться вперед, на каждый шаг называя одну букву. Запрещается называть буквы в алфавитном порядке. Побеждает тот, кто назвал большее количество букв. Результат записывается на доске.
- “Лото”. Перед обучающимися карточки, расчерченные на 8 квадратов. Учитель называет буквы, обучающиеся у которых есть данная буква на карточке, закрывают ее пустой фишкой.
Для закрепления названий цветов я использую на своих уроках следующие игры:
- “Следопыты”. В классной комнате на полу раскладываются разноцветные следы. По моей команде, называю цвет, каждый обучающийся находит и показывает учителю след названного цвета. Показывая находку, обучающийся говорит “I see red”.
- “Разноцветный кубик”. Дети поочередно подбрасывая разноцветный кубик, называют цвет верхней грани.
После окончания изучения алфавита обучающиеся делают проектные работы (составляют азбуку на английском языке).
В более старших начальных классах мы с детьми обыгрываем диалоги, рисуем плакаты о себе, которые включают темы: “Мне нравится...”, “Мое любимое животное”, “Еда”, “Внешность”, “Моя комната”. Заполнение данных о себе происходит в течение всего года по мере изучения устных тем, под контролем учителя. В конце учебного года обучающимся предлагается составить рассказ о себе.
На среднем этапе обучения иностранному языку, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными играми, я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые, направленные на социализацию обучающихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Это объясняется возрастающим значением общения в жизни подростка. Поэтому, на мой взгляд, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры–соревнования, игры–конкурсы. Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для некоторых обучающихся, не испытывающих интереса к предмету, игры–соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование таких игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры обучающиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В среднем звене я использую более усложненные грамматические, лексические и фонетические игры на уроках.
Грамматические игры преследуют следующие цели:
Научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;
создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
развить речевую активность и самостоятельность обучающихся.
Например, игра “Рыбак” Fishman (5 класс)
Используется для отработки форм глагола to be.
Класс делится на команды, которые выстраиваются в линию. Перед каждой командой стоит стул, на котором расположены сделанные из бумаги рыбы с написанными на них предложениями. На спинке стула висят 2 бумажных ведерка. На одном написано “Right”, на другом “Wrong”. Первые игроки из команды “ловят” рыбку. Если предложение с их точки зрения построено правильно они кладут его в ведерко “Right”, если нет, то в ведерко с надписью “Wrong”. Если ученик не может определить правильность предложения, оставляет рыбку на стуле. Выигрывает команда, которая правильно распределила предложения. Проверяется задание легко: правильные предложения могут быть помечены каким-либо знаком, известным только учителю. После проигрывания применения форм глагола To be проводится небольшая самостоятельная работа, которая показывает, что данный материал усвоен хорошо.
Лексические игры ставят следующие цели:
познакомить обучающихся с новыми словами и их сочетаниями;
тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность;
развивать речевую реакцию.
Например игра “Пазлы”. (6-8 классы)
Альбомный лист делится на равные прямоугольники. В разные клеточки вписываются слова по определенной теме (причем, сверху пишется английское слово, а снизу – соответствующее ему русское слово. Потом лист ксерокопируется и мозаики разрезаются. Класс делится на 2 команды и каждой команде выдается мозаика. По моему сигналу игроки команд начинают ее собирать. Побеждает та команда, которая первая собрала мозаику. Данная игра позволяет в непринужденной форме и в духе командного соперничества вспомнить лексический материал по теме.
Фонетические игры преследуют следующие цели:
тренировать обучающихся в произнесении иноязычных звуков;
научить обучающихся громко и чётко читать стихи;
разучивание стихотворений с целью их воспроизведения по ролям.
Фонетические игры проводятся в два этапа:
1 этап: разучивание стихов;
2 этап: театрализация стихов.
Организация обучения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием ролевых / деловых и коммуникативных игр способствует повышению эффективности учебного процесса, особенно если уровень языковой подготовки обучающихся достаточно высок.
Деловые игры в обучении иноязычной речи моделируют обучаемых и обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности (счастливый случай, брейн-ринг). Ситуативные (коммуникативные) игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Согласно вышесказанному, я могу сделать следующие выводы:
- Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку.
- Эффективность игры зависит от правильной её организации.
- Разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.
На своих уроках при помощи игровых технологий я создаю такие условия, в которых обучающийся испытывает уверенность в себе и внутренне удовлетворение, помогаю добиваться успеха в учебной деятельности, создавая ситуации успеха!