Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, а отличается он от обычного урока тем, что к нам пришли в гости самые близкие и самые родные вам люди- ваши родители, давайте постараемся работать так, чтобы самим получить удовлетворение от работы на уроке и доставить немало приятных минут тем, кто так волнуется и переживает за вас.
II. Актуализация знаний учащихся.
А начнём наш урок с задания, которое потребует от вас внимания, это задание поможет вам сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, слушаем внимательно и запоминаем всё о чём идёт речь в задании.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9b3c984-106b-4773-8f99-bcdff83103bf/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BMA_059%5D.swf
Что предложил составить Денис?
Какое условие сформулировал Глеб? (Пусть в предложении будет столько частей, сколько слогов в имени каждого.)
Повторите предложение, которое составил Глеб.
Жило-было белое, пушистое облачко. (Запишите это предложение, пропустите строчку для того чтобы потом записать тему сегодняшнего урока.)
Повторите предложение, которое составил Денис.
Пушистое облачко превратилось в маленького слона, а слоник вдруг стал белой рыбкой.
Ответьте на вопрос задания: какое предложение составил Глеб, а какое Денис? Учитывайте при ответе условие, которое сформулировал Денис.
Глеб составил простое предложение, а Денис сложное предложение. Докажите свой ответ, как вы рассуждали?
- Найти грамматическую основу.
- Если одна грамматическая основа ( простое предложение).
- Если две и более грамматические основы, то предложение сложное.
(Ученики называют грамматические основы предложений)
III. Формулирование темы урока.
Скажите с какой целью мы выполняли это задание? (Сформулировать тему урока.)
Кто готов сформулировать тему урока?
Сложные и простые предложения. Запишите тему урока.
Вспомним, что мы уже знаем о простых и сложных предложениях?
Блиц-опрос.
- Какое предложение называется простым?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете? Дайте определение.
- Какое предложение называется сложным?
- Как определить количество частей в сложном предложении? (По количеству грамматических основ).
- Как связаны между собой части сложного предложения? (С помощью союзов и интонации) и такие предложения называются союзными.
- Какие виды сложных союзных предложений вы знаете? (Сложносочинённые и сложноподчинённые.)
- Какие предложения называются сложносочинёнными? Что ещё указывает на то, что перед нами сложносочинённое предложение.
- Те же вопросы о сложноподчинённом предложении.
- А как называются предложения, части которого связаны при помощи интонации? Бессоюзным.
- Как разделяются части сложного предложения?
Используя перечисленные знания, дайте характеристику предложения, составленного Денисом. (Сложное, сложносочинённое). Начертим схему этого предложения.
Для чего мы изучаем сложные предложения? (Для грамотного письма, для правильной расстановки знаков препинания), с чем можно перепутать сложные предложения с простыми предложениями с однородными членами. Поставили ли вы знаки препинания в предложении, которое составил Глеб? Почему. Есть однородные члены. Назовите их. Составьте схему этого предложения.
Кто считает, что он умеет отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
Потренируемся в этом умении.
IV. Применение полученных знаний на практике.
Задание. Конструирование предложений.
Составь предложение с однородными членами. Подтащи нужную часть мышкой.
По дороге шли счастливые дети | и довольные взрослые | |
навстречу им шли родители | ||
Ласточка подлетела к своему домику | и вновь уходила ввысь | |
в это время раздался писк птенцов | ||
Путники увидели угрюмый лес | он не испугал юных туристов | |
и небольшое таёжное озеро | ||
Победил сильный ветер, | обдал нас прохладой | |
затрепетали нежные листочки | ||
Полкан увидел Мурку, | вскочил и громко залаял | |
кошка быстро вскочила на забор |
Физминутка
Как вы думаете, а для чего ёщё мы изучаем сложные предложения?
Давайте разберемся, зачем простые предложения объединяют в сложное? Приводит ли это к чему-то новому? Прочитайте два простых предложения:
Записка была на немецком языке. Сержант не понял её.
Что вы узнали прочитав, эти предложения? (Ничего кроме того, что здесь уже записано.)
Теперь составим сложное предложение с союзом “и”:
Записка была на немецком языке, и сержант не понял её.
Узнаем ли мы новую информацию? Да, мы дополнительно узнаем, что сержант не знал немецкого языка, хотя прямо об этом не говорится. Теперь поменяем союз:
Записка была на немецком языке, но сержант не понял её.
Это дает новые сведения: сержант знал немецкий язык. И, наконец, еще раз переменим союз:
Хотя записка была на немецком языке, сержант не понял её.
Дополнительный смысл: сержант обязательно должен был понять эту записку.
Эти дополнительные сведения появились потому, что части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом.
Что же богаче: простые предложения или сложное, объединившее в себе эти простые? Да, сложное предложение богаче, объединившихся в него простых. А происходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество.
Так для чего ещё мы изучаем сложные предложения? Чтобы обогатить свою речь, сделать её более яркой.
Самостоятельная работа.
Задания для самостоятельной работы.
Из записанных на доске двух простых предложений составить и записать три сложных, используя разные способы соединения простых предложений в сложные.
Неожиданно между облаками появилось солнце. Снег заискрился и засверкал крошечными радугами.
Проверка самостоятельной работы.
Итог урока. Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали сегодня на уроке?
В заданиях к уроку были использованы материалы "Коллекции цифровых образовательных ресурсов" www.school-collection.edu