Цель: Узнать количество типов склонения имен существительных единственного числа.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление умения определения рода имен существительных, выделения значимых частей слова.
- Наблюдение за изменением падежных окончаний, выделение 4 наборов окончаний и 3 типов склонения.
Развивающие: Развитие внимательности к языку, логического мышления, познавательной активности.
Воспитательные: Воспитание культуры общения в группе, чувства коллективизма и ответственности.
Гипотеза: Предположение о том, сколько типов склонения имен существительных.
Информация: Задания учителя, учебник “Русского языка”, карточки.
Исследование: Склонение пяти групп имен существительных, выделение окончаний и их сравнение (анализ и синтез), составление общей таблицы.
Результат исследования: Три типа склонения имен существительных.
Презентация. Защита проекта: Выполнение заданий на определение типа склонения имен существительных единственного числа.
Оборудование: Презентация к уроку –проекту.
Тетрадь, учебник “Русский язык” 4 класс, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Карточки для индивидуальной и коллективной работы.
Орфографический словарь (стр.150), тематический словарик № 23.
Время проведения: 45–60 минут.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Посмотрите, ребята, на гостей. Прошу быть вас вежливыми хозяевами. Сегодня вы сидите в группах. Будьте внимательны друг к другу, продолжайте учиться вместе делать выводы, распределять роли. Выберите в группе ответственного, который после обсуждения поднимет руку. (Ученики выполняют задание).
– Замечательно! Сейчас мы проводим урок-проект русского языка, где определим тему, цель, соберем и исследуем материал, сделаем вывод и защиту проекта. Желаю успеха!
2. Актуализация знаний.
– Прочитайте на Слайде предложение. Как вы его понимаете? (Высказывания детей.)
Презентация. Слайд 2. “ РУССКИЙ ЯЗЫК, словно плодородное поле, ежедневно обогащает нас плодами грамотности”.
– Вот и мы сегодня исследуем “почву грамматики” и подготовим ее к будущему урожаю грамотности. Оформляем дату в тетради.
Орфографически-каллиграфическая минутка: Бб бе ес се ед да (прописано на доске и в тетради). Дети объясняют работу: написать буквы и соединения, образовать слово “БЕСЕДА” и записать его, поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.
Б…СЕД_ – безударная непроверяемая гласная “е”, проверим по словарю; ж.р. (она), родовое окончание “а”. Проверяем по словарю стр. 150). Находим в тематическом словарике № 23.
А как можно по ассоциации запомнить это слово? Попробуйте.
С | |||||
О | |||||
С | / | ||||
Б | Е | С | Е | Д | А |
Д |
– Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова. (Ответы детей)
БЕСЕДА – разговор, деловой или задушенный. Слайд 3.
– Скажите, пожалуйста, какие правила беседы вы будете соблюдать? (Ответы детей.)
А. Работа на карточках: (за) б_сед_й, б_сед_в_ _ь, (в) б_се_к_ , (о) с_б_седн_к_
- Прочитайте слова. Что о них вы можете сказать? (Слова с пропуском орфограмм, однокоренные слова)
- Разберите по составу. Определите в какой части слова есть орфограмма. Докажите орфограмму, вставьте буквы. Обсудите в группе.
- Во всех ли частях удалось доказать? (Нет, в окончаниях мы не умеем проверять)
Слайд 4. За бесед?й, беседовать, в беседк?, о собеседник?
– Какую большую тему мы изучаем, узнайте ,исключив лишнее слово и объединив
оставшиеся слова? (Это имена существительные.)
– А какую более узкую тему начали изучать? (Склонение.)
3. Постановка темы и цели урока-проекта.
А. – Возьмите трафарет с буквами. (Трафарет с алфавитом и заданием.)
– Расшифруйте по координатам квадрата тему урока. Договоритесь о порядке работы.
(Пустите по кругу, каждый расшифровывает по одной букве.) (4,2; 2,4; 3,5; 5,5; 4,1; 2,6; 3,1; 3,4; 3,3; 1,6; 3,3; 2,4; 6,3; ТИПЫ СКЛОНЕНИЯ)
– Молодцы! ТЕМА ПРОЕКТА “Типы склонения имен существительных” Слайд 5.
Б. БЛИЦ-ОПРОС:
– Если знаете ответ, отвечаем быстро хором или кто быстрее.
а) Что такое склонение? (Изменение по падежам.)
б) Сколько падежей в русском языке? (Шесть.)
в) Какой падеж является начальной формой имени существительного? (И.п.)
г) С каким падежом надо различать И.п.? (с В.п.)
д) Какой падеж не употребляется без предлогов? (П.п.)
е) В каком падеже никогда не бывает предлогов? (И.п.)
ж) Как называются имена существительные, которые не изменяются по падежам?
(Несклоняемые.)
– Проверка домашнего задания: упр. 152. (Учащиеся читают словосочетания со словами МЕТРО и РАДИО, указывают падеж несклоняемых слов, показывая сигнальную карточку обратной связи.)
* Жить около метро (Р.п.) Слушать радио (В.п.) Ехать на метро (П.п.) Выступать по радио (Д.п.) Войти в метро (В.п.)
– Ребята, скажите, пожалуйста, а как определить тип склонения у склоняемых
слов? Кто знает? (Не знаем.)
– А, как вы думаете, сколько типов склонения? Предположите. (Дети выдвигают
предположение – ГИПОТЕЗУ).
– Значит, какая у нас ЦЕЛЬ? Сформулируйте, пожалуйста, ее. (Дети пытаются
сформулировать цель проекта.)
– Наша цель –“ Определить количество типов склонения”. Слайд 6.
4. Исследование.
А. – Если есть предположение, значит его надо … (проверить)
– Ребята, давайте сейчас соберем материал и исследуем. У вас есть карточки со словами. Установите соответствие между словами первого и второго столбиков, соедините их линией –“ НАЙДИ ПАРУ”. Определите, по какому признаку вы это сделали. Обсудите в группе и подготовьте ответ. (Выступает один из группы.)
лиса папа стол окно рожь |
дядя степь земля конь море |
– Итак, мы установили соответствие по роду и окончанию. Слайд 7. ПАРЫ СЛОВ: лиса – земля, папа – дядя, стол – конь, окно – море, рожь – степь.
– Чтобы установить сколько типов склонения, способ определения склонения, надо … (просклонять, т.е. изменить по падежам).
Три варианта данной работы. (Выбираем вариант.)
- Каждая группа склоняет по одной паре существительных
- Каждый в группе склоняет по одной паре (в группе по 5 человек).
- Каждый ученик склоняет 5 пар имен существительных.
Далее каждая группа склоняет по одной паре. Работа в тетрадях.
– Просклоняли. Что изменилось при склонении? (Окончание) Каждая группа прочитывает хором по очереди.
– Выделите окончания.
Физкультминутка для глаз и офтальмотренажер. (Предметный и световой с бегущими огнями – система Базарного.)
– А сейчас понаблюдаем за работой окончаний всех групп.
Б. Аналитико-синтетическая работа.
1. Ребята, давайте заполним эту таблицу, чтобы удобнее было наблюдать. У вас в группе есть карточки с окончаниями. Заполняем ими таблицу по группам. Договоритесь о том, кто какие окончания выставляет. На доске появится таблица.
ПАДЕЖИ | Ж.Р. | М.Р. | М.Р. | С.Р. | Ж.Р. |
И.П. | -а -я | -а -я | – – | -о -е | – – |
Р.П. | -ы -и | -ы -и | -а -я | -а -я | -и -и |
Д.П. | -е -е | -е -е | -у -ю | -у -ю | -и -и |
В.П. | -у -ю | -у -ю | – -я | -о -е | – – |
Т.П. | -ой -ей | -ой -ей | -ом -ем | -ом -ем | -ью -ью |
П.П. | -е -е | -е -е | -е -е | -е -е | -и -и |
1-я группа: лиса – земля – ж.р. с окончаниями -а, -я – выставляет падежные окончания.
2-я группа: папа – дядя – м.р. с окончаниями -а, -я – выставляет падежные окончания.
3-я группа: стол – конь – м.р. с нулевым окончанием.
4-я группа: окно – море – с.р. с окончаниями -о, -е.
5-я группа: степь – рожь – ж.р. с нулевым окончанием.
Ребята, посмотрите, сколько наборов окончаний у вас получилось? (Пять.)
– Сравните эти наборы. Какой вывод вы сделали? (первый и второй наборы одинаковые, значит, их можно объединить в один тип; третий и четвертый похожи, за исключением И.п. и В.п.)
В. Вывод.
– Значит, имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а -я – это один набор. Сколько сейчас разных наборов падежных окончаний? (4) Существительные м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончаниями -о -е можно объединить в один тип, т.к. различие только в И.П. и В.П.
– А сейчас посмотрите на 5-ый набор падежных окончаний. Что можете сказать? (Он другой.) И получилось у нас сколько типов склонения? Проверьте нашу гипотезу.
– Итак, сформулируйте вывод в каждой группе : что хотели узнать и к чему вы пришли? (Мы узнали три типа склонения, а определить склонение нам помогают род и окончание имен существительных.)
1 скл. Ж.р. и м.р. – с окончанием -а – я
2 скл. М.р. и с.р. – с окончаниями -о -е или нулевым
3 скл. Ж.р. с Ь знаком и нулевым окончанием. Слайд 8.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Ж.Р. | М.Р. | Ж.Р. |
М.Р. | – – | …Ь – |
– А -Я | С.Р. | |
-О -Е |
5. Презентация. Защита проекта.
А. Работа с учебником. Стр.89, упр. 153. Правило: обрати внимание!
Прочитайте слова и определите склонение в каждой группе слов.
Б. Работа в тетради. Распределите существительные в три столбика (1 скл. 2 скл. 3 скл.)
Учитель диктует слова: Сережа, вишня, гром, печь, озеро, статья, мышь, поле, мебель.
Ученики записывают в три столбика, пользуясь таблицей на Слайде 8.
В. Проверка. Слайд 9.
Сережа вишня статья |
гром озеро поле |
печь мышь мебель |
Г. Рассмотрите картинки, назовите предметы. Какая картинка лишняя и почему?
(Снежинка, потому что слово “снежинка” относится к 1 скл., а все другие слова ко 2 скл.)
Д. Домашнее задание: стр.90, правило; упр. 156, по заданию.
Рефлексия.
Встаньте и возьмитесь за руки каждая группа и, посоветовавшись, ответьте на следующие вопросы:
– Как назывался проект? (Типы склонений имен существительных.)
– Сколько склонений ? (Три.)
– Сколько разных наборов падежных окончаний? (Четыре.)
– Как определить склонение? (Определить род и окончание существительного.)
Оцените себя и товарищей – все ли понял, что было интересно, что-то непонятно. (Пока ребята обдумывают – звучит мелодия.) Дети высказывают свое мнение.
Молодцы! Работали хорошо. Плодородное поле приготовили. Будем ждать хорошего результата!