Цель: формирование целостного представления у детей о хлебе и о профессиях людей, связанных с производством хлеба.
Программное содержание:
1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания детей о хлебе как
одном из величайших богатств на земле.
2. Развивающая: закрепить названия профессий людей, связанных с производством
хлеба, повторить названия хлебобулочных изделий.
3. Воспитательная: воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к
хлебу.
4. Речевая: совершенствовать навыки связного рассказа о том, откуда берется
хлеб, кто, где и как его выращивает. Активизировать и расширять словарный запас
детей: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, селекционер,
страда, сеяльщик, нива, элеватор, мукомол, пекарь.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы. Разучивание стихотворений, пословиц, песен о хлебе. Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, слайдов о процессе выращивания хлеба. Драматизация сказки “Колосок”. Целевая прогулка к хлебному полю, наблюдение за пахотой, севом озимых культур. Цикл познавательных бесед о работе хлеборобов. Разработано комплексно-тематическое планирование к проекту “Хлеб – всему голова” <Приложение 1>
Оборудование. Иллюстрации, картинки о процессе выращивания хлеба, хлебобулочные изделия.
Ход непосредственно образовательной деятельности – 30 минут.
У окна в музыкальном зале – выставка детских работ, фотографии детей и родителей. У центральной стены музыкального зала представлена ярмарка хлебобулочных изделий, испеченных родителями подготовительной группы “Любознайки”: каравай, хлеб белый, батон, булочки, бублики, баранки, сушки, печенье, оладьи, блины, ватрушки, лепешки, хворост, пирог с капустой.
Организационный момент.
Дети подготовительной группы под звуки народной мелодии входят в зал, по очереди читают четверостишия.
Вика.
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!
Андрей.
Крепкою державой
Его звали встарь.
Хлебушек по праву
В государстве царь!
Милана.
Как отец родимый,
Он питает нас,
Яровой, озимый
Каждый день и час.
Данил.
Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней.
Никита.
Хлеб – живая сущность
Неба и земли.
Хлебушек насущный
Нива нам пошли.
Воспитатель: вот что значит для нас всех хлеб. Ребята, мы с вами много читали, рисовали, лепили, вышивали, сами пекли печенье. А сегодня я вас приглашаю на ярмарку хлебобулочных изделий. Посмотрите сколько на ярмарке вкусных изделий из муки, вот бы купить и попробовать. А ярмарка наша не простая, товары продаются за фишки. Фишки надо заработать, ответив на вопросы викторины “Хлеб – всему голова”. Перед вами картинки, возьмите по одной, у кого нарисованы злаки – это команда “Зернышки”, у кого колоски пшеницы – команда “Колоски”. (Дети занимают места за столами с эмблемами команд.)
Воспитатель: слушайте задание внимательно, отвечать на вопросы каждая из команд может по одному из игроков или хором, никто не подсказывает, иначе количество фишек у команд уменьшится.
Задания командам.
1. | Загадки | ||
Был крупинкой золотой – Стал зеленою стрелой Солнце светило И стрелу позолотило. /Колос./ Поле дружно колосится, |
Чтобы караваем Мы могли гордиться. В поле собираем колоски… /Пшеницы./ Одно бросил – |
||
2. | Разложить последовательно картинки: | ||
От колоска пшеницы до готового
хлебобулочного изделия. Задания капитанам команд: проверить друг у друга. |
Как из муки на хлебозаводе выпекают разные хлебобулочные изделия. | ||
3. | Рассказать пословицы о хлебе. | Рассказать пословицы о земле. | |
4. | У игроков альбомные листы с незаконченными рисунками, необходимо дорисовать: | ||
сельскохозяйственную технику. | хлебобулочные изделия. | ||
5. | Провести физ. минутку. | ||
6. | Я называю действие, а вы профессию: | ||
муку мелет (мельник), печет хлеб (пекарь), на тракторе работает (тракторист). |
на комбайне работает (комбайнер), на мукомольном заводе (мукомол), продает хлеб (продавец). |
||
7. | Закончи пословицу: | ||
“Без золота проживешь, (без хлеба
нет)”. “На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай, да свой затевай)”. “День прозевал, (урожай потерял)”. |
“Кто мать землю любит, (тот голоден не
будет). “Где работало там густо, а в ленивом дому пусто”. “Кто землю млеет, (того и земля жалеет)”. |
||
8. | Воспитатель читает отрывок из литературного произведения, а дети называют название и автора произведения. | ||
“Еще я принес с собой ароматный комочек
смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолой деревья лечатся”. (“Лисичкин хлеб” М.Пришвин.) “Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твердыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а теплый хлебный запах вырывался наружу”. (“Теплый хлеб” В.Путилина.) |
“Взяла меленку, повернула разок –
глядь, упали на стол блин да пирог! Повернула еще разок – опять упали
блин, да пирог, блин, да пирог!” (Русская народная сказка “Петушок и чудо – меленка”.) “Так мальчик впервые увидел, как упало зерно в землю. Увидел и запомнил на всю жизнь. Запомнилась ему вся картина: красивым богатырским шагом идет брат полосой и свободно, на всю ширину плеча замахиваясь, разбрасывает перед собой семена”. (“Зерно упало в землю” С.Шуртаков.) |
||
9. | Упражнение в словообразовании родственных слов, назвать ласково: | ||
– крошки хлеба – (хлебные), – вкусный и полезный квас – (хлебный квас), – выпекает хлеб – (пекарь). |
– назови ласково хлеб – (хлебушек), – ваза для хлеба – (хлебница), – прибор для резания хлеба – (хлеборезка). |
||
10. | Блиц – опрос. | ||
– Какой хлеб пекут на пасху? (Куличи.) – Какие цветы растут среди колосьев пшеницы? (Васильки.) – Чем отличаются колосья пшеницы от колосьев ржи? (Колосья пшеницы толще, чем у ржи). – Какая мука получается из пшеницы? (Пшеничная.) – Из какой муки испечен колобок? (Из ржаной.) |
– Люди, которые выращивают хлеб?
(Хлеборобы.) – Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба? (Каравай.) – Чем отличаются зерна пшеницы от зерен ржи? (Зерна пшеницы круглые, а у ржи удлиненные) – Какая мука получается из ржи? (Ржаная.) – Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности.) |
Воспитатель: ребята, вот вы на славу потрудились, и обе команды заработали фишки, наша викторина закончилась, вы молодцы. Я надеюсь, что вы будете всегда беречь и ценить хлеб, относиться к нему с огромным уважением. Ребята, а теперь проходите на ярмарку хлебобулочных изделий. Кого же не хватает на ярмарке? (Продавца.)
Воспитатель: раз, два, три – продавцом сегодня будешь ты (продавец надевает фартук, пилотку, перчатки). Дети с корзиночками по очереди подходят к продавцу, фишки обменивают на хлебобулочные изделия. (Дети играют в сюжетно – ролевую игру “Ярмарка хлебобулочных изделий”.)
Воспитатель: на ярмарке не только продают и покупают, но и веселятся. Хотите спеть песню? (Да.)
Песня “Русский чай”.
1.
Если вдруг у друга праздник,
Среди угощений разных
Непременно за столом
Вас побалуют чайком.
Припев:
Чай с вареньем,
Чай с печеньем,
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом,
Соберет всех за столом.
2.
Если вы в тоске, печали,
Вам поможет кружка чая,
С крепким чаем, калачом
Огорченья нипочем!
3.
Славится везде недаром
Русский чай из самовара
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!
Дети подготовительной группы угощают гостей выпечкой и предлагают пройти в группу на чаепитие.