Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Хлеб всему голова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование целостного представления у детей о хлебе и о профессиях людей, связанных с производством хлеба.

Программное содержание:

1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
2. Развивающая: закрепить названия профессий людей, связанных с производством хлеба, повторить названия хлебобулочных изделий.
3. Воспитательная: воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
4. Речевая: совершенствовать навыки связного рассказа о том, откуда берется хлеб, кто, где и как его выращивает. Активизировать и расширять словарный запас детей: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, селекционер, страда, сеяльщик, нива, элеватор, мукомол, пекарь.

Предварительная работа.

 

Чтение художественной литературы. Разучивание стихотворений, пословиц, песен о хлебе. Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, слайдов о процессе выращивания хлеба. Драматизация сказки “Колосок”. Целевая прогулка к хлебному полю, наблюдение за пахотой, севом озимых культур. Цикл познавательных бесед о работе хлеборобов. Разработано комплексно-тематическое планирование к проекту “Хлеб – всему голова” <Приложение 1>

Оборудование. Иллюстрации, картинки о процессе выращивания хлеба, хлебобулочные изделия.

Ход непосредственно образовательной деятельности – 30 минут.

У окна в музыкальном зале – выставка детских работ, фотографии детей и родителей. У центральной стены музыкального зала представлена ярмарка хлебобулочных изделий, испеченных родителями подготовительной группы “Любознайки”: каравай, хлеб белый, батон, булочки, бублики, баранки, сушки, печенье, оладьи, блины, ватрушки, лепешки, хворост, пирог с капустой.

Организационный момент.

Дети подготовительной группы под звуки народной мелодии входят в зал, по очереди читают четверостишия.

Вика.

Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!

Андрей.

Крепкою державой
Его звали встарь.
Хлебушек по праву
В государстве царь!

Милана.

Как отец родимый,
Он питает нас,
Яровой, озимый
Каждый день и час.

Данил.

Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней.

Никита.

Хлеб – живая сущность
Неба и земли.
Хлебушек насущный
Нива нам пошли.

Воспитатель: вот что значит для нас всех хлеб. Ребята, мы с вами много читали, рисовали, лепили, вышивали, сами пекли печенье. А сегодня я вас приглашаю на ярмарку хлебобулочных изделий. Посмотрите сколько на ярмарке вкусных изделий из муки, вот бы купить и попробовать. А ярмарка наша не простая, товары продаются за фишки. Фишки надо заработать, ответив на вопросы викторины “Хлеб – всему голова”. Перед вами картинки, возьмите по одной, у кого нарисованы злаки – это команда “Зернышки”, у кого колоски пшеницы – команда “Колоски”. (Дети занимают места за столами с эмблемами команд.)

Воспитатель: слушайте задание внимательно, отвечать на вопросы каждая из команд может по одному из игроков или хором, никто не подсказывает, иначе количество фишек у команд уменьшится.

Задания командам.

1. Загадки
  Был крупинкой золотой –
Стал зеленою стрелой
Солнце светило
И стрелу позолотило.
/Колос./

Поле дружно колосится,
Даст нам хлебушек ….
/Пшеница./

  Чтобы караваем
Мы могли гордиться.
В поле собираем колоски…
/Пшеницы./

Одно бросил –
Целую горсть взял?
/Зерно./

2. Разложить последовательно картинки:
  От колоска пшеницы до готового хлебобулочного изделия.

Задания капитанам команд: проверить друг у друга.

  Как из муки на хлебозаводе выпекают разные хлебобулочные изделия.
3. Рассказать пословицы о хлебе.   Рассказать пословицы о земле.
4. У игроков альбомные листы с незаконченными рисунками, необходимо дорисовать:
  сельскохозяйственную технику.   хлебобулочные изделия.
5. Провести физ. минутку.
6. Я называю действие, а вы профессию:
муку мелет (мельник),
печет хлеб (пекарь),
на тракторе работает (тракторист).
на комбайне работает (комбайнер),
на мукомольном заводе (мукомол),
продает хлеб (продавец).
7. Закончи пословицу:
  “Без золота проживешь, (без хлеба нет)”.

“На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай, да свой затевай)”.

“День прозевал, (урожай потерял)”.

  “Кто мать землю любит, (тот голоден не будет).

“Где работало там густо, а в ленивом дому пусто”.

“Кто землю млеет, (того и земля жалеет)”.

8. Воспитатель читает отрывок из литературного произведения, а дети называют название и автора произведения.
  “Еще я принес с собой ароматный комочек смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолой деревья лечатся”.

(“Лисичкин хлеб” М.Пришвин.)

“Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твердыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а теплый хлебный запах вырывался наружу”.

(“Теплый хлеб” В.Путилина.)

  “Взяла меленку, повернула разок – глядь, упали на стол блин да пирог! Повернула еще разок – опять упали блин, да пирог, блин, да пирог!”

(Русская народная сказка “Петушок и чудо – меленка”.)

“Так мальчик впервые увидел, как упало зерно в землю. Увидел и запомнил на всю жизнь. Запомнилась ему вся картина: красивым богатырским шагом идет брат полосой и свободно, на всю ширину плеча замахиваясь, разбрасывает перед собой семена”.

(“Зерно упало в землю” С.Шуртаков.)

9. Упражнение в словообразовании родственных слов, назвать ласково:
  – крошки хлеба – (хлебные),
– вкусный и полезный квас – (хлебный квас),
– выпекает хлеб – (пекарь).
  – назови ласково хлеб – (хлебушек),
– ваза для хлеба – (хлебница),
– прибор для резания хлеба – (хлеборезка).
10. Блиц – опрос.
– Какой хлеб пекут на пасху? (Куличи.)

– Какие цветы растут среди колосьев пшеницы? (Васильки.)

– Чем отличаются колосья пшеницы от колосьев ржи? (Колосья пшеницы толще, чем у ржи).

– Какая мука получается из пшеницы? (Пшеничная.)

– Из какой муки испечен колобок? (Из ржаной.)

– Люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

– Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба? (Каравай.)

– Чем отличаются зерна пшеницы от зерен ржи? (Зерна пшеницы круглые, а у ржи удлиненные)

– Какая мука получается из ржи? (Ржаная.)

– Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности.)

Воспитатель: ребята, вот вы на славу потрудились, и обе команды заработали фишки, наша викторина закончилась, вы молодцы. Я надеюсь, что вы будете всегда беречь и ценить хлеб, относиться к нему с огромным уважением. Ребята, а теперь проходите на ярмарку хлебобулочных изделий. Кого же не хватает на ярмарке? (Продавца.)

Воспитатель: раз, два, три – продавцом сегодня будешь ты (продавец надевает фартук, пилотку, перчатки). Дети с корзиночками по очереди подходят к продавцу, фишки обменивают на хлебобулочные изделия. (Дети играют в сюжетно – ролевую игру “Ярмарка хлебобулочных изделий”.)

Воспитатель: на ярмарке не только продают и покупают, но и веселятся. Хотите спеть песню? (Да.)

Песня “Русский чай”.

1.

Если вдруг у друга праздник,
Среди угощений разных
Непременно за столом
Вас побалуют чайком.

Припев:

Чай с вареньем,
Чай с печеньем,
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом,
Соберет всех за столом.

2.

Если вы в тоске, печали,
Вам поможет кружка чая,
С крепким чаем, калачом
Огорченья нипочем!

3.

Славится везде недаром
Русский чай из самовара
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!

Дети подготовительной группы угощают гостей выпечкой и предлагают пройти в группу на чаепитие.