Урок разработан в соответствии с требованиями выполнения современного урока по стандарту второго поколения с использованием технологий развития критического мышления (ТРКМ)
Предмет: ОБЖ
Класс: 8
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. М.: Дрофа, 2008.
Тема: Состояние природной среды и жизнедеятельность человека
Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Цель урока: Ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе в результате жизнедеятельности человека.
Задачи урока:
- Обучающие задачи: научить распознавать факторы, влияющие на состояние природной среды; помочь освоить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; сформировать умения оценивать ситуации опасные для жизни и здоровья человека и экологии
- Развивающие задачи: развить черты личности необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, в частности, понимание тесной взаимосвязи жизнедеятельности человека и экологии.
- Воспитывающие задачи: воспитать ценностное отношение к человеческой жизни, чувство уважения к окружающему миру, ответственность за экологическое состояние природной среды.
- Духовно-нравственные задачи: сформировать патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству; справедливость, честь, достоинство; гражданственность – долг перед Отечеством.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, компьютер, презентация, проектор.
Использование технологий: технология развития критического мышления; метод проекта; информационно-коммуникационные технологии.
Виды универсальных учебных действий (УУД): овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
- Личностные:
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бержного отношения к окружающей среде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества.
- Метапредметные
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
- Умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
- Умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- Формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;
- Предметные
- Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
Предварительная работа: подбор материала, адаптация материала к подаче при помощи приемов технологии развития критического мышления, разработка таблиц, кластеров, моделей, подготовка презентации.
Методы оценивания:
- Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность необходима, чтобы побудить ученика к активности на уроке, мотивировать его к анализу и стремлению работать лучше.
- Оценка учителя (с учетом самооценки)
Комплексное использование оценки учителя и самооценки способствует развитию внутренних мотивов учащихся, трансформации оценки из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Знакомство с темой нового раздела.
Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, садитесь. Мы начинаем изучать новый раздел: «Нарушение экологического равновесия».
На доске (экране) тема раздела: «Нарушение экологического равновесия» <слайд 1>
Б) Обрисовка общего круга проблематики будущих уроков, краткое знакомство со структурой изучаемой темы.
Учитель: В процессе изучения этого раздела мы рассмотрим следующие темы < слайд 2>
План изучения темы:
- Состояние природной среды и жизнедеятельность человека
- Изменение состава атмосферы (воздушной среды)
- Изменение состояния гидросферы (водной среды)
- Изменение состояния суши (почвы)
- Показатели предельно допустимых воздействий на природу
В) Объявление темы и цели первого урока нового раздела:Состояние природной среды и жизнедеятельность человека <Презентация, слайд 3>
Учитель: Первая и очень важная тема – это «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Ученики слушают и записывают в тетрадь тему урока.
Учитель: Цель нашего урока познакомиться изменениями, происходящими в природе в результате жизнедеятельности человека. Как вы думаете, почему эта тема так важна для нас?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель (подводит их к мысли о том, что человеческая деятельность может иметь необратимые последствия для окружающей среды, а жизнь человека в свою очередь тесно связана с мировой экологией): Жизнь на Земле развивается по строгим законам природы. Чтобы существовать, человеческое общество вынуждено вступать в определенные отношения с природой, т.е. заниматься природопользованием. Нарушение законов природы может иметь опасные и даже трагические последствия для живущего и будущего поколения людей.
2. Изложение нового материала, сопровождаемого презентацией Microsoft PowerPoint
2.1. Работа с базовыми понятиями, необходимыми для раскрытия темы <слайд 4-5>
Учитель: Без знания базовых понятий невозможно глубокое изучение темы, поэтому в первую очередь мы рассмотрим суть антропогенных изменений и их категории. Обратите внимание на слайд и зафиксируйте определение в тетради.
А) Рассмотрение значения понятия <слайд 4>
Антропогенный (от греч. anthropos – человек и genes – рождённый) – созданный человеком, возникший в результате его деятельности.
Антропогенные изменения – изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся слушают задание по работе с определениями, записывают определения в тетрадь.
Б) Изучение категорий антропогенных изменений (материал подается в форме таблицы): преднамеренные и непреднамеренные <слайд 5>
В) Работа с таблицей: приведение примеров (дополнение таблицы)
Учитель предлагает учащимся привести примеры преднамеренных и непреднамеренных изменений, известных им из курсов ОБЖ, физики, химии, природоведения и географии.
2.2. Изучение форм воздействия человека на природу. Материал подается в форме кластера.
Учитель: Итак, мы видим, как разнообразны антропогенные изменения в природе. Давайте систематизируем полученные знания <слайд 6>.
Перенесите кластер в тетрадь.
Ученики слушают, переносят кластер в тетрадь, задают вопросы.
2.3. Работа с моделью fishbone. Объяснение работы с моделью.
Учитель разрабатывает вместе с учениками модель fishbone на примере одной из форм воздействия человека на природу. В качестве проблемы фигурирует пункт «Изменение структуры земной поверхности».
Учитель: Необходимо понимать причины и следствия для изучения такой проблемы, как изменение структуры земной поверхности. Именно с этой целью мы с вами построим наглядную модель fishbone. Приготовьтесь зарисовать ее в тетради.
Проблема «Изменение структуры земной поверхности» заносится в графическое изображение «головы» модели fishbone.
Учитель рассказывает об изменениях структуры земной поверхности, заостряя внимание на их причинах <слайд 7>:
- Человек стал вмешиваться в жизнь земной коры, являясь мощным рельефообразующим фактором.
(этот параметр заносится в раздел «Причины» модели fishbone)
Далее учитель переходит к обсуждению следствий антропогенного фактора:
- На земной поверхности возникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы и др.
- Отмечены случаи прогибания земной коры под крупными городами и водохранилищами, последние в горных районах привели к увеличению естественной сейсмичности.
(Эти параметры заносятся в раздел «Следствия» модели fishbone)
Учитель приводит примеры, подчеркивающие всю серьезность изменений структуры изменений земной поверхности <слайд 8>:
- Примеры таких искусственных землетрясений, которые были обусловлены заполнением водой котловин крупных водохранилищ, имеются в Калифорнии, США, на полуострове Индостан. Такой тип землетрясений хорошо изучен в Таджикистане на примере Нукерского водохранилища. Иногда землетрясения могут вызываться откачиванием или закачиванием отработанных вод с вредными примесями глубоко под землю, а также интенсивной добычей нефти и газа на крупных месторождениях (США, Калифорния, Мексика).
Далее подводятся итоги, учитель помогает ученикам сформулировать выводы, которые заносятся в соответствующий раздел модели fishbone: Необходимость рационального использования и возобновления природных ресурсов <слайд 9>.
Ученики просматривают презентацию, задают вопросы учителю о построение модели, фиксируют информацию в тетради.
2.4. Работа с моделью Fishbone при помощи презентации и учебника.
Ученики разбиваются на группы и составляют модели Fishbone по другим формам воздействия на природу самостоятельно, основываясь на материалах учебника.
Учитель объясняет работу в группах по изучению материала и составлению модели. По окончанию работы проверяет правильность ее выполнения.
Учащиеся просматривают презентацию, выбирают нужную информацию из текста, задают вопросы учителю.
3. Контроль УУД
Учащиеся получают карточки с вопросами (открытого и закрытого типов) по пройденному на уроке материалу.
- Антропогенные изменения в природе, это:
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека. - Какие существуют категории антропогенных изменений?
- Назовите формы воздействия человека на природу.
- Опишите следствия одной из форм воздействия человека на природу.
4. Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока, поймем, чему мы с вами научились.
- Что в этой теме уже было для вас знакомо? (Ответ учеников; что знал ученик (общие сведения об угрозе окружающей среды, полученные из СМИ и т.д.)
- Что нового вы узнали? (Ответ учеников; что узнал (о тесном взаимодействии человека и окружающего мира: понятие антропогенных изменений и их категории, формы воздействия человека на природу)
- Какая информация нам еще необходима? (Ответ учеников; что хочет узнать (способы защиты окружающей среды)
Ученики проводят самооценку своей работы на уроке и взаимооценку одноклассников.
5. Оценка работы на уроке
Учитель выставляет оценки за работу на уроке с учетом самооценок учащихся.
6. Домашнее задание
Учитель: В качестве домашнего задания подберите примеры способов рационального использования и возобновления природных ресурсов для изменений структуры земной поверхности. Задание нужно решить в форме таблицы SWOT. Запишите ее структуру.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Эффективность Повсеместное применение Доступность и др. |
Неэффективность Локальное применение Высокие затраты и др. |
Учитель: Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.