Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (548 кБ)


Урок разработан в соответствии с требованиями выполнения современного урока по стандарту второго поколения с использованием технологий развития критического мышления (ТРКМ)

Предмет: ОБЖ

Класс: 8

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. М.: Дрофа, 2008.

Тема: Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

Цель урока: Ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе в результате жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи: научить распознавать факторы, влияющие на состояние природной среды; помочь освоить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; сформировать умения оценивать ситуации опасные для жизни и здоровья человека и экологии
  • Развивающие задачи: развить черты личности необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, в частности, понимание тесной взаимосвязи жизнедеятельности человека и экологии.
  • Воспитывающие задачи: воспитать ценностное отношение к человеческой жизни, чувство уважения к окружающему миру, ответственность за экологическое состояние природной среды.
  • Духовно-нравственные задачи: сформировать патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству; справедливость, честь, достоинство; гражданственность – долг перед Отечеством.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, компьютер, презентация, проектор.

Использование технологий: технология развития критического мышления; метод проекта; информационно-коммуникационные технологии.

Виды универсальных учебных действий (УУД): овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

  1. Личностные:
    • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бержного отношения к окружающей среде;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества.
  2. Метапредметные
    • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
    • Умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
    • Умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
    • Формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;
  3. Предметные
    • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
    • Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;

Предварительная работа: подбор материала, адаптация материала к подаче при помощи приемов технологии развития критического мышления, разработка таблиц, кластеров, моделей, подготовка презентации.

Методы оценивания:

  • Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность необходима, чтобы побудить ученика к активности на уроке, мотивировать его к анализу и стремлению работать лучше.
  • Оценка учителя (с учетом самооценки)

Комплексное использование оценки учителя и самооценки способствует развитию внутренних мотивов учащихся, трансформации оценки из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

А) Знакомство с темой нового раздела.

Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, садитесь. Мы начинаем изучать новый раздел: «Нарушение экологического равновесия».

На доске (экране) тема раздела: «Нарушение экологического равновесия» <слайд 1>

Б) Обрисовка общего круга проблематики будущих уроков, краткое знакомство со структурой изучаемой темы.

Учитель: В процессе изучения этого раздела мы рассмотрим следующие темы < слайд 2>

План изучения темы:

  1. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека
  2. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)
  3. Изменение состояния гидросферы (водной среды)
  4. Изменение состояния суши (почвы)
  5. Показатели предельно допустимых воздействий на природу

В) Объявление темы и цели первого урока нового раздела:Состояние природной среды и жизнедеятельность человека <Презентация, слайд 3>

Учитель: Первая и очень важная тема – это «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.

Ученики слушают и записывают в тетрадь тему урока.

Учитель: Цель нашего урока познакомиться изменениями, происходящими в природе в результате жизнедеятельности человека. Как вы думаете, почему эта тема так важна для нас?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель (подводит их к мысли о том, что человеческая деятельность может иметь необратимые последствия для окружающей среды, а жизнь человека в свою очередь тесно связана с мировой экологией): Жизнь на Земле развивается по строгим законам природы. Чтобы существовать, человеческое общество вынуждено вступать в определенные отношения с природой, т.е. заниматься природопользованием. Нарушение законов природы может иметь опасные и даже трагические последствия для живущего и будущего поколения людей.

2. Изложение нового материала, сопровождаемого презентацией Microsoft PowerPoint

2.1. Работа с базовыми понятиями, необходимыми для раскрытия темы <слайд 4-5>

Учитель: Без знания базовых понятий невозможно глубокое изучение темы, поэтому в первую очередь мы рассмотрим суть антропогенных изменений и их категории. Обратите внимание на слайд и зафиксируйте определение в тетради.

А) Рассмотрение значения понятия <слайд 4>

Антропогенный (от греч. anthropos – человек и genes – рождённый) – созданный человеком, возникший в результате его деятельности.

Антропогенные изменения – изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся слушают задание по работе с определениями, записывают определения в тетрадь.

Б) Изучение категорий антропогенных изменений (материал подается в форме таблицы): преднамеренные и непреднамеренные <слайд 5>

В) Работа с таблицей: приведение примеров (дополнение таблицы)

Учитель предлагает учащимся привести примеры преднамеренных и непреднамеренных изменений, известных им из курсов ОБЖ, физики, химии, природоведения и географии.

2.2. Изучение форм воздействия человека на природу. Материал подается в форме кластера.

Учитель: Итак, мы видим, как разнообразны антропогенные изменения в природе. Давайте систематизируем полученные знания <слайд 6>.

Перенесите кластер в тетрадь.

Ученики слушают, переносят кластер в тетрадь, задают вопросы.

2.3. Работа с моделью fishbone. Объяснение работы с моделью.

Учитель разрабатывает вместе с учениками модель fishbone на примере одной из форм воздействия человека на природу. В качестве проблемы фигурирует пункт «Изменение структуры земной поверхности».

Учитель: Необходимо понимать причины и следствия для изучения такой проблемы, как изменение структуры земной поверхности. Именно с этой целью мы с вами построим наглядную модель fishbone. Приготовьтесь зарисовать ее в тетради.

Проблема «Изменение структуры земной поверхности» заносится в графическое изображение «головы» модели fishbone.

Учитель рассказывает об изменениях структуры земной поверхности, заостряя внимание на их причинах <слайд 7>:

  • Человек стал вмешиваться в жизнь земной коры, являясь мощным рельефообразующим фактором.
    (этот параметр заносится в раздел «Причины» модели fishbone)

Далее учитель переходит к обсуждению следствий антропогенного фактора:

  • На земной поверхности возникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы и др.
  • Отмечены случаи прогибания земной коры под крупными городами и водохранилищами, последние в горных районах привели к увеличению естественной сейсмичности.
    (Эти параметры заносятся в раздел «Следствия» модели fishbone)

Учитель приводит примеры, подчеркивающие всю серьезность изменений структуры изменений земной поверхности <слайд 8>:

  • Примеры таких искусственных землетрясений, которые были обусловлены заполнением водой котловин крупных водохранилищ, имеются в Калифорнии, США, на полуострове Индостан. Такой тип землетрясений хорошо изучен в Таджикистане на примере Нукерского водохранилища. Иногда землетрясения могут вызываться откачиванием или закачиванием отработанных вод с вредными примесями глубоко под землю, а также интенсивной добычей нефти и газа на крупных месторождениях (США, Калифорния, Мексика).

Далее подводятся итоги, учитель помогает ученикам сформулировать выводы, которые заносятся в соответствующий раздел модели fishbone: Необходимость рационального использования и возобновления природных ресурсов <слайд 9>.

Ученики просматривают презентацию, задают вопросы учителю о построение модели, фиксируют информацию в тетради.

2.4. Работа с моделью Fishbone при помощи презентации и учебника.

Ученики разбиваются на группы и составляют модели Fishbone по другим формам воздействия на природу самостоятельно, основываясь на материалах учебника.

Учитель объясняет работу в группах по изучению материала и составлению модели. По окончанию работы проверяет правильность ее выполнения.

Учащиеся просматривают презентацию, выбирают нужную информацию из текста, задают вопросы учителю.

3. Контроль УУД

Учащиеся получают карточки с вопросами (открытого и закрытого типов) по пройденному на уроке материалу.

  1. Антропогенные изменения в природе, это:
    а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
    б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
    в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
  2. Какие существуют категории антропогенных изменений?
  3. Назовите формы воздействия человека на природу.
  4. Опишите следствия одной из форм воздействия человека на природу.

4. Рефлексия

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока, поймем, чему мы с вами научились.

  • Что в этой теме уже было для вас знакомо? (Ответ учеников; что знал ученик (общие сведения об угрозе окружающей среды, полученные из СМИ и т.д.)
  • Что нового вы узнали? (Ответ учеников; что узнал (о тесном взаимодействии человека и окружающего мира: понятие антропогенных изменений и их категории, формы воздействия человека на природу)
  • Какая информация нам еще необходима? (Ответ учеников; что хочет узнать (способы защиты окружающей среды)

Ученики проводят самооценку своей работы на уроке и взаимооценку одноклассников.

5. Оценка работы на уроке

Учитель выставляет оценки за работу на уроке с учетом самооценок учащихся.

6. Домашнее задание

Учитель: В качестве домашнего задания подберите примеры способов рационального использования и возобновления природных ресурсов для изменений структуры земной поверхности. Задание нужно решить в форме таблицы SWOT. Запишите ее структуру.

Сильные стороны Слабые стороны
Эффективность
Повсеместное применение
Доступность
и др.
Неэффективность
Локальное применение
Высокие затраты
и др.

Учитель: Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.