Интеллектуальные игры на уроках географии. 6–10-й классы

Разделы: География


Человек начинает мыслить, когда есть проблема.
С.Л. Рубинштейн

Не вдаваясь в особенности различия педагогических технологий, методов, приемов и других тонкостей скажу, что игровая деятельность в обучении, безусловно, являлась и остается в настоящее время, наипервейшей. В животном мире именно игра является основной и главной в обучении молодняка и адаптации его к выживанию в условиях естественной природной среды.

Тема игры в образовании и воспитании во многом безгранична и многообразна. Уже формируется научная дисциплина условно называемая игрология. “Классик” игрологии М. Лазарус (1907), классифицировавший игры, выделял в том числе и игры интеллектуальные. В этих играх человек способен испытывать радость от реализации своих умственных возможностей. “Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение , наподобие масла, доставляет материю для горения, а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи”, писал Я.А. Коменский. Сами интеллектуальные игры являются важным моментом исследования интеллекта молодого человека, раскрывая его психические и когнитивные способности. К первым интеллектуальным играм можно отнести широко применяемые нами в учебной деятельности викторины, тесты, шарады, загадки, анаграммы, перевертыши. Их использование не только помогает установить уровень развития и широты знаний, памяти и мышления, скорости мыслительных реакций у играющих, но и способствует развитию коммуникативных, социализирующих, когнитивных и волевых свойств характера учащихся. Эксперименты во многих странах показали, что лица, постоянно занимающиеся умственным трудом, с возрастом продолжают мыслить также свежо, как люди гораздо младше их по возрасту. А потребность в игре у человека сохраняется до глубокой старости.

Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). Эта деятельность является средством достижения игрового результата, и хотя он быстро теряет свою ценность, цель смещается с результата непосредственно на путь поиска принятия решения. Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна, при решении поставленных задач происходит акт развития и творчества, находится или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и так далее. Таким образом, интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума. Интеллектуальная игра имеет конвергентную (поиск в одном направлении, единственно правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность.

Типичными примерами интеллектуальных командных игр являются “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг” и так далее. Мне нравится игра “Черная метка (крестики – нолики)”, частота применения которой зависит во многом от подготовки учителем блоков вопросов, по отдельным темам, разделам, курсам. Вот пример для учащихся 10 класса (см. Приложения 1, Приложение 2).

Я такие игры провожу раз в четверть, иногда и раз в полугодие. Учебное время дорого. Чаще использую игровые приемы в развитии некоторых существенных качеств интеллекта школьников разного возраста.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

  • любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
  • доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
  • глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  • гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  • логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных
  • критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
  • широта мышления – способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Наш любимый предмет – география, является одной из самых комплексных научных дисциплин. Географическое образование закладывает основы пространственного мышления, способствует развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира.

В разные возрастные периоды ученики по-разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют. В среднем школьном возрасте мы наблюдаем снижение успешности занятий. В учащихся пробуждается энергия, повышенная активность. В этом возрасте обнаруживается особая расположенность к совместным действиям. Возрастает интерес к умственным упражнениям. Задачи с элементами игры, нарушающие обычный ход учебного занятия, выявляет удивительное воображение учащихся, пробуждает у них веселую, деятельную энергию. В этом возрасте большее значение имеет признание их личности учениками класса. Возникает особая расположенность к выполнению самостоятельных заданий, практических работ.

Приведу примеры интеллектуальных мини-игр, направленных на развитие разных качеств интеллекта.

1. “Запомни пару” по теме “Географические модели Земли”, 6-й класс. Цель игры – развитие памяти, использование ассоциативной памяти.

Карта Градус
План Стрелка
Север Мох
Широта Экватор
Долгота Меридиан
Глобус Модель
Параллель Окружность
Меридиан Ось

Необходимо затем по памяти воспроизвести слова второго столбика.

2. “Выражение мысли другими словами” по теме “Географический образ Русской равнины”, 8-й класс.

Дано предложение. Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Варианты учащихся:

  • Полого-волнистый рельеф Русской равнины объясняется устойчивым платформенным фундаментом в ее основании.
  • Достаточно ровная поверхность этого природного региона связана с залеганием на фундаменте мощных осадочных отложений и длительным действием внешних процессов выравнивания.
  • Равнины расположены на платформах, наиболее устойчивых участках литосферных плит.

Формируется умение оперировать словами, точно выражать мысли.

3. “Редактор, найди ошибку автора” (смысловое чтение). Инструкция: “В тексте допущены ошибки. Найдите это предложение и исправьте ошибку”.

Я чаще использую готовый текст, порчу его. Но и сама тоже текст составляю. Вот несколько примеров, предложений с ошибками по теме “Тундра”, 7–8-й классы.

  • Если долго не шевелится, то можно заметить песца: на фоне ослепительно белого снега он в своей темной шубе хорошо виден.
  • Северные олени роют копытами снег, чтобы достать “олений мох” – карликовый кустарник с маленькими листочками.
  • Только леммингам опять не везет: мало того, что и песцы, и совы, и горностаи, и даже волки их преследуют, так вот теперь еще и гадюки проснулись.

Этот игровой прием позволяет научить вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. Лидеры оцениваются учащимися высоко, это мотивация на учебу, на более глубокое изучение темы.

4. “Сравнение понятий”.

Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

  • Лед-пар.
  • Река-озеро.
  • Равнины – горы.

Использую и имена собственные: Урал-Алтай, Кавказ– Срединный хребет.

5. “Сходство и различие”.

Игровой прием, направленный на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты. Операция сравнения одна из базовых интеллектуальных способностей человека ("Все познается в сравнении"). В географии чаще мы сравниваем понятия одного порядка, например равнинные и горные реки, равнины и горы, ПЗ-тундру и степь. А также сравниваем близкие объекты: реки с разным типом питания, равнины плоские и холмистые, страны развитые и развивающиеся. Учимся сравнивать объективно, подбирать и использовать критерии для сравнения, делать четкий вывод.

6. Игровой прием 11-строчие. У меня он превратился N-строчие. Слово пишется по буквам сверху вниз (по вертикали). И с каждой буквы начинается фраза (предложение) по этой же теме. Вот пример работы 6-классников по теме “Биосфера”.

  Горюнова Настя Медведева Вика
Ч Человек – часть биосферы. Человек воздействует на биосферу.
Е Ежедневно исчезают растения и животные. Его действия (человека) не всегда благоприятны для биосферы.
Л Любая хозяйственная деятельность запрещена в заповедниках. Лекарственные травы, цветы, ягоды, грибы пропадают вместе с горящими лесами.
О Отдельные виды организмов специально заселяют в заповедники. Около 10% видов растений и несколько тысяч видов зверей и птиц нуждаются в охране.
В В разных странах принимают специальные законы об охране биосферы. В начале .. века вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих.
Е Если не заботиться о биосфере, то все живые организмы умрут. Если человек не перестанет губить природу, то биосфера погубит его.
К Красная книга – туда заносят вымирающие виды животных Крысы, которые приспособились к жизни рядом с людьми, распространяют чуму, тиф, т.е. вредят биосфере.
И Источником творчества для человека является природа. Исчезают многие виды растений и животных по вине человека.
Б Биосфера – внешняя оболочка Земли и населена живыми организмами. Биосфера – это основной источник человеческой пищи.
И Их было мало, а примитивное хозяйство не нарушало природу. Исчезнувшие виды животных: дронт, морская корова, странствующий голубь.
О Одежда и другие материалы, необходимые человеку взяты из биосферы. Однозначно человек должен уделять внимание охране растений и животных.
С Создано больше 3 тысяч заповедных территорий. Современное хозяйство дает человеку много благ, но губительно действует на биосферу.
Ф Фактически многие живые организмы исчезли по вине человека. Фактически все животные и растения нуждаются сейчас в охране.
Е Единственное, что может остановить людей – это Красная книга. Если заботиться о животных и растениях, то биосфера отблагодарит за это.
Р Растения служат пищей животным и людям. Растения становятся редкими из-за пожаров и сбора ягод и цветов.
А Антропогенные изменения могут погубить полезных животных и растения. Атмосфера загрязняется из-за хозяйства человека.

В этом задании хорошо ощущается степень изученности материала, тот кто тему изучил, не пользуется учебником или другим источником информации. И наоборот, кто-то надолго задумывается, пытается списать с учебника. Составленное предложение строго должно соответствовать теме.

7. Для учащихся старшего школьного возраста я использую игровой прием “Синквейн” (пятистрочие), способствующий четкому формулированию своих мыслей, использованию емких понятий, умению обобщать, выделять главное.

Я использую следующие правила:

  1. Первая строчка содержит одно слово – термин, фамилия, понятие
  2. Вторая строка содержит два слова – определения предмета (прилагательные).
  3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции “героя” синквейна.
  4. Четвертая строка содержит предложение, фразу, раскрывающую смысл главного слова синквейна.
  5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Образцы синквейнов школьников приведены в Приложении 3.

8. Игровой прием “Кластер”. Запись фраз, словосочетаний по ключевому слову, которые окончательно формируются на стадии осмысления, после анализа всего материала. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны найти по кластеру.

9. Я активнее использую противоположное действие: по набору фраз, словосочетаний надо найти ключевое слово.

Например, “Визитка экономического района”, составленная учащимся и по ней надо определить о каком экономическом районе идет речь :

Салимова Екатерина 9б кл.

1. Имеется город федерального значения.
2. В районе самая высокая плотность населения.
3. Район беден минеральными ресурсами.

Яшкина Ульяна 9а кл.

1. В районе развито сельскохозяйственное машиностроение.
2. Широко представлены почти все отрасли пищевой отрасли.
3. Район имеет выход к морю.

9–11-й классы. В этом возрасте особое отношение к выдающимся людям, выявляется искание идейного и нравственного руководства, эмоциональная отзывчивость. Повышенный интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем, споры, дискуссии. Оперирование абстрактными понятиями, расположенность к самовоспитанию.

Старшеклассники, уже легко составляют синквейны, кластеры, пишут эссэ, как заключение по пройденной теме. Вот примеры загадок о стране, причем материал разложен по сложности. Готовили его друг для друга.

Все приведенные игровые приемы это небольшая часть, того, что используется учителями на уроках. Нравятся ребятам географические диктанты, прием мозгового штурма, особенно для выработки решения по экологическим или экономическим проблемам . Все эти задания двусторонние, ребята не только отвечают, но и сами охотно такие задания составляют. А правильный вопрос, оригинальное задание всегда показывают глубокое знание материала. Вот, например, задание составить описание, по которому надо определить страну. Учащиеся по своей инициативе предложили три варианта описания страны на оценку 3, 4 или 5 (см. Приложение 4).

Школьники откликаются эмоционально мгновенно, как только слышат, “а теперь поиграем”, настроение улучшается от слов “Кто быстрее?”, “Кто правильно?”, “Кто лучше?”. Как правило, игровая ситуация не часто используется для контроля знаний, а помогает прежде всего раскрепостится, расслабиться и заняться творчеством. И тогда путь к победе становится важнее самой победы.

Я уже упоминала о том, что различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Каждый человек обладает и тем и другим типом мышления. Тип личности с преобладанием конвенгертного мышления называют “интеллектуальным”, дивергентного – “креативным”. Креативность – это способность видеть, думать, действовать, поступать по-другому, чем это делалось до сих пор. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но имеющие известные способы решения. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. К сожалению, в процессе нашего школьного обучения креативное мышление развивается слабо, с тенденцией постепенного затухания. Поэтому в заключении, хочу призвать всех географов, развивая разнообразные качества интеллекта, растить и воспитывать в конечном итоге, придумщиков, фантазеров, изобретателей. Дети должны быть готовы решать задачи, на которые нет известных, готовых ответов. Это задачи эвристические (открытые). В этом направлении развивает школьника исследовательская деятельность, метод проектов. Но большой объем учебного материала не способствует широкому внедрению этих методов. Выход в составлении и предложении учащимся открытых эвристических заданий. Одними из наиболее известных заданий являются такие. Как изменились бы природные условия на Русской равнине, если Кавказские горы располагались бы на севере равнины? Как изменится климат Европы, если Гольфстрим станет холодным течением?

Из новых заданий: 1. На снимке из космоса видно месторождение алмазов – Кимберлитовые трубки. А что делать, когда все алмазы в этом месторождении закончатся? Разработай и предложи свою программу по использованию данной территории в дальнейшем. 2. Челябинск – край суровых мужчин, чугунная Флоренция России. Иваново – город невест. Санкт-Петербург – культурная столица. А какие эпитеты можно дать другим городам России и городу, в котором ты живешь. Почему?

Поиск ответов на эти вопросы требует не только высокоинтеллектуальной мыслительной деятельности, но и обязательно креативности.

Любым предметом, процессом, явлением надо заниматься, извлекая что-то такое, что доставляет удовольствие, даже больше – эйфорию. Только тогда человек способен творить! Качество учебы и жизни в целом зависит напрямую от количества творчества в единицу времени. А что как не игра позволяет нам быть творцами, выдумщиками, фантазерами и бесконечно развивать свои возможности.

Презентация.

Литература

  1. Анашина Н.Ю. “Энциклопедия интеллектуальных игр”, Ярославль, 2006.
  2. Мандель Б.Р. “Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин”, Педагогика № 7, 2006.
  3. Шуванова В.В. “Эвристика и открытые задания на уроках географии” География и экология в школе XXI века № 2, 2012.
  4. https://urok.1sept.ru/articles/413909
  5. https://urok.1sept.ru/articles/610573
  6. https://urok.1sept.ru/articles/563717