Проект по химии по теме "Ты есть то, что ты ешь"

Разделы: Химия


Девиз: “Пусть пища ваша будет вашим лекарством!” (Гиппократ)

Тип проекта: творческий, комплексный, информационный.

Цель проекта: Показать, используя знания по химии, что здоровье человека – это главная ценность жизни, его надо сохранять и беречь смолоду!

Задачи: закрепить сведения о составе, строении и функциях жиров, белков и углеводов. Сформировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью, навыки коллективизма и коммуникативности в ходе игры. Развить внимание и память, речь и мышление, фантазию и творческие способности, самостоятельность и умение сопоставлять.

Актуальность темы.

Что же дороже всего на свете? Конечно же, здоровье! Здоровье – это самое главное наше богатство. Правильное питание – один из факторов сохранения здоровья, продления жизни человека. Чтобы сохранить здоровье и всегда иметь хорошую фигуру нужно есть здоровую пищу.

Сейчас быть здоровым – модно. Жаловаться на болячки осталось прерогативой бабушек у подъезда. Все больше людей не только среднего возраста, но и молодых обращают внимание на свое здоровье. Правда, они предпочитают отказываться от вредных привычек и ходить в спортзалы, но на свой рацион питания практически не обращают внимания. А зря, ведь еще древние говорили: “ты – это то, что ты ешь". Здоровое питание – ключ к здоровому образу жизни.

Не все то полезное, что скрыто за красивыми этикетками и обертками. Рынок переполнен продуктами питания, содержащие химические вещества, красители, которые медленно и верно разрушают человеческий организм. Крайне важно избегать пищи, которая кроме калорий и химических соединений, ничего не содержит. Это практически, весь фаст-фуд, газированные напитки, быстроприготовляемые супы, лапша и прочее.

По данным здравоохранения России на 2012 год здоровье детей резко ухудшается. Абсолютно здоровые дети составляют 15% – младшее звено; 10% – среднее звено; 7% – старшее звено. Факторов ухудшающих здоровье очень много.

Я веду пропаганду здорового образа жизни, в частности и питания.

На базе научного общества “Озарение” нашей школы я проводила лектории в начальных классах о роли белков, жиров и углеводов в организме человека, а также анкетирование учащихся 2–11 классов о питании и на основе этого опроса составляла диаграммы для наглядного изображения. Создала брошюры о правильном, здоровом и полноценном питании.

Питание подростка.

Подростковый возраст – это период бурного роста, перестройки систем организма. В подростковый период организм быстро растет и развивается, различные физиологические системы перестраивают свою работу. Поэтому очень важно следить за тем, что и как ест подросток. Рацион младенцев, дошкольников и младших школьников родители могут без проблем контролировать. За питанием подростков уследить гораздо сложнее: молодые люди гораздо свободнее распоряжаются своим временем, им часто приходится, есть в отсутствии взрослых, перекусывать на ходу, всухомятку. Поэтому у подростков нередки заболевания желудка и кишечника, такие как гастриты, колиты, а также нарушения обмена веществ. Среди заболеваний подростков на первом месте болезни опорно-двигательного аппарата, на втором – желудочно-кишечного тракта, на третьем – обмена веществ. Возникновение этих заболеваний, как правило, связано с неправильным питанием.

Подростки склонны считать себя взрослыми людьми, часто они пытаются самостоятельно регулировать свой рацион. Но, кроме общей неграмотности в вопросах питания, на них влияет еще и очень агрессивная реклама не самых полезных продуктов – сладостей, лимонадов, жвачки, фаст-фуда, даже пива. У подростков повышена потребность в витаминах. Если в рационе присутствуют натуральные продукты, свежие овощи, фрукты, то ребенок естественно получается необходимое количество витаминов.

Энергетический обмен у подростка отличается от энергообмена взрослого человека. Если взрослый в состоянии покоя потребляет в среднем 1 ккал на 1 кг массы в час, то мальчику 12 лет в таких же условиях нужно 1,8 ккал. Двигательная активность подростка в среднем выше, чем у взрослого – в среднем он тратит в день на движение около 600 ккал. В целом суточный расход энергии подростка – 2400–2500 ккал. Чтобы потребности организма были удовлетворены, подросток должен в день съесть продуктов на сумму около 3000 ккал.

 

Важна не только калорийность пищи, но качественный ее состав. Средняя потребность в белке составляет у подростка около 100 г в сутки. Белок – главный строительный материал для растущего организма. Основными источниками полноценных животных белков являются: молоко, творог, мясо, рыба, яйца, сыр. Из растительных продуктов наиболее богаты белком бобовые, а также некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная), ржаной и пшеничный хлеб. Предпочтительно питаться белками животного происхождения, которые содержаться в мясе, птице, рыбе. Вегетарианство растущему молодому человеку категорически не рекомендуется. Колбасы и сосиски, столь любимые подростками, по своей ценности не могут сравниться с хорошо приготовленным мясом, но все же лучше уж употреблять их, чем совсем обходиться без мяса.

Подросток должен получать и около 100 г жиров. Жиры отличаются высокой калорийностью, и они используются организмом для получения энергии, а входящие в состав пищевых жиров кислоты важны для построения клеток. Такие кислоты содержаться в растительных маслах – такие масла должны составлять в рационе подростка 1/5 от всех жиров. Важно следить за правильным соотношением между белками и жирами.

Растущему организму необходимы и углеводы – овощи, фрукты, крупы, а также сахар, варенье и мед. Различные кондитерские изделия являются рафинированными углеводами и могут привести к излишнему нарастанию массы тела.

Подросткам очень полезны овощи и фрукты, так как они содержат крайне необходимые витамины, минеральные соли, а также пектины, пищевые волокна и клетчатку, которые благотворно влияют на процессы пищеварения.

Правильное питание играет большую роль в жизни подростка. Оно дает ему силы, здоровье, обеспечивает гармоничный рост, полноценное развитие, предохраняет от заболеваний и помогает бороться с инфекциями.

Необходимо знать, какие продукты и блюда рационально использовать в питании подростка, в какой последовательности их нужно водить в рацион, как правильно готовить. Для правильной организации питания подростка следует позаботиться о том, чтобы одни продукты входили в его рацион ежедневно (молоко, масло, хлеб, крупы, сахар, овощи, фрукты), в то время как другие через 1–3 дня.

Подросткам необходимо правильное, сбалансированное, полноценное питание. В этом возрасте у некоторых подростков могут быть проблемы с пищеварением из-за длительных переутомлений, стрессов во время учёбы, неправильного режима, начала курения, пробы алкоголя, плохой моторно-эвакуаторной функции кишечника и т. д. Такими неприятными заболеваниями могут стать хронический гастрит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и энтероколит. Чтобы этого избежать старайтесь правильно составить рацион и режим питания подростка.

Одним из показателей правильного питания является достаточная калорийность пищи.

Девушки в возрасте от 14 до 17 лет должны употреблять в сутки около 2500–2800 ккал.

Юноши в возрасте от 14 до 17 лет должны употреблять в сутки около 3000–3200 ккал.

Следующим показателям является достаточное количество пищевых веществ в сутки, которые вкачают в себя белки, жиры и углеводы.

Юноши в возрасте от 14 до 17 лет должны употреблять общего белка 106 г; в том числе животного 64 г; всего жиров 106 г, в том числе животных 20 г; углеводов 422 г.

Девушки в возрасте от 14 до 17 лет должны употреблять общего белка 93 г, в том числе животного 56 г; всего жиров 93 г, в том числе животных 20 г., углеводов 367 г.

Следующим показателем является достаточное количество витаминов в сутки.

Юноши в возрасте от 14 до 17 лет, должны употреблять витамин А в количестве 1,5 мг. в сутки, витамин В1 – 1,9 мг, витамин В2 – 2,5 мг, витамин В6 – 2,2 мг, витамин РР 21 мг, витамин С – 80 мг.

Девушки в возрасте от 14 до 17 лет должны употреблять в сутки витамин А в количестве 1,5 мг в сутки, витамин В1 – 1,7 мг, витамин В6 – 1,9 мг, витамин РР – 18 мг, витамин С – 70 мг.

Питательные вещества.

Белки.

Белки – один из трех главных составных компонентов пищи. Состоят из аминокислот. Необходимы клетке для роста и восстановления своего строения. Белки обеспечивают рост и развитие организма, являются важнейшим компонентом всех тканей и органов. С их помощью возможен рост, развитие и регенерация клеток и тканей организма. Белки играют огромную роль в выработке ферментов и гормонов, обеспечивают защитные функции организма, отвечают за иммунитет. Белки – это основной строительный материал для организма. Именно поэтому белки являются обязательным и незаменимым компонентом питания, без которого мы просто не можем прожить.

Энергетическая ценность белков – 4,1 ккал/г.

Белки – необходимый строительный материал для клеток. Считается, что норма потребления белка в день для взрослого человека составляет 80-100 г.

Белки – это большие сложные молекулы, которые служат для построения структуры тела (мышц, кожи, нервов) и осуществления метаболизма (гормоны, ферменты, кровь). Мясо – достаточно богатый их источник, но белки представлены в природе настолько широко, что те, кто питается разнообразно, практически могут обходиться без него. Дневное количество белка для мужчины – 45–60 граммов. Источниками белков могут служить не только животные продукты (мясо, рыба, яйца, творог), но и растительные, например, плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис, которые содержат до 22–23% белков по массе), орехи и грибы. Однако больше всего белка в сыре (до 25%), мясных продуктах (в свинине 8–15, баранине 16–17, говядине 16–20%), в птице (21%), рыбе (13–21%), яйцах (13%), твороге(14%). Молоко содержит 3% белков, а хлеб 7–8%. Среди круп чемпион по белкам гречневая (13% белков в сухой крупе), поэтому именно ее рекомендуют для диетического питания.

Жиры.

Жиры, как и белки, являются незаменимым компонентом питания. Жиры входят в состав клеток, и большая их часть используются как источником энергии. Жиры способствуют усвоению жирорастворимых витаминов (А, Е, К). Некоторые компоненты жиров являются незаменимыми факторами питания, без которых невозможно нормальное развитие организма: фосфатиды, ПНЖК, стерины и некоторые другие. При жировой недостаточности происходят нарушения деятельности центральной нервной системы, ослабляется иммунитет, изменяются кожные покровы, почки, органы зрения и т. д.

Фосфатиды – ближайшие родственники обычных жиров. Это они выпадают в осадок в бутылках с растительным маслом и способствуют образованию вкуснейшей корочки на поджаренном картофеле.

Стерины (C27H46O) – полициклические спирты сложного строения. Важнейшим представителем этого класса соединений является холестерин (провитамин D), который встречается только в жирах.

Жирорастворимые витамины. Ими богата печень рыбы и морского зверя, а также летнее сливочное масло, растительные жиры.

Энергетическая ценность жиров – 9,3 ккал/г.

Молекулы жира состоят из молекулы глицерина, связанной с тремя молекулами одной из трех жирных кислот. Медицинское название жиров – триглицериды. Например, жир, в большом количестве содержащийся в говяжьем сале и состоящий из глицерина и стеариновой кислоты, называется тристеаринглицеридом. С помощью тестов на триглицериды определяется содержание жира в крови.

Наиболее богатыми источниками жиров (кроме мяса, яиц и молочных продуктов) являются орехи и растительное масло. За исключением небольшого количества сохраняющихся углеводов, организм переводит излишние калории, полученные с едой, в жир, концентрирующий энергию. Сжигание одного грамма жира дает 9 калорий, а из одного грамма углеводов или белков получается только 4 калории. Даже самому худому человеку необходимо некоторое количество жира, поскольку мы сохраняем очень мало углеводов: в среднем в организме человека содержится 150 тысяч калорий в жире и лишь 2 тысячи – в углеводах.

Углеводы.

Углеводы – один из основных источников энергии для организма. Представлены в продуктах питания, главным образом, в виде сахаров и крахмала. В организме превращаются в глюкозу, которую клетки используют для питания. Также используются для образования в мышцах и печени гликогена, который служит своеобразным хранилищем углеводов для последующего их использования по мере необходимости. Исключение составляет клетчатка (целлюлоза), которой особенно много в растительной пище. Она практически не усваивается организмом, но имеет большое значение: выступает в роли балласта и помогает пищеварению, механически очищая слизистые оболочки желудка и кишечника. Углеводов много в картофеле и овощах, крупах, макаронных изделиях, фруктах и хлебе.

Энергетическая ценность углеводов – 4,1 ккал/г.

Норма потребления углеводов в суточном рационе должна составлять как минимум 50–60гр. При этом сложных углеводов необходимо потреблять в 2 раза больше, чем простых. Для физически активного человека количество углеводов должно быть в 2 раза больше количества белка, т.е. примерно 3-5гр углеводов на 1кг “сухой” массы тела.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4.

Калорийность продуктов питания определяет их химический состав.

В жирах содержится наибольшее количество энергии – около 9 ккал на 1 гр. 1 гр. углеводов или белка содержит около 4 ккал. Поэтому пища с большим содержанием жиров – сливочное масло, топленые жиры, жирное мясо, сосиски, сардельки, шоколад, растительные масла – является наиболее калорийной. В мясе лося всего 1,5–2% жира, и 100 г лосятины содержат около 100 ккал; жирная свинина содержит 49,3% жира, и ее калорийность почти в 5 раз больше. Продукты питания с большим содержанием воды обладают меньшей калорийностью и менее способствуют ожирению. К таким продуктам относятся овощи, фрукты. Чем больше воды в овощах, тем ниже их калорийность. Это касается и круп, и хлеба, и бобовых, и других продуктов растительного происхождения.

 Средняя потребность взрослого человека в день около 3000 ккал. Для получения этого количества калорий требуется 120 г белков (из них не менее половины – животных белков), 80 г жиров (не менее половины – животных) и 500 г углеводов (желательно, по большей части не крахмала и не сахара).

Экспериментальная часть.

Углеводы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород находятся в них в таком же соотношении, как и в молекуле воды (2:1).

1. Окисление альдегидной группы

Глюкоза как альдегид способна окисляться в соответствующую (глюконовую) кислоту и давать качественные реакции альдегидов:

Реакция “серебряного зеркала”

Реакция серебряного зеркала является качественной реакцией на альдегиды. Реакция "серебряного зеркала" – это окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. В одном растворе аммиака оксид серебра образует комплексное соединение, при действии которого на альдегид происходит окислительная-восстановительная реакция с образованием соли аммония:

2. Восстановление альдегидной группой.

Глюкоза может восстанавливаться в соответствующий спирт (сорбит):

Белки – высокомолекулярные природные полимеры, молекулы которых построены из остатков аминокислот, соединенных амидной связью.

1. Цветные реакции

а) Ксантопротеиновая реакция (на ароматические аминокислоты).

При нагревании с концентрированной азотной кислотой белки дают желтое окрашивание. Реакция обусловлена наличием в белках циклических аминокислот (фенилаланина, тирозина и триптофана) и основана на образовании нитропроизводных этих аминокислот, имеющих желтую окраску. Нитропроизводные аминокислот в щелочной среде образуют соли хиноидной структуры, окрашенные в оранжевый цвет:

b) Биуретовая реакция (на обнаружение пептидных связей в белках).

Белки (пептиды) в щелочном растворе в присутствии солей меди (II) образуют комплексные ее соединения, окрашенные в сине-фиолетовый или красно-фиолетовый цвет. В щелочной среде преобладающая лактимная (енольная) форма полипептида взаимодействует с медью с образованием стабильного окрашенного комплекса:

2. Денатурация белков.

Необратимые реакции осаждения приводят к денатурации белков, при этом разрушается пространственная структура молекулы и белки утрачивают свои естественные биологические и физико-химические свойства. Денатурацию белков можно вызвать физическими воздействиями (кипячение, замораживание, высокое давление, вибрация, радиоактивное излучение и др.) и химическими осадителями.

3. Горение.

Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев.

Расчеты.

Задача: Сравнить суточную норму калорийности и количество калорий, потребляемых школьниками ежедневно

Я списала и проанализировала меню школьной столовой. Рассчитала калорийность пищи в школьной столовой, суммировала количество ккал за 3 дня, поделила на 3 и получила среднее арифметическое (957,5 ккал).

Провела анкетирование о питании учеников.

На основе анкетирования, я подсчитала количество ккал, которое ученик получает, питаясь дома (1200 ккал). Сложила количество ккал. (2157 ккал.)

Сравнила количество ккал, получающее в школе и дома с суточной нормой ккал:

Суточная норма ккал:

Младшие классы: 7 – 10 лет – 2380 Ккал.

Средние классы: 11 – 13 лет – 2860 Ккал.

Старшие классы: Юноши 14 – 17 лет – 3160 Ккал.

Девушки 14 – 17 лет – 2760 Ккал.

  1. Если ребенок будет питаться только в столовой, то он будет получать ккал меньше чем достаточно в сутки.
  2. Если ребенок завтракает дома, обедает в столовой, то возможно он уже не будет обедать дома, а только поужинает. Подсчитав ккал и сравнив их количество с суточной нормой, выяснили, что ребенок не получает положенного количества ккал в день.
  3. Если ребенок завтракает и обедает в столовой, ужинает дома, то он также не добирает нужного для его организма количества ккал.
  4. Рассмотрим, самое, на наш взгляд, реальное суточное питание ребенка: неполный завтрак (“пустой” чай), обед и ужин. Нехватка Ккал в количестве также наблюдается и в этом случае.

Следовательно, сделала вывод:

Ребенок не получает необходимое количество калорий в день.

Анкета по здоровому питанию:

1) Сколько раз в день вы употребляете пищу? (Написать цифру.)

2) Употребляете ли вы “вредную пищу”?

  1. Да
  2. Нет

3) Что вы обычно едите на:

  1. Завтрак?
  2. Обед?
  3. Ужин?

 

Описание диаграмм.

На первой диаграмме видно, что большинство учеников кушают 3 раза в день. Некоторые употребляют пищу 5 раз в день, как и полагается по суточной норме рациона питания. Младшее и среднее звено чаще кушает, чем старшее.

Вывод: Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3–4 раза в сутки. При 3-ом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким – ужин. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку без горячих блюд.

Завтрак должен составлять 35% дневного рациона.

Обед же 45% суточного рациона питания.

Ужин – 20% суточного рациона.

Из результатов третьей диаграммы суточного питания в день на завтрак, видно, что:

Младшие классы (2–4): 15% учащихся на завтрак предпочитают чай с бутербродом или же кашу.

Среднее звено (8 класс): на завтрак едят кашу уже меньше количество детей, чем в младших (4%)

Старшие классы (11 класс): 25% учеников завтракают чаем и бутербродами.

Вывод: Чай и бутерброд не составляет 35% суточного рациона питания.

На следующей диаграмме показано суточное питание в день на обед:

Младшее звено предпочитает горячее и второе блюдо.

Среднее звено – также горячее, но уже реже употребляют второе.

Старшее звено предпочитает первое, второе и третье блюдо.

Вывод: Учащиеся имеют полноценный обед.

Результаты пятой диаграммы показывают суточное питание на ужин. Вывод: Как и обед, учащиеся имеют полноценный ужин.

Результаты второй диаграммы показывают:

Учащиеся употребляют “вредные продукты”, только лишь некоторые из них не употребляли вообще или употребляют, но в малом количестве.

Вывод.

Здоровое питание – своевременное и правильно организованное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей энергию и пищевые вещества в необходимых количествах и в нужном соотношении.

Правильное питание не такая простая вещь, как по началу кажется. Надо учитывать энергетическую ценность продуктов, химический состав, разнообразие и экологическую безопасность, время и продолжительность трапез, интервалы между ними. Разумный режим обеспечивает слаженную, без перебоев и перезагрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Простая пища стоит недорого и доступна всем. Но она, кроме того, и самая полезная.

Рациональное питание – одно из основных условий нормального роста и развития организма, функционирования всех его органов и систем.

Пища – топливо для человека: чтобы жить, ему надо есть.

Помимо энергетической ценности пищи, которая должна составлять никак не меньше 1200 калорий в сутки, надо, чтобы рацион питания был разнообразным и содержал определенное количество белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества.

Мудрецы прошлого учили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Слова великого русского просветителя и гуманиста Вольтера:

“Я не имею возможности, есть все, что люблю, но я люблю все, что ем”.

Презентация.

Список используемой литературы

  1. Советский Энциклопедический Словарь. М., 1980.
  2. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. М.Е. Асниц. М.: Педагогика, 1986.
  3. Книга для чтения по органической химии. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1975.
  4. Интегрированный урок по теме “Жиры. Углеводы. Белки”.
  5. Большая детская Энциклопедия. М., 2005.
  6. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=11243&p_page=2
  7. http://www.argoland.ru/pitanie/pitvesh.php
  8. http://immunologia.ru/4-energy.html
  9. http://belok-s.narod.ru/pr_3.htm
  10. http://www.kristallikov.net/page19.html
  11. http://www.ximicat.com/info.php?id=200
  12. http://www.ximicat.com/info.php?id=224
  13. http://www.menshealth.com.ua/full_calory_table.html
  14. http://www.real-man.ru/woman/a-46.html
  15. http://moikompas.ru/compas/proteinsoilcarbohydrates
  16. http://www.nutriciologia.ru/category/vitaminy/
  17. http://www.nutriciologia.ru/zdorovoe-pitanie/
  18. http://www.drvolkov.ru/index.php?section=92
  19. http://health.passion.ru/l.php/pravilnoe-pitanie.htm
  20. http://supercook.ru/4-energy.html
  21. http://www.missfit.ru/diet/table-calory/
  22. http://eda.styleakcent.ru/17.html
  23. http://www.medlinks.ru/article.php?sid=30052
  24. http://www.100let.net/1_11pitaniye_zdorovye.htm
  25. http://www.nutriciologia.ru/category/pravila-pitaniya/
  26. http://www.pitanie.bonduellerussia.ru/
  27. http://refs.uaclub.net/45/24764314/3/index.html
  28. http://info.eugene.net.ua/info/health/kalorii.html
  29. http://www.poedim.ru/calor/999/
  30. http://www.eda-server.ru/kkal/intro.htm
  31. http://www.liveinternet.ru/community/2053620/post113822787/
  32. http://edimka.ru/tables/0-0
  33. http://www.hudeika.ru/tabliz.html
  34. http://www.ecosystema.ru/07referats/01/ugl_jir_belki.htm
  35. http://www.beauty-fitness.ru/articles/2008/11/1/121/13/