Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, воспитателей и родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.
Ш.А.Амонашвили
Наша школа третий год работаем над реализацией программы по ФГОС нового поколения.
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Сейчас мы учим детей определённым знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно – познавательных и учебно – практических задач. Причём все итоговые задания ориентированы не на то, чтобы сформулировать какие– либо понятия, а применить эти знания на практике.
Одним из важных направлений в этой программе является сотрудничество.
Сотрудничество становится стержнем общения в педагогическом процессе. Оно насыщает образовательный процесс взаимной устремленностью, радостью познания, успеха, взросления, взаимопониманием. В связи с этим выделяется такое понятие, как общение в процессе сотрудничества.
Сотрудничество педагога и учащихся мыслится как объединение их интересов и усилий в решении различных задач (в том числе и познавательных). Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учителем и учениками появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические взаимоотношения делают учащихся субъектами образовательного процесса. Общение в процессе сотрудничества пропитывает атмосферу педагогического процесса, в результате чего учитель притягивает к себе детей, как магнит. Важно подчеркнуть, что педагог является творцом сотрудничества, которое заключается и в его располагающем голосе, добром взгляде, теплой улыбке, мудром слове, сердечной чуткости и разумной требовательности.
Сотрудничество имеет и нравственную ценность. Сотруднические взаимоотношения, взаимодействия развиваются в каждом ребенке как качество его личности. Учитель же закрепляет взаимоотношения с детьми путем воспитания в них сотрудничества, создавая ситуации в классе и практикуя в жизни детей задания, которые не выполняются без сотрудничества. Итак, сотруднические взаимоотношения учителя и учащихся являются естественным качеством образовательного процесса.
На каждой ступени школьного образования ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом основного общего образования.
Гуманно – личностная педагогика осуществляет процесс сотрудничества при следующих психолого– педагогических условиях:
- тесной связи организации учебного материала и приемов, рождающих и укрепляющих сотрудничество между педагогом и учениками;
- опоре на стремление школьника к взрослению;
- соблюдении психологической культуры педагогического общения;
- сохранении за учеником свободы выбора деятельности и общения;
- совместном с учителем познавательном поиске, делающем школьников субъектами учебного процесса.
Вот некоторые приемы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учениками.
Прием 1. Этика вербального обращения к учащимся.
В обращениях педагога к детям должно быть заложено его участие в общем деле: “Давайте подумаем вместе...”, “Попытаемся...”, “Может быть, сделаем так?..” и др. Здесь не подходят такие формы обращения, “Мне интересно...”, “Я хочу узнать...” и т.п., так как они являются проявлениями авторитарного стиля общения, что противоречит сотрудническим взаимоотношениям между учителем и детьми.
Прием 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость учения.
Стимулирующее общение нужно рассматривать как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды на человека. В связи с этим выделяется следующая тональность произнесения фраз – располагающая, доброжелательная, понимающая, призывающая, уважающая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения, выражающую восхищение, удивление и т.д.
Прием 3. “Дорисовывание”.
В основе этого приема лежит вера в то, что ученик настроен на совершенствование, он хочет добиться успеха, т.е. независимо от того, как ученик проявляет себя в данный момент, педагог “накладывает” на него “краски”, как будто он уже такой, как будто он действительно устремлен к этому.
Примеры использования данного приема.
Пример 1. Урок русского языка (I класс).
Начало учебного дня. В класс пришли ученики. Даша забыла дома очки. Она захотела поменяться с кем-нибудь местами, но никто из ребят, сидящих за первой партой, не желал уступать.
В это время учитель, оформляя доску, подзывает к себе Сашу: “Помоги, пожалуйста”. Тут же шепотом говорит: “Знаешь, ты настоящий мужчина”.
Саша задумывается... Ведь ему и самому нравится сидеть за первой партой, тем более что их совсем недавно пересадили. Конечно, ему трудно бороться с самим собой, но он уступает Даше свое место. Ребенок чувствует восхищение педагога его поступком. Учитель жмет ему руку: “У тебя доброе сердце, Саша”. А во взгляде ребенка как бы просьба: накладывай на меня “краски”, и я стану таким!
Педагогу важно найти момент и место, когда необходимо проявить какое-либо чувство. Причем это не разовый прием: одна и та же “краска” накладывается разными способами. Тем самым, постепенно усиливая свое значение для ребенка, она будет оправданна. “Дорисовывая” те качества, которые учитель хотел бы видеть в ребенке, он не только строит вокруг него созидающее мысленное пространство, которое становится одним из условий духовной общности, но также и направляет, помогает ученику стать лучше.
Данный прием располагает ребенка к учителю, зарождает в нем открытость и искренность. Это и создает общий фон для более глубоких и многосторонних взаимоотношений, для укрепления сотрудничества в образовательном процессе.
Прием 4. Приобщение детей к плану урока.
Важно, что общение педагога со школьниками должно опираться на свободу выбора деятельности ученика на уроке и общения, без которых не мыслится сотрудничество. Пусть ученики сами зададут тон уроку, пусть определят для себя мотивы своей учебной деятельности, пусть станут единомышленниками учителя на уроке, пусть почувствуют себя хозяевами урока и осознают свою исключительную роль в его творении.
Предлагаемые приемы способствуют развитию и укреплению сотрудничества между учителем и детьми, созданию общей атмосферы взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, усвоению учениками этических норм, нравственного поведения в обществе, т.е. сотруднические взаимоотношения преобразовываются в личностные качества учащихся, что сказывается на психологическом климате детского коллектива и его сплоченности.
Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества должно начинаться с первых дней обучения в школе. В первую очередь я предусматриваю знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. Ребята легче знакомятся между собой в совместном деле, интенсивном общении, которое лучше организовать в непринужденной обстановке.
Что это может быть? Небольшая прогулка по школе, территории школьного двора, организация подвижных игр, в ходе которых несколько раз надо будет разбиться на команды в новом составе, а до начала игры или в процессе ее проведения предусмотреть различные варианты знакомства.
Приемов знакомства множество. Вот несколько таких ситуаций, которые можно использовать в процессе игры.
“Снежный ком”. Школьники командой располагаются по кругу. Любой из учащихся называет свое имя, например: “Я Юра”. Следующий за ним ученик называет имя первого и свое: “Юра! Я Ира”. Третий называет имена первых двух ребят и свое имя: “Юра, Ира, я Марина” и так до тех пор, пока круг не замкнется.
“Найти друга”. Открытку разрезают на две части. Одну половинку каждой открытки раздают девочкам, другую – мальчикам. Дети ищут пару, складывают открытку и, знакомясь, рассказывают о себе. Потом с образовавшимися парами проводится игра.
Когда дети наиграются и приустанут, их можно посадить в круг и организовать разговор “Расскажи нам о себе”. Чтобы общение шло оживленно, вопрос можно поставить конкретнее, например: “Назови себя по имени, расскажи, что ты любишь и умеешь делать, чего ждешь от школы”. Первым разговор в кругу начинает учитель. Он рассказывает о себе, своих планах и мечтах. Далее он передает символический предмет (мягкую игрушку, значок школы, цветок и т.п.) в качестве эстафетной палочки по кругу. У кого предмет в руках, тот и рассказывает о себе.
В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что и создает предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность на основе отношений сотворчества.
Эффективность процедуры знакомства во многом определяется личностью учителя, его открытостью, умением принять первоклассников такими, какие они есть, желанием помочь, поддержать их в разговоре. Эта позиция педагога определяется глубокой верой в то, что каждый из учащихся – яркая индивидуальность, а учитель нужен для того, чтобы помочь раскрыться и развиться каждому воспитаннику, сохранив эту неповторимость.
Я считаю, что реальные отношения сотворчества предполагают активное взаимодействие учителя и учащихся на этапах проектирования, организации и анализа любого общего дела. То есть реализацию такой педагогической ситуации, когда дела проводятся не по задумке учителя, а инициаторами их становятся сами учащиеся. Замечу при этом, что традиционная система образования больше ориентирована на фронтальную работу с учащимися, которые в этом случае находятся рядом друг с другом, а не вместе.
Сложность работы учителя начальной школы связана с тем, что приходится организовывать учебную и внеурочную деятельность достаточно большого количества младших школьников, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удается. А без учета индивидуальных мнений школьников организовать гуманистически ориентированный процесс обучения и воспитания не представляется возможным.
Учитывая естественное стремление младших школьников к активному общению, сотворчеству при обсуждении и решении проблем, но отсутствие при этом необходимого опыта взаимодействия, перспективные технологии обучения и воспитания предусматривают первоначальное взаимодействие учащихся в малых группах, представляющих первичные контактные сообщества.
Микрогруппа, как правило, состоит из 4–5 человек, что позволяет познакомиться с каждым воспитанником, узнать его интересы и возможности, широко использовать их в организации творческого дела. Именно микрогруппа становится в классе центром решения как учебных задач, так и проектирования внеурочных дел.
Групповая работа стимулирует и регулирует отношения сотворчества, создавая условия для решения не только дидактических, но и воспитательных задач. Кроме того, в малой группе учащиеся находятся в более благоприятной среде, чем при фронтальной работе, что позволяет им действовать в соответствии со своей индивидуальностью, без стеснения высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении задач в соответствии со своими способностями и интересами. Именно в такой группе удается удовлетворять естественное стремление школьников к общению, сотворчеству, взаимной помощи, активному обмену мнениями.
Микрогруппа стимулирует активность участников, создает условия для взаимодействия школьников, активизации делового общения, эмоционального заражения при разработке общего замысла и достижении согласованного продукта деятельности. При этом утверждаются отношения взаимопомощи, проявляется чуткость, доброта, повседневная забота каждого школьника о других. Может возникать дружеское общение в школе и вне ее, обмен опытом, способствующий взаимообогащению школьников творческими находками. Атмосфера открытости и гласности интенсифицирует процесс сотворчества, создает благоприятные условия для проявления деловых качеств, инициативы каждого воспитанника. Параллельная работа четырех-пяти групп в классе позволяет получить вариативные решения и создать реальную возможность выбора наиболее удачного подхода для достижения поставленной цели.
Создание в классе микрогрупп – ответственный этап в работе педагога. Лучше, если с самого начала они комплектуются по принципу добровольности, взаимных симпатий, так как отсутствие внутренних связей между членами микрогруппы может обречь на неуспех любой опыт совместной работы.
Состав микрогрупп на уроке и вне его определяется дидактическими и воспитательными задачами педагога. На уроке в начальных классах их состав часто определяется территориально (учащиеся поворачиваются к соседу, сидящему за соседней партой, и работают четверками). В случае выполнения творческих заданий школьников можно сгруппировать по интересам. При решении трудных учебных задач появляется необходимость в каждой группе иметь ученика-лидера, способного подвести группу к продуктивному решению проблемы.
Разбить класс на группы на основе личных привязанностей лучше всего в процессе игры. Например, командирам предлагается выбрать в классе человека, с которым бы они хотели пойти вместе, скажем, в трудный поход (выполнить сложное поручение, обменяться впечатлениями о прочитанной книге), а затем это же делают дети, которых уже выбрали. По условию девочка выбирает мальчика, мальчик – девочку, и так до тех пор, пока класс не разобьется на группы. Во всей малой группе трудно сразу надеяться на взаимные симпатии, но в парах они уже реально существуют. В дальнейшем, в совместной работе их легче создать и в микрогруппе. Чтобы состав микрогрупп закрепить и еще больше сдружить детей, имеет смысл провести с ними подвижные игры эстафетного типа или различные групповые конкурсы.
Микрогруппы могут создаваться на короткое время (часть урока) и на длительное время (подготовка и проведение совместного творческого дела). Возникают ситуации, когда педагогически оправдано поменять состав микрогрупп, например, с целью сплочения всего классного сообщества, расширения опыта делового общения, организации сотворчества с лучшим результатом.
Перед распределением учащихся по микрогруппам необходимо соблюсти ряд условий:
- Школьники должны знать друг друга не только по имени, но и по проявившимся интересам, т.е. предварительно учитель проводит работу по знакомству детей.
- Желательно, чтобы в период организации микрогрупп все учащиеся были включены в жизнь класса, в случае появления изгоев необходима серьезная индивидуальная работа по устранению этого явления.
- Важна ситуация доверия между учителем и учащимися, исключающая постоянное чувство тревоги, неуверенности, боязни школьников.
Необходимым условием активизации взаимодействий в микрогруппе является избрание руководителя. Следует сразу оговориться, что эту роль выполняют по очереди все учащиеся, обучаясь управленческим навыкам. При проведении же больших дел с учащимися начальной школы лучше, если эту функцию вначале выполнят старшеклассники или родители, принимаемые младшими школьниками как чуткие товарищи, чувствующие настроение и желание младших, умеющие с ними общаться.
Если выборы руководителя на первых порах вызывают затруднение, рекомендуется бросить жребий, использовать считалочку, избрать ведущего по какому-нибудь признаку (цвет глаз, возраст и т.п.).
Его функции заключаются в следующем:
- активизировать всех участников в ходе обсуждения проблемы;
- поддержать и развить “свежие” идеи;
- сопоставить и обеспечить выбор наиболее интересных из них;
- поддерживать положительное отношение к работе.
Часто можно наблюдать младших школьников, которые загораются общей идеей, а потом быстро “остывают” и не доводят дело до конца. Для поддержания интереса существуют следующие специальные приемы включения воспитанников в совместную деятельность. Эти приемы базируются на увлечении:
- радостной перспективой. Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия, что выражается в таких фразах: “Давайте подумаем и помечтаем!”, “Давайте же попробуем сделать!”;
- добрым делом. Этим приемом возбуждается чувство радости от доброго дела для людей, вера в возможности его совершить;
- творческим поиском. “Давайте подумаем, как нам лучше это сделать?”;
- борьбой с трудностями на пути к цели: появляется чувство радости от их преодоления;
- красивым, прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей. Возбуждается желание эту красоту познавать, беречь и развивать;
- необычным, таинственным, загадочным. Этот прием возбуждает чувство радости от открытия нового, желания открывать неизвестные тайны мира;
- смешным и веселым. Это добрая шутка, которая смешит и заставляет задуматься;
- игрой, состязательностью.
Чем же привлекает меня обучение в сотрудничестве? Ответ на этот вопрос следует из выявленной специфики общения младшего школьника со сверстниками по сравнению с общением со взрослым.
Важно понимать, что детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. В самом деле, независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики: а) соревнуются друг с другом за право называться лучшими; б) приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна; в) работают, объединившись в небольшие группы.
В случае, когда учащиеся вынуждены соревноваться между собой за оценки, они работают друг против друга, стремясь к достижению цели, которая доступна лишь немногим, а иногда лишь одному из них. Но соревнование имеет весьма существенный недостаток: личный успех ученика противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо очень много работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так как он не уверен в своей способности победить.
Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации ее членом. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Литература
- Битмаева Л.М.