Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель: развитие учебно-познавательной, исследовательской и коммуникативной компетентностей учащихся.

Задачи:

  • Образовательная – формирование у учащихся представления о низших растениях на примере водорослей.
  • Воспитательная – формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Развивающая – развитие исследовательских умений школьников, составляющих познавательные УУД.

Предполагаемые результаты:

  • Личностные;
    А) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
    Б) формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
  • Метапредметные;
    А) овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,
    Б) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, CD дисках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
    В) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • Предметные:
    А) знание термина “низшие растения”,
    Б) умение распознавать водоросли различных отделов, распознавать и описывать внешнее строение водорослей,
    В) объяснение роли водорослей в природе и жизни человека,
    Г) сравнение по заданным критериям одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

2. Микроскоп, вода из аквариума, предметное и покровное стёкла, пипетка, фильтровальная бумага.

3. Аквариум с элодеей, спирогирой, нителлой.

4. Гербарий “Основные отделы царства растений”.

5. Книги

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
  • Жизнь растений. Т.3. Водоросли. Лишайники. – М.: Просвещение, 1997.
  • Биология. Под общей редакцией Соколовой Н.П. – М.: Высшая школа, 1987.

6. Печатные таблички с названием водорослей магниты.

Основные этапы урока Деятельность учащихся
Добрый день, ребята!

Ребята, давайте вспомним, какие царство живой природы мы начали изучать?

На какие группы делятся все растения?

По каким признакам осуществляется это деление?

Сегодня к нам в гости зашел владыка морей и океанов. Он приготовил вам несколько вопросов. (Презентация)

Определяют смысл информации.
  1. Есть змеи стометровые,
    Зеленые, лиловые,
    Есть бурые, бордовые
    А капитану в море
    От них большое горе.
  2. Хоть капустой и прозвали,
    Но на грядках не сажали.
  3. Оглянуться не успел
    Весь забор позеленел.

Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке?

Какова тема нашего урока?

Отгадывают загадки.

Определяют и озвучивают тему урока.

Заполняют рабочие листы.

 

У вас на столах лежат рабочие листы. Сегодня мы работаем с ними. Подпишите рабочие листы и запишите тему урока. (Приложение 2)

Что вы знаете о водорослях?

Что хотели бы узнать?

Знаю Хочу узнать
   

Делали ли вы в своей жизни какие-то открытия?

Ощущали ли вы себя в роли Архимеда? Знакомо ли вам, то заветное слово, которое он произнес?

Для того, чтобы найти ответы на ваши вопросы и сделать открытие, нужно провести исследование.

Что такое исследование мы с вами знаем. Давайте выделим основные этапы научного исследования.

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Поиск путей решения
  • Открытие

Для любого исследования необходимо оборудование.

Какое оборудование необходимо вам для работы? Назовите все необходимое, что лежит у вас на столах (микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага).

Вернемся к этапам нашего исследования. Назовите первый этап.

Задумывались ли вы над тем, от куда появилось слово водоросли?

(Презентация)

Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений.

В чем вы видите проблему?

Взаимодействие с учителем во время фронтальной работы.

Заполняют таблицу в рабочих листах

Работа с информацией, предложенной в рабочих листах.

Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочий лист.

Осуществляют поиск информации.

Выявляют суть проблемы.

Проблема: все ли растения, растущие в воде, будут водоросли?

Для решения данной проблемы сформулируем гипотезу.
Вспомните основное правило формулировки гипотезы.

Гипотеза: если все растения, плавающие в воде водоросли, то у них не должно быть листьев, стеблей и корней.

Любая гипотеза требует подтверждения.
Для этого я вам продемонстрирую два растения.
Растение № 1 – элодея.
Растение № 2 – нителла (нитчатая водоросль).
Что вы можете сказать об этих растениях?
Можем ли мы сказать, что оба растения водоросли?

Почему?

Чем представлено тело водоросли?

Сформулируйте вывод. Обсудите его в паре. Запишите в рабочий лист.

Озвучивают правило постановки проблемы

Формулируют гипотезу.

Обсуждают демонстрируемые объекты. Находят различия. Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах.

Вывод: Экземпляр №2 не имеет стеблей листьев и корней, поэтому это водоросль. Тело водоросли представлено слоевищем.

Итак, мы с вами знаем, что водоросли это низшие водные растения и их тело представлено слоевищем.

А все ли водоросли состоят из слоевища?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы будем исследовать воду из аквариума.

Посмотрите внимательно, какого цвета вода?

Давайте сформулируем проблему.

Проблема: почему вода в аквариуме зеленая?

Давайте выскажем предположения, т.е . гипотезу.

Формулируют вывод.

Гипотеза: если вода в аквариуме зеленая, но в ней не видно каких либо растений, то возможно есть какие то другие разновидности водорослей.

Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу нам необходимо выполнить лабораторную работу.

(Инструкция по ее выполнению в учебнике стр. 95)

  1. Возьмите пипеткой каплю воды, и нанесите ее на предметное стекло.
  2. Накройте каплю покровным стеклом и удалите излишки воды фильтровальной бумагой.
  3. Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом.
  4. Определите , что это за организм, сравнив увиденное в микроскоп с предложенными рисункам в рабочем листе.
  5. Зарисуйте увиденное и подпишите основные структуры.

Сравните свои рисунки с рисунками учебника.

Проверти работы друг друга. Все ли верно вы подписали.

Ответьте на вопросы, обсудив их в паре.

  1. Какие организмы были вами обнаружены?
  2. Где они обитают?
  3. Какое строение имеют?
  4. Что такое хроматофор? Какую форму он имеет?
  5. Какова окраска хроматофора? От чего зависит?
  6. Ученые утверждают, что одноклеточная водоросль – это клетка организм. Так ли это? Свой ответ аргументируйте.

Если имеются затруднения, обратитесь к учебнику стр. 93–94.

Вернемся к гипотезе. Подтвердилась ли она?
Так почему же вода в аквариуме зеленая?
Сформулируйте вывод по результатам исследования.

Вывод: Цветение воды вызывают одноклеточные водоросли хлорелла и хламидомонада, которые придают воде зелёный цвет.

Вот и подошло к концу наше исследование.
Понравилось ли вам быть в роли исследователя?
Какие открытия вы сделали для себя?
Какие этапы вы видели в научном исследовании?
Можно ли эти этапы применить в разных науках?

Формулируют проблему и выдвигают гипотезу.

Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструкцией.

Проводят наблюдение под микроскопом под руководством учителя и поиск информации.

Сравнивают свои рисунки с рисунками учебника. Работают в парах.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Работают с учебником.

Подтверждают гипотезу.

Формулируют вывод.

 

Ну, а теперь давайте оценим свою работу.

Лист самооценки:

На занятии я научился:

1. формулировать гипотезу.
А. Да. Б. Нет.

2. доказывать гипотезу:
А. Да. Б. Нет.

3. готовить микропрепарат.
А. Да. Б. Нет.

4. сравнивать микроскопические объекты с рисунками.
А. Да. Б. Нет.

5. зарисовывать, увиденное в микроскоп.
А. Да. Б. Нет.

6. распознавать и описывать строение водорослей.
А. Да.Б. Нет.

7. формулировать выводы.
А. Да. Б. Нет.

8. заполнять рабочий лист исследователя.
А. Да. Б. Нет.

9. работать в парах.
А. Да. Б. Нет.

10. Работать с учебником.
А. Да. Б. Нет.

За каждый отвеет “да” поставьте один балл. Посчитайте количество балов и оцените себя в соответствии со школой.

9-10 баллов – оценка 5

6-8 баллов – оценка 4

5 баллов и менее – используя текст учебника и рабочий лист, проработайте еще раз все этапы исследования и сделайте соответствующие выводы.

Во фронтальном режиме проводят рефлексию.

Проводят самооценку.

 

 

Д/з параграф 18, задание в рабочей тетради.

Интересные факты о водорослях.
Кроссворд или загадку о водорослях.

Записывают домашнее задание.