Современные образовательные технологии

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Реформы в образовании требуют сегодня от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения. Все современные методы, при всем их разнообразии, должны быть направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие компьютерных технологий позволяет рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся и преподавателей. Один из таких методов – компьютерная презентация. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли только слушателя и стать активным участником учебного процесса.

Презентация мероприятия:

Задачи:

  • развивать эстетический и художественный вкус;
  • развивать образное мышление посредством слушания и исполнения музыки;
  • развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения пьес.

Форма мероприятия: комбинированная: медиа - лекция – концерт.

Используемые методы:

  • наглядно-слуховой (исполнение музыки);
  • наглядно-зрительный (показ иллюстраций);
  • словесный (беседа, рассказ).

Используемые технологии:

  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникационные;
  • развивающего обучения.

Используемое оборудование:

  • ноутбук
  • экран
  • диапроектор
  • CD-диск с презентациями

Прогнозируемый результат:

  • учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу обучения путем изучения произведений мировой культуры, знакомства с фрагментами жизни и творчества современных композиторов, обучение методам анализа музыкального произведения);
  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности, развитие уверенности в себе);
  •   компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);
  • креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности, развитие творческих способностей).

Представлены презентации концертных лекций, которые я проводила для своих учеников и их родителей. Эти презентации не снабжены звуковым сопровождением, только анимацией. Изначально они были созданы мною для проведения классных концертов, где музыкальными иллюстрациями были выступления учащихся и коллег-педагогов. На основе данных презентаций можно проводить лекции, концерты в любых вариантах.

Лекция-концерт «Приглашение на бал».

В репертуаре начинающих музыкантов присутствуют все прикладные жанры – марши, песни, танцы. Из них наиболее широко представлены танцы, такие как менуэт, гавот, бурре, ригодон, вальс, сарабанда и другие. Как видно, это в основном старинные танцы, которые не вызывают у наших современников картинно-образных ассоциаций. Это связано с тем, что «жизнь» прикладных жанров не вечна. Но эти танцы, благодаря своей простой форме, четкому ритму, яркому мелодическому рисунку, использованию доступных для детского восприятия приемов развития (повторение, варьирование) включены в нотные сборники. Значит, знать, какими были эти танцы, ученику и учителю просто необходимо для того, чтобы добиваться стилистически верного исполнения.

Полонез – польский танец-шествие, торжественный, блестящий. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника. Танцующие движутся плавно, величаво, слегка приседая на третьей четверти каждого такта. Пьесы под названием «полонез» встречаются в сюитах и партитах И.С. Баха и Г.Ф Генделя. Они носят характер менуэта и отличаются от полонеза в современном значении слова. Полонез был распространен в 19 веке как бальный танец и получил широкое отражение в музыкальной литературе: это полонезы М. Огинского, Ф. Шопена, К.М. Вебера, Ф. Листа, М. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского и т.д.

Сарабанда – медленный величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании проходили вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии – sacra banda – «святое шествие». Наивысший расцвет сарабанда получила в творениях Генделя и Баха.

Аллеманда - немецкий старинный танец, родился из торжественных сигналов трубачей, звучащих при встрече высоких особ – князей, владетелей графств и герцогств. Таким танцем открывали придворные празднества при дворах владетельных сеньоров. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому и размер танца четный, как у марша. Яркие образы аллеманды существуют в сюитах И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Д. Фроберга.

Куранта – французский придворный танец. Танцевали его вдвоем, с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Движения танцоров напоминали движения пловца, который плавно погружается в воду и затем появляется снова. Требовалась достаточная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не просто пешим хождением по залу. Сейчас куранта известна главным образом по сюитам И.С. Баха

Гавот – старинный французский изящный танец. Спокойный темп, двухдольный размер, начинается всегда с затакта. Галантный, манерный танец с изысканными реверансами, вычурными позами. Современники отмечали, что гавот похож на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Образцовый гавот – в произведениях Рамо, Корелли, Генделя, Баха, Ж.Б. Люлли.

Менуэт – старинный французский танец в умеренном темпе и в трехдольном размере. Основной чертой исполнения менуэта, который толковался даже как танцевальное объяснение в любви, являлась чрезвычайная церемонность, чопорность и торжественность – размеренные маленькие шаги, плавные приседания, реверансы. Классические образцы менуэта создали Ж.Б. Люлли, Муффат, Куперен, Гендель, Бах, Гайдн, Моцарт.

Вальс – (от немецкого – кружиться), один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Ничто так не совершенствовало и не пропагандировало вальс как музыка. Расцвет вальса связан с творчеством Штрауса-отца и его сыновей. Вальс становится для композиторов излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки чувств, от нежного грустного воспоминания до страстной патетики. Пожалуй, нет ни одного композитора, кто не сочинял бы вальсы, наиболее известны вальсы Шопена, Шуберта, Брамса, Чайковского.

Мазурка – польский народный танец, быстрый, в трехдольном размере. Прыжки, скользящие шаги, легкие пристукивания, изящные движения рук. Эмоциональное богатство мазурки, сочетание в ней удали и задушевности привлекало таких композиторов как Монюшко, Шопен, Чайковский, Лядов, Рахманинов.

Бурре – старинный французский танец. Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). Движения танца тяжеловесные, аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке. Удары каблуками, выкрики. Бурре в инструментальной музыке часто использовали Муффат, Гендель, Бах.

Жига – танец английских моряков, быстрый, веселый, непринужденный. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жигой» - окороком. Образцы жиги в сюитах А. Корелли, А. Вивальди, Ж.В. Рамо, И.С. Баха. А в Ирландии этот танец до сих пор танцуют!

Тарантелла – итальянский народный танец. По легенде, для того, чтобы выжить после укуса ядовитого паука тарантула, его надо раздавить и танцевать на нем несколько часов или даже дней, пока окончательно не поправишься. В основе тарантеллы лежал какой-нибудь один мотив, многократное исполнение которого оказывало завораживающее, гипнотическое действие на слушателей и танцующих. Тарантелла – это быстрая музыка и резкие жесты и прыжки.

Много веков подряд по миру ходят всевозможные танцы, многие превратились в сердцах людей только в музыку, в которой мы, музыканты, можем донести до слушателя образ не только музыки, но и танца.

Лекция-концерт «Новые имена композиторов. Владимир Коровицын».

В России много новых и интересных композиторов, наших современников. Один из таких – Владимир Коровицын. В его музыке раскрывается особый мир детства, в котором нет серости и будничности. Его сочинения не приемлют скуки и зубрежки, дети становятся его подлинными соавторами.

Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. После окончания музыкальной школы и Новгородского музыкального училища (по классу баяна) с отличием закончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, для скрипки, фортепиано, романсы, песни. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются преобладание мелодического начала и благородный гармонический язык. Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми фортепианными произведениями из фортепианных циклов «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Детский альбом» и сборника «Исполнения желаний».

Музыкальные иллюстрации в исполнении учащихся:

  1. «Кот Василий».  
  2. Полька «Деревянные башмаки».
  3. «Мама».
  4. Вариации «Мужичок с гармошкой».
  5. «Дюймовочка».
  6. «Девичий хоровод».
  7. «Емеля на печке едет».
  8. «Два клоуна».
  9. «Адажио».
  10. «Куклы сеньора Карабаса» (анс.)
  11. «Ричеркар» (кларнет и фортепиано, переложение Е.Старовойтовой и М. Бушила)
  12. «Уличный фокусник». (кларнет и фортепиано, переложение Е.Старовойтовой и М. Бушила)

Эта образно яркая, мелодически привлекательная, разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике