Урок по теме "Звуки [ч], [щ], буквы Ч, ч, Щ, щ"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомить со звуками и буквами Чч, Щщ; с видами и историей появления часов.

Задачи:

предметные: определять непарные твердые согласные, непарные мягкие согласные; устанавливать число и последовательность звуков в слове;

метапредметные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– понимать схемы; Осуществлять анализ и синтез;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– принимать участие в работе парами и группами;
– создать условия для самостоятельного вывода.

Оборудование: учебник “Азбука” (автор Н.В.Нечаева) 1 класс, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Найди третье “лишнее”.

И Ф К
Ж Й Ц

Дети: В первой группе “лишняя” буква И, обозначает гласный звук. Остальные буквы согласных звуков.

Во второй группе “лишняя” буква Й, обозначает мягкий согласный звук. Звуки Ж, Ц – твердые согласные.

Учитель: Молодцы.

II. Работа по теме.

1. Послушайте стихотворение С. Маршака.

Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут да тут.

Учитель: Придумайте название стихотворения.

Дети: Часы.

Учитель: Как стихотворение может быть связано с темой урока?

Дети: Слово “часы” начинается на букву Ч, значит сегодня познакомимся с буквой и звуком Ч.

– Будем говорить о часах.

Учитель: Молодцы! Назовите тему урока.

Дети: Буква и звук Ч.

Учитель: На какие вопросы хотите получить ответ? Сформулируйте цели урока.

Дети: Узнать какой звук обозначает буква Ч.

– Узнать: как появились часы. Какие бывают часы.

Учитель: Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся не только с буквой Ч, но и с буквой и звуком Щ. Почему? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

2. Назовите слова со звуком Ч, Щ.

Учитель: Исследуйте, какие звуки могут обозначать буквы Ч и Щ.

Звуковой анализ слов “часы”, “щетка”.

Дети: Звук Ч согласный, мягкий, непарный, глухой.

Звук Щ согласный, мягкий, непарный, глухой.

3. Откройте учебник на странице 98. Прочитайте скороговорку, подчеркните буквы Ч, Щ.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

– Сколько букв вы подчеркнули, посчитай.

– Объясните значение слова “часовщик”, “чинит”, “прищурив”.

Дети: Часовщик это человек, который ремонтирует часы.

– Чинит, значит ремонтирует. Прищурив – немного прикрыв глаз.

Учитель: Назовите родственные слова к слову “часы”. Выделите корень.

Дети: Часики, часовщик, час.

4. Следующее задание вам предстоит выполнить в парах. Прочитайте слоги. Какое задание вам предстоит выполнить?

ЧА ЖЕ ЦЕ ЩА ШЕ ОЙ

--------------------------------

Всегда твердые согласные

------------------------------

Всегда мягкие согласные

Дети: Разделить слоги на две группы.

После проверки выстраивается схема:

ЖЕ ЦЕ ШЕ ЧА ЩА ОЙ
---------------- --------------

Учитель: Для чего выполняли эти задания?

Дети: Познакомились с буквами Ч, Щ. Узнали, что Звуки Ч, Щ всегда согласные мягкие, непарные, глухие.

– Повторили всегда твердые и всегда мягкие согласные звуки.

5. Умницы! Отгадайте загадку.

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы –
Время скажут вам... (часы).

Учитель: А что такое часы? Где можно узнать значение этого слова?

Дети: В словаре.

Толковый словарь Ожегова.

Часы – прибор, механизм, предназначенный для измерения времени.

– Прочитайте стихотворение В.Орлова Часы. Что можете сказать?

Часы.

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.

Дети: Время показывают стрелочки часов. Они передвигаются, а сами часы стоят на месте. По часам мы узнаем время. 

6. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Назовите виды часов.

ЧАСЫ (КАКИЕ?)

НАРУЧНЫЕ
НАСТЕННЫЕ
НАПОЛЬНЫЕ
КАРМАННЫЕ
БАШЕННЫЕ

Учитель: Почему так называют эти часы? (Ответы детей.) А где можно увидеть башенные часы?

Дети: В Москве на Спасской башне.

Учитель: Как называются эти часы? Это “куранты” – часы с музыкальным сопровождением.

– По какому принципу разделили все часы?

Дети: Разделили по месту расположения.

7. Когда появились первые часы? Какие они были?

Дети: Первые часы появились давно.

Учитель: Хотите узнать, как появились первые часы? Учитель читает текст с остановками (со стопами) в учебнике на странице 99.

Человек изобрел часы давно. Сначала были * (пауза). (Какие?) (Ответы детей.) солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посередине колышек * (Для чего?). Идет по небу солнышко – идет по площадке и тень от колышка. Она, как часовая стрелка, показывает время. Но “работали” такие часы только * (Ответы детей: когда светило солнце.) днем, при солнце.

Пришлось придумывать другие часы – водяные, песочные и даже часы из свечки. Сегодня мы пользуемся механическими и электронными часами. А ученые уже изобрели более точные атомные часы.

Учитель: Что хотите сказать?

Дети: Мы узнали, как появились часы.

– Узнали, что бывают солнечные, водяные, песочные, свечные, электронные часы.

Учитель: Придумайте название текста.

Дети: Часы.

– Я не согласен. Надо назвать “История часов”.

Учитель: Расскажите, какие часы у вас в школе, дома, на улице?

Дети: В школе настенные, песочные часы. На руке у нас тоже часы механические и электронные.

На здании вокзала – настенные часы. В центре города – электронные.

Учитель: Какие вы молодцы! Для чего выполняли задания? (Ответы детей.)

8. Прочитайте, что это?

Делу – время, потехе – час.     

Минута час бережет.

хочу выиграть время.

Дети: Это пословицы.

Учитель: Почему так говорят?

Дети: Надо делать все в свое время.

– В одном часе 60 минут. Если потеряешь несколько минут, то останется меньше времени.

9. Следующее задание вам предстоит выполнить в группе.

– Придумайте задание.

А О У Э Ы И Й Л М Н Р Б В Г Д Ж З

Я Е Ю Е Х Ц Ч Щ П Ф К Т Ш С

Проверка выполнения задания.

III. Итог урока.

Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Что узнали на уроке?

Дети: Познакомились с буквами Ч, Щ.

– Буквы Ч и Щ обозначают согласный, мягкий, непарный, глухой звук.
– Узнали виды часов. Познакомились с историей появления часов.
– Разгадывали загадку, читали стихотворение, работали с поговорками и схемами.

Учитель: Неужели мы так много успели за один урок? Какие вы молодцы!

Наверное, для каждого нашлось что-то интересное. Оцените свою работу на уроке.