Цель урока: знакомить со звуками и буквами Чч, Щщ; с видами и историей появления часов.
Задачи:
предметные: определять непарные твердые согласные, непарные мягкие согласные; устанавливать число и последовательность звуков в слове;
метапредметные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
– понимать схемы; Осуществлять анализ и синтез;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– принимать участие в работе парами и группами;
– создать условия для самостоятельного вывода.
Оборудование: учебник “Азбука” (автор Н.В.Нечаева) 1 класс, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Найди третье “лишнее”.
И Ф К
Ж Й Ц
Дети: В первой группе “лишняя” буква И, обозначает гласный звук. Остальные буквы согласных звуков.
Во второй группе “лишняя” буква Й, обозначает мягкий согласный звук. Звуки Ж, Ц – твердые согласные.
Учитель: Молодцы.
II. Работа по теме.
1. Послушайте стихотворение С. Маршака.
Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут да тут.
Учитель: Придумайте название стихотворения.
Дети: Часы.
Учитель: Как стихотворение может быть связано с темой урока?
Дети: Слово “часы” начинается на букву Ч, значит сегодня познакомимся с буквой и звуком Ч.
– Будем говорить о часах.
Учитель: Молодцы! Назовите тему урока.
Дети: Буква и звук Ч.
Учитель: На какие вопросы хотите получить ответ? Сформулируйте цели урока.
Дети: Узнать какой звук обозначает буква Ч.
– Узнать: как появились часы. Какие бывают часы.
Учитель: Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся не только с буквой Ч, но и с буквой и звуком Щ. Почему? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
2. Назовите слова со звуком Ч, Щ.
Учитель: Исследуйте, какие звуки могут обозначать буквы Ч и Щ.
Звуковой анализ слов “часы”, “щетка”.
Дети: Звук Ч согласный, мягкий, непарный, глухой.
Звук Щ согласный, мягкий, непарный, глухой.
3. Откройте учебник на странице 98. Прочитайте скороговорку, подчеркните буквы Ч, Щ.
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. |
– Сколько букв вы подчеркнули, посчитай.
– Объясните значение слова “часовщик”, “чинит”, “прищурив”.
Дети: Часовщик это человек, который ремонтирует часы.
– Чинит, значит ремонтирует. Прищурив – немного прикрыв глаз.
Учитель: Назовите родственные слова к слову “часы”. Выделите корень.
Дети: Часики, часовщик, час.
4. Следующее задание вам предстоит выполнить в парах. Прочитайте слоги. Какое задание вам предстоит выполнить?
ЧА ЖЕ ЦЕ ЩА ШЕ ОЙ |
||
-------------------------------- Всегда твердые согласные |
------------------------------ Всегда мягкие согласные |
Дети: Разделить слоги на две группы.
После проверки выстраивается схема:
ЖЕ ЦЕ ШЕ | ЧА ЩА ОЙ |
---------------- | -------------- |
Учитель: Для чего выполняли эти задания?
Дети: Познакомились с буквами Ч, Щ. Узнали, что Звуки Ч, Щ всегда согласные мягкие, непарные, глухие.
– Повторили всегда твердые и всегда мягкие согласные звуки.
5. Умницы! Отгадайте загадку.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы –
Время скажут вам... (часы).
Учитель: А что такое часы? Где можно узнать значение этого слова?
Дети: В словаре.
Толковый словарь Ожегова.
Часы – прибор, механизм, предназначенный для измерения времени.
– Прочитайте стихотворение В.Орлова Часы. Что можете сказать?
Часы.
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.
Дети: Время показывают стрелочки часов. Они передвигаются, а сами часы стоят на месте. По часам мы узнаем время.
6. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Назовите виды часов.
ЧАСЫ (КАКИЕ?)
НАРУЧНЫЕ
НАСТЕННЫЕ
НАПОЛЬНЫЕ
КАРМАННЫЕ
БАШЕННЫЕ
Учитель: Почему так называют эти часы? (Ответы детей.) А где можно увидеть башенные часы?
Дети: В Москве на Спасской башне.
Учитель: Как называются эти часы? Это “куранты” – часы с музыкальным сопровождением.
– По какому принципу разделили все часы?
Дети: Разделили по месту расположения.
7. Когда появились первые часы? Какие они были?
Дети: Первые часы появились давно.
Учитель: Хотите узнать, как появились первые часы? Учитель читает текст с остановками (со стопами) в учебнике на странице 99.
Человек изобрел часы давно. Сначала были * (пауза). (Какие?) (Ответы детей.) солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посередине колышек * (Для чего?). Идет по небу солнышко – идет по площадке и тень от колышка. Она, как часовая стрелка, показывает время. Но “работали” такие часы только * (Ответы детей: когда светило солнце.) днем, при солнце.
Пришлось придумывать другие часы – водяные, песочные и даже часы из свечки. Сегодня мы пользуемся механическими и электронными часами. А ученые уже изобрели более точные атомные часы.
Учитель: Что хотите сказать?
Дети: Мы узнали, как появились часы.
– Узнали, что бывают солнечные, водяные, песочные, свечные, электронные часы.
Учитель: Придумайте название текста.
Дети: Часы.
– Я не согласен. Надо назвать “История часов”.
Учитель: Расскажите, какие часы у вас в школе, дома, на улице?
Дети: В школе настенные, песочные часы. На руке у нас тоже часы механические и электронные.
На здании вокзала – настенные часы. В центре города – электронные.
Учитель: Какие вы молодцы! Для чего выполняли задания? (Ответы детей.)
8. Прочитайте, что это?
Делу – время, потехе – час.
Минута час бережет. хочу выиграть время. |
Дети: Это пословицы.
Учитель: Почему так говорят?
Дети: Надо делать все в свое время.
– В одном часе 60 минут. Если потеряешь несколько минут, то останется меньше времени.
9. Следующее задание вам предстоит выполнить в группе.
– Придумайте задание.
А О У Э Ы И Й Л М Н Р Б В Г Д Ж З
Я Е Ю Е Х Ц Ч Щ П Ф К Т Ш С
Проверка выполнения задания.
III. Итог урока.
Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Что узнали на уроке?
Дети: Познакомились с буквами Ч, Щ.
– Буквы Ч и Щ обозначают согласный, мягкий, непарный, глухой звук.
– Узнали виды часов. Познакомились с историей появления часов.
– Разгадывали загадку, читали стихотворение, работали с поговорками и схемами.
Учитель: Неужели мы так много успели за один урок? Какие вы молодцы!
Наверное, для каждого нашлось что-то интересное. Оцените свою работу на уроке.