Цель: формировать нравственное поведение у детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок.
Задачи:
- Разработать систему работы с детьми по ознакомлению со сказками с учетом их нравственного содержания;
- Найти способы и средства формирования нравственного поведения на основе народных сказок, вырабатывая навыки вежливости, доброжелательности, справедливости, честности, сдержанности, уважения чужого и своего достоинства и др.
- Учить детей не только потреблять любовь, но и выражать свои добрые чувства действием, словам, взглядом, прикосновением;
- Воспитывать в детях принятые общечеловеческие принципы поведения, умение управлять своим поведением, повысить эмоциональное состояние поведения, учить определять эмоциональное состояние других, радоваться, делиться, быть благодарным.
В соответствии с принципиальными подходами к теме, разработанными в теоретической части исследования, формирующий этап эксперимента включал следующие направление:
- Пересказ сказок с последующим обсуждением;
- Игры-драматизации на основе прослушанных сказок;
- Рисование на тему «Моя любимая сказка»;
- Создание педагогических ситуаций по воспитанию нравственного поведения детей;
- Реализация навыков культуры поведения во время праздников и развлечений;
- Привлечении родителей к взаимодействию с детским садом по воспитанию общей культуры детей;
Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы изучили теоретические основы вопроса, подобрали необходимый методический и фактический материал, пробрели иллюстрированные тексты народных сказок.
Пересказ сказок с последующим обсуждением.
В ходе формирующего эксперимента мы соорудили сказочный уголок комнаты, где собрали предметы, игрушки, иллюстрации к сказкам художников и работы самих детей.
Большое внимание уделяли пересказу самой сказки. Заранее готовились, чтобы не забыть особенности текста, народные обороты речи. Придерживались особого неторопливого сказочного ритма, рассказывали выразительно и эмоционально, следя за реакцией детей, стараясь точно передать простыми народными словами сюжеты сказок.
Внимание отвлекающихся, рассеянных детей привлекали предупреждением, что сказка может разрушиться и исчезнуть, и дети не узнают, что было дальше. Поэтому каждый ребенок старался вести себя хорошо и не мешал остальным.
Обсуждение сказки имеющий воспитательное значение занимало 1-2 минуты, оно имело большое воспитательное значение. Дети старались говорить, получая удовольствие от самого процесса доверительного общения со взрослым. Например, беседа по обсуждению якутской народной сказки «Элиэ то5о кистиир буолбутай?» была переведена по такому плану:
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Чем она вам понравилась?
Дети: Старики поймали вора.
Воспитатель: Как они его наказали?
Дети: Превратили его в коршуна.
Воспитатель: За что его наказали?
Дети: За убийство, за воровство и за обман.
Во время бесед мы изучили детей обращать внимание и на неодушевленные предметы в сказке. Так оживленно обсуждался диалог старушки Таал Таал со зверями и силами природы. Дети высказывали мнение, что все спорят, выясняют кто главнее и сильнее, потом выясняется, что земля-матушка всех сильнее и главнее. После таких бесед дети начинали понимать нравственное содержание сказок, хотя в словесной форме мораль не было сформулирована.
Во время слушания сказок мы наблюдали за реакцией детей и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя в начале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании.
Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию мы стремились разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве». Дети рассматривали иллюстрации по ходу пересказа сказки, драматизировали понравившиеся эпизоды. Красочное изображение иллюстраций художниками сказок, видеофильмов, мультфильмов, якутских сказок. Ведь дети с большим удовольствием смотрят видеофильмы и слушают записи народных сказок на русском языке с прекрасным музыкальным сопровождением в исполнение народных артистов. При этом дети прекрасно запоминают где, в каком эпизоде начинается волшебство или чудесное превращение. Все это вдохновляет и возбуждает детей эмоционально.
Пересказ народных сказок сопровождался рассматриванием иллюстраций книг, наглядно-методический пособий, показом на фланелеграфе плоскостных изображений героев сказок, показом спектаклей кукольного, настольного и теневого театров.
Свое понимание характера персонажей дети старались передать, исполняя роли в играх-драматизациях. Подготовка к игре-драматизации каждый раз проходила в обстановке воодушевления и заинтересованности. Большую помощь оказывали родители, разучивая с детьми слова и готовя костюмы сказочных героев. Так мы инсценировали сказку «Киьиргэс куобах» (Хвастливый заяц), «Таба уонна ыт» (Олень и собака), «Ус эьэ» (Три медведя).
Исследование показало, что старшие дошкольники проявляют способность к самостоятельному выполнению задуманного, инициативу и творчество, у разных детей эти способности проявляется неодинаково в соответствии с характером каждого.
Рисование на тему «Моя любимая сказка»
Предварительно бала организована выставка книг со сказками, проведены беседы по содержанию уже знакомых сказок, индивидуальные беседы о том, кого дети будут рисовать: людей, животных или птиц; какими они будут: смешные или страшные, хорошие или плохие; какие цвета будут, использованы и как будет располагаться изображение на листе. Рисунки детей были разные, отличались сюжетами. Подражали другим детям лишь те, кто не умел рисовать. В результате индивидуальной работе с каждым, дети научились обдумывать свой замысел и только потом изображать на листе задуманное: природу, людей и животных. При анализе рисунков поощряли самостоятельные работы, учитывая следующие критерии:
- Сделали ли рисунок по теме?
- Передано ли отношение ребенка к сказке?
- Что хорошего есть в этой сказке?
Создание педагогических ситуаций по воспитанию нравственного поведения
Одна из главных сторон формирования личности ребенка – это воспитание уважения к старшему поколению. Прежде всего, мы изучили поведение детей в незапланированных ситуациях: как встретить и принять гостя, вежливо здороваться, предлагать стул, разговаривать с интересом, глядя в глаза собеседнику. Такой пример не остается незамеченным. Например, Коля Н., имея двух бабушек, делил их на «хорошую» и «плохую». После беседы перестал по-разному отзываться о бабушках. Вася – самый младший в семье. Когда родители приходили забирать из садика, он одевался всегда медленно, требуя помощи от родителей и сестер, иногда украдкой, тихонечко грубил. А в группе мальчик ведет себя по-другому: охотно трудится, играет со сверстниками дружно, разговаривает вежливо, любит слушать сказки и пересказы. Дело, скорее всего, в стиле отношений «взрослый-ребенок»: в садике – доверительное, уважительное, на равных отношение, а дома – как маленькому, слабому, любимому. Воспитание в Васе уважения к своим родным, близким оказалось делом нелегким. Течение недели, когда забирали Васю, каждый раз присутствовали, беседовали с родителями, сестрами, с самим мальчиком. При этом хвалили Васю за конкретные дела, за хорошее воспитание сына.
В течение года было проведено несколько экскурсий по детскому саду, во время которых дети вступали в контакт со взрослыми: поварами, медицинским работником, заведующей детским садом. После таких встреч дети всегда приветливо здоровались с взрослыми, стали замечать труд нянечки, пытались помогать ей в работе.
Большинство детей живут далеко от детского сада и по дороге домой часто встречают прохожих и знакомых, и незнакомых. Мы обращаем внимание, чтобы они при встрече одинаково вежливо здоровались и с теми, и с другими.
Воспитания нравственного поведения предполагает также умения ребенка жить в коллективе, дружить, уважать достоинство друг от друга. Но коллектив дошкольников еще неустойчивый, дружба часто случайно. Они готовы подарить другу игрушку, конфетку или другую безделушку, но в то же время принять его в игру условием: он должен одолжить свою «драгоценность». Научить детей ценить товарища за то, что у него есть «что-то», чего нет у других. Воспитывать желание сделать что-то хорошее, при чем так, чтобы это было естественным, обычным поведением каждого ребенка. Вот что мы хотели бы видеть в наших воспитанниках. Но достигнуть цели оказалось не так просто. Большинство детей в группе мальчики, среди которых есть те, которые раньше не посещали детский сад, в начале были ссоры, жалобы, иногда доходили до драки. Но прошло время, и дети увлеклись игрой. Особенно детям нравились подвижные игры, игры с правилами, игры эстафеты. Другим нравились настольные игры, третьим – сидя за столом лепить, рисовать, общаясь со сверстниками. В играх дети вели себя организованно, а в свободное время ссоры по пустякам продолжались.
Представления детей о правилах и нормах поведения в обществе подкреплялись различными видами совместной деятельности воспитателя и детей: рисование, лепка, аппликация на темы сказок, на темы взаимоотношений детей. Детей очень объединяет подготовка к праздникам, развлечениям: приготовление и примерка нарядов, масок, работа над ролью, над художественно-речевой деятельностью. Коллективный труд, обсуждение поступков друг друга и сказочных персонажей способствовали, на наш взгляд, переводу единичных случаев проявления вежливого, положительного отношения к людям в прочные поведения детей.
Чтобы отучить детей от привычки беспрестанно без особых причин жаловаться друг на друга, завели «волшебную книгу доброй феи», где отмечали, что хорошего сделали наши дети и их родители. Записи дополнялись из рассказов родителей. После выходных дети рассказывали, как и кому они помогали дома: ухаживали за маленьким братиком или сестрой, за животными (кормили кур, телят, котят) и какие другие добрые поступки совершили за выходные.
В работе с родителями применялись разные формы работы: групповые собрания, индивидуальные и групповые консультации, посещение на дому, выставки, различные конкурсы и развлечения с участием родителей. Следует отметить активное участие в жизни детского сада родительского комитета. Осенью ежегодно организуется выставка поделок из природного материала. Поощряются работы, выполненные совместно с родителями.
В «Волшебной книге доброй феи» были сделаны записи о помощи родителей детском саду. Например, папы ремонтировали кукольную мебель, мамы сшили костюмы для уголка нарядов. Постельное белье для кукол и др.
Изменения взаимоотношений детей под влиянием общения со сказками не осталось незамеченным. Например, в день рождения Элоны «сказочная фея» попросила всех детей пожелать имениннице что-нибудь доброе, заверив, что хорошие пожелания обязательно сбудутся в будущем. Дети воодушевлением стали высказываться:
Антон: «Я хочу, чтобы Элона хорошо училась в
школе»
Кирилл: «Чтобы Элона помогала родителям дома»
Карина: «Пусть у нее будет много-много игрушек»
Кристина: «Пусть у Элоны будет много платьев»
Сардана: «Пусть она будет красивой».
Для того чтобы воспитать в детях отзывчивость и
внимание к другим людям, без него немыслима
культура поведения, мы вели в ежедневную
практику, кратковременные специально созданные
ситуации с использованием сказочным образов.
Например, воспитатель ввела в группу девочку,
Специально подготовленную и нарядившуюся в
русский костюм, и сказала:
– Мачехина дочка обидела Хаврошечку: вырвала из
ее косички ленточку. Посмотрите, как она плачет!
Как мы можем ее успокоить или порадовать?
Маша подошла к девочке и погладила ее по голове.
Сардана сказала: «Не плачь я тебе принесу новую
ленточку»
Каждое проявление чуткости, доброты, внимание и заботы детей друг к другу или к родным радовало нас. После таких минут дети становились добрее, радовались приходу родителей, обнимали. Мы чувствовали, что наши усилия не пропадают даром.
Вывод: В результате формирующего этапа, целью которого была: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредствами народных сказок, дети должны уметь:
– применять полученные навыки
доброжелательности, чуткости, деликатности,
терпимости, в играх и в повседневной жизни;
– воспитывать в себе потребность вежливого
отношения в общении со сверстниками и взрослыми;
– умению уступать сверстникам, замечать и
останавливать другого ребенка, если он делает
что-то плохое, радоваться успехам друзей, быть
благодарным за проявленные внимание и заботу;
– определять по выражению лица чувство радости и
веселое настроение, отличать положительное
эмоциональное состояние у другого человека.