Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой возникают трудности и проблемы. На сегодняшний день в Гимназии для реализации ФГОС используются различные технологии.
Одной из эффективных технологий в начальной школе Гимназии стала воспитательная технология коллективно-творческого дела (КТД).
Методика организации и проведения КТД была разработана выдающимися педагогами И.П. Ивановым, В.А. Караковским. Эта воспитательная технология позволяет развивать личность в коллективе и сам коллектив, совершенствует профессиональное мастерство педагогов, классных руководителей, интегрирует урочную и внеурочную деятельность, реализует идеи сотрудничества учителя, ученика и родителя, учит планировать, организовывать и проводить простые творческие дела, способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей школьников.
Через КТД происходит адаптация ребенка к начальной школе. В игровой творческой деятельности ребенок принимает нормы и правила поведения, учится культуре общения, развивает свои способности.
Особенность коллективно-творческого дела в начальной школе – это проведение КТД по семестрам:
1-2 семестр – «Гимназия – школа
гражданственности»;
3 семестр – «Гимназия школа духовности»;
4 семестр – «Гимназия – школа патриотизма»;
5-6 семестр – «Гимназия – школа творчества и
знаний»;
В гимназии каждый учебный год имеет свою воспитательную тему.
2012-2013г. – «Россия – Священная наша держава»;
2013-2014г. – «Якутия – моя родная»;
2014-2015г. – «Салют, Победа!»;
2015-2016г. – «Мой город Нерюнгри»;
2016-2017г. – «Моя семья, гимназия и я»;
Методика проведения КТД в классном коллективе состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап: выбор совета дела, поиск идеи, содержания, форм проведения КТД, решение, план проведения.
2. Организационно-инструктивный этап: работа совета творческих дел, распределение поручений. Разделение класса на группы по творческим способностям: художники, журналисты, сценаристы, исследователи и т.д.
3. Основное дело: каждая творческая группа показывает результат своей деятельности. Группа художников оформляет выставки рисунков, плакатов, газет, листовок; журналисты – стихи, сказки, выставки фотографий, поздравительных открыток; исследователи собирают интересную информацию по различным темам в библиотеке, интернете, дома.
В конце семестра проводится заключительное творческое дело:
1 семестр – Игра-путешествие «Якутия – мой край
родной»;
2 семестр – Спортивный праздник «Богатыри земли
нерюнгринской»;
3 семестр – Театрализованное представление «Мир
сказки»;
4 семестр – Праздник «Защитники Отечества»;
5 семестр – Фестиваль дружбы;
6 семестр – Праздник творчества и знаний;
4. Аналитический этап: на часах общения проводится анализ дела, по основным вопросам: Что удалось? Что понравилось? Что нужно изменить?
По итогам коллективно-творческого дела выпускается альбом или газета, летопись класса, составляется родословная семьи. В коллективно-творческом деле участвуют практически все дети,
Традиционным в 3 классе стало КТД «Моя семья». На первом подготовительном этапе проводим классный час, на котором подчеркиваем актуальность выбранной темы, происходит мотивация ребенка на изучение своей семьи. Выбирается совет дела и планируется работа по направлениям. В следующие две недели творческие группы занимаются сбором материала: родословного древа семьи, русских пословиц о родителях и детях, фотографий и рисунков, стихов и песен о семье.
На третьей неделе проходит творческое выступление детей с приглашением родителей.
В итоге коллективно-творческого дела у нас создается альбом «Моя семья – мое богатство».
Таким образом, технология КТД позволяет реализовать задачи ФГОС, осуществлять развитие и воспитание личности ребенка.