В настоящее время в мире активно идет становление новых систем образования, ориентированных на создание единого образовательного пространства, что неизбежно влечет за собой существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса [4].
Человек, являясь сложной биосоциальной системой, функционирует в биологическом и социальном ритмах жизнедеятельности, которые, в свою очередь, подчиняются различным управляющим воздействиям. Установить степень сообразности природного и социального взаимодействия – проблема проблем в поиске учителем их оптимального сочетания с целью получения наилучшего результата в развитии личности ученика [3].
Излагаемые в работе подходы (см. часть I, часть II, часть III и часть IV) позволяют построить модель учебно-воспитательного процесса, дающего возможность осознанного установления устойчивой связи между академическим знанием и ситуацией, которая определяет способность обнаружения процедуры, наиболее подходящей для решения возникшей проблемы, т. е. представляют умения как компетенции в действии. При этом алгоритмической основой организации практической учебно-познавательной деятельности является логико-предметный анализ учебной ситуации, а в содержании учебного материала существенное место занимают физические задачи, на основе которых возможно организовать поисковую деятельность на школьном уровне: постановку задачи и ее принятие, организацию поиска решения (анализ условия задачи; сопоставление условия и известных физических фактов, включая и приемы решения задач; выработку стратегии решения и составление плана решения задачи), реализацию плана, критическое осмысление результатов решения и др. Наряду с этим, в содержание обучения необходимо включаются обобщенные алгоритмы (правила) деятельности и универсальная, т. е. применяемая к решению любой задачи из школьного курса физики и охватывающая все этапы решения произвольной физической задачи система, объединяющая различные по степени общности и предметному содержанию методы [1]:
метод анализа физической ситуации задачи, который отвечает на вопросы с чего начинать, что и как надо делать при решении любой поставленной физической задачи;
метод применения физического закона, основу которого составляет система универсальных детерминированных предписаний, которые необходимо и достаточно выполнить для успешного решения подавляюще большого числа стандартных задач в рамках конкретной темы;
подсистему обще-частных методов (кинематический, динамический, законов сохранения, расчета физических полей, дифференцирования и интегрирования, в основе которого лежат принцип возможности представления физического закона в дифференциальной форме и принцип суперпозиции);
метод упрощения и усложнения, составными частями которого являются два взаимосвязанных и противоположных процесса: процесс упрощения (идеализация, оценка и отбрасывание второстепенных явлений, пренебрежение несущественными деталями и т. д.) и процесс усложнения (учет и рассмотрение ранее отброшенных объектов, явлений, деталей, связей, усложнение физической системы и т. д.);
метод оценки, составляющий материальную основу процессов упрощения и усложнения и, как следствие этого, тесно связанный с предыдущим методом; метод оценки часто используют при анализе любой физической ситуации, производя оценку физических величин (арифметический расчет порядка самой величины и сравнение однородных величин по их порядкам) или оценку физических явлений (получение фундаментального закона, управляющего данным явлением и числовой расчет порядка входящих в него физических величин);
метод анализа решения, дающий необходимые признаки правильности решения задачи (обычно сводится к анализу размерности полученной величины, анализу соответствия полученного числового ответа физически возможным значениям искомой величины, а при получении многозначного ответа – анализу соответствия полученных результатов условию задачи); в заключение анализа общего решения рассматривается возможность постановки и решения других задач путем изменения и преобразования условий исходной задачи, вследствие этого анализ решения тесно связан с методом постановки задачи;
метод постановки задачи, призванный не только найти подход к решению нестандартных, неидеализированных и непоставленных задач и, как следствие, сформулировать и решить первую доступную задачу, но и далее, используя метод упрощения и усложнения, поставить и решить еще десятки задач различной степени трудности, т. е. рассмотреть так называемый «блок задач».
Подобный подход к организации образовательного процесса стимулирует познавательные интересы учащихся, формирует потребность в физических знаниях и умениях, лежит в основе понимания прикладного значения физического образования для будущей профессиональной деятельности, т. е. обеспечивает высокую мотивацию к учению, рост которой, в свою очередь, положительно сказывается не только на результатах воспитания и обучения, но и восприимчивости к обучению вообще.
С методическими разработками автора можно ознакомиться, просмотрев «Профессиональное портфолио учителя от Издательского дома «Первое сентября»».
Литература
1. Беликов Б. С. Решение задач по физике.
Общие методы: Учеб. пособие для студентов вузов.
– М.: Высш. шк., 1986.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998.
3. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология
модульного обучения в школе:
Практико-ориентированная монография. – М.: Новая
школа, 1997.
4. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг
качества образования. – М.: Педагогическое
общество России, 2000.