Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.
Квинтилиан
Изучение риторических законов в пятом классе логичнее всего начать с общих мест, являющихся кирпичиками для выстраивания речи. Учителю не надо создавать ничего нового, как бы то ни было, отцы оратории уже придумали смысловые модели, а человечество использует их веками. Наша задача – помочь детям обогатиться столь драгоценным материалом и, конечно же, научить пользоваться.
Первый этап риторического канона, несомненно, требует определенных творческих усилий, когда мысль должна не только воплотиться в словесные очертания, но ее надо изобрести.
Знакомство с топикой целесообразно начать с движения мысли:
– от общего к частному (дедукция) – от частного к общему (индукция) |
Топ «род – вид». |
Затем перейти на определение предмета речи через его ближайший род и видовые отличия – топ «определение».
Далее целесообразно познакомить учеников с выделением важнейших свойств, характерных признаков предмета и его функций – топами «свойство, качества, функции».
Следующий этап – показать детям возможность рассматривать предмет речи как часть целого – топ «целое – части» и т. п.
Где брать материал для иллюстрации теоретических сведений? Как выстраивать уроки по топике?
За примерами уместно обращаться к средствам массовой информации, к личному опыту учащихся, к отрывкам из известных литературных произведений, демонстрируя актуальность и популярность смысловых схем речи, мотивируя использование той или иной модели топов. Многие мои коллеги поступают именно так. Поэтому я предлагаю вашему вниманию некоторые наработки из личного преподавательского опыта.
Для знакомства с топом «качества» я разработала несколько учебных и тренировочных заданий.
I. Игра «Собери фигуру»
Цель игры: усвоить знания по теме «Топ «качества», «целое – части»», научить пятиклассников пользоваться топами. Составлять тексты – описания в конкретной речевой ситуации. Научить учеников среди частей целого выделять самые важные; делать описание выбранных частей. Оценивать работу одноклассников по определенным критериям (зрелищность, оригинальность, неповторимость; краткость, лаконичность; верное выделение важных качеств описываемого предмета)
Подготовительный этап
Индивидуальное домашнее задание: составить фигуру известного сказочного существа, растения или животного, разделить ее на части. На самых значимых деталях написать текст с описанием так, чтобы, соединив их в целую фигуру, получилось небольшое сочинение в виде текста-описания.
Ход игры. Учащиеся с домашними
заготовками выступают перед классом у магнитной
доски. Все выслушивают подготовленный текст и
оценивают выполненную работу по критериям:
– зрелищность, оригинальность, неповторимость;
– краткость, лаконичность;
– верное выделение важных качеств описываемого
предмета.
II. Упражнение – загадка на развитие наблюдательности (Милн А.А. «Винни-Пух и все, все, все»)
Цель упражнения: актуализировать знания по топу «целое – части» и «качества», развить умение выделять в тексте важные качества предмета, его свойства и функции.
Условие. Угадайте, о каком литературном герое идет речь? Что помогло вам выполнить упражнение?
Учитель читает текст:
– Он издает неизвестные звуки, незнакомый шум. Любит спать на полу. Думал, что скатерть может кусаться. Не любит завтракать медом, не ест желуди. Любит рыбий жир, кашку крошки Ру. Любит прятаться за деревьями, выскакивать из засады, наскакивать и баловаться, но после завтрака он становится тихим и вежливым. (Ответ: Тигра)
Отвечая на второй вопрос, дети перечисляют
такие качества, свойства и действия Тигры, при
помощи которых узнали любимого героя.
Можно предложить ученикам составить подобные
тексты – загадки.
III. Игра «Аукцион»
Цель игры – актуализировать знания, отработать умения учащихся выделять в предмете важнейшие качества, функции и свойства, показать активную роль этих топов в создании рекламных текстов; познакомиться с жанром рекламы; создать собственный рекламный текст, опираясь на знание топов «род-вид», «определение», «свойства, качества, функции».
Ход игры. Объявляется о публичной продаже имущества, цена за вещь невелика, вам надо лишь угадать, о каком предмете идет речь и назвать ключевые слова-помощники.
Лот №1. Экстракт коры ивы хорошо очищает волосы и обладает антисептическим действием. Ромашка успокаивает кожу головы.
(Шампунь. Ключевые слова: очищает волосы, успокаивает, антисептическое действие.)
Лот №2. Стильные, практичные – на каждый день. Оправы металлические, крепкие упругие петли из нержавеющей стали. Линзы с кривизной 6 или 8, 100% защита UV.
(Солнцезащитные очки – оправы, упругие петли, кривизна линзы, UV.)
Лот №3. Светящийся аромат, который изменяется в течение дня и расцветает вместе с вами. Одна капля добавит света в вашей жизни!
(Духи или туалетная вода – светящийся аромат.)
Лот №4. Глубоко прогрессивный боковой вырез, довольно жесткий зауженный хвост дает ощущение точного контроля и высокой стабильности и на свежем снегу, и на жестком склоне. Достаточная упругость для энергичного катания.
(Сноуборд – свежий снег, жесткий склон, энергичное катание.)
Справившись с первым этапом игры, участники делятся на творческие группы для создания новых рекламных лотов. На выполнение работы отводится несколько минут. Каждая группа выставляет на продажу собственный лот. Игра продолжается.
IV. Диагностика усвоения учебного материала: На заключительном этапе изучения темы учащимся предлагается задача.
Задача по теме «Топ «качества» | Методические рекомендации для учителя к задаче по теме «Топ «качества» | ||
Задача Рассказать об однокласснике, отбирая важные свойства, качества, признаки этого человека. |
Цель учителя: научить ребенка на основе смысловой модели речи «качества» подбирать рабочий материал в виде личных наблюдений и строить текст, описывающий внешность человека, его характер и привычки; развивать наблюдательность; отличать положительные и отрицательные свойства и признаки описываемого; использовать выразительные и оригинальные средства языка; находить нестандартные решения. Воспитывать в учащихся доброжелательность, формировать чувство такта. | ||
Условия 1. Отобрать рабочий материал для описания одноклассника:
2. Расположить материал в удобном порядке. |
Результат 1. Речь, описывающая одноклассника, в основе которой лежит умение использовать смысловую схему «качества». |
Организация условий для выполнения
задачи: Предварительно учащиеся получают
информацию о топе «качества» в виде лекции,
выполняются учебные тренировочные упражнения.
Отбираются и зачитываются отрывки из
художественных произведений с описанием
литературных Героев. |
Приблизительный результат: Лаконичная, доброжелательная речь, рассказывающая об однокласснике (внешность, характер, привычки) с использованием средств художественной выразительности. |