Аннотация:
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют ряд специфических особенностей, которые затрудняют развитие способностей в разных видах деятельности детей. Для решения данной проблемы поможет совместная проектная деятельность педагогов дошкольного учреждения, родителей воспитанников и самих детей.
Актуальность:
Сегодня государством поставлена задача,
подготовить совершенно новое поколение:
активное любознательное, эмоционально
отзывчивое. И дошкольные учреждения, как
первая ступенька в образовании, уже
представляют, каким должен быть выпускник
детского сада, какими качествами он должен
обладать (прописано в ФГТ к основной
образовательной программе). Именно проектная
деятельность позволяет объединить педагогов,
детей, родителей, научить работать в коллективе,
сотрудничать, планировать свою работу. Каждый
ребенок сможет проявить, почувствовать себя
нужным.
Проектный метод может проходить через все виды
детской деятельности и побуждает педагогов
повышать свой профессионально-творческий
уровень, что и сказывается на качестве
образовательного процесса. Подталкивает к
активному взаимодействию всех специалистов ДОУ,
родителей воспитанников и организации социума.
Формирует у дошкольников умение планировать и
самостоятельность в решении поставленной
проблемы, способствует развитию познавательной
и творческой активности.
Цель: развитие способностей детей с ОНР через разработку и ведение совместных проектов, предполагающих взаимодействие и сотрудничество детей, родителей и педагогов ДОУ.
Задачи развитие детей в проектной деятельности:
– обеспечение психологического благополучия и
здоровья детей;
– развитие познавательных способностей;
– развитие творческого воображения;
– развитие творческого мышления;
– развитие коммуникативных навыков.
Гипотеза проекта:
Мы предполагаем, что активное включение детей в совместную проектную деятельность будет способствовать развитию творческих способностей у детей с ОНР, позволит обеспечить более продуктивную коррекцию имеющихся у них нарушений.
Этапы инновационной деятельности:
- Диагностический. Анализ научно-методических источников, диагностика детей.
- Прогностический. Формирование цели, задач, гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов.
- Организационно-подготовительный. Создание необходимых условий для обеспечения инновационной деятельности.
- Практический.
- Аналитический. Обработка полученных данных, соотнесение полученных результатов с поставленными задачами, обобщение опыта, создание копилки методических идей и проектов.
Функции кисти уникальны. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее
движения, необходимые для этого взаимодействия.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее.
Развитие навыков мелкой моторике важно ещё и
потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действия. Тонкая
моторика развивается у ребенка постоянно,
начиная с самого раннего возраста.
Проект «Мои ручки могут все»
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Сформировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
Вывод: Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, положительно сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;
- при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
- повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
- вовлекать в движение больше пальцев.
Движения должны быть энергичными; начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом – обе); упражнения должны выполнятся, непродолжительно; все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ.
Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить её с использованием многообразных игр. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющиёся у него словарный запас.
Проект «Играя – учись»
Цель: развитие познавательной среды у детей с ОНР через комплексное использование коррекционно-развивающих игр.
Задача:
- Развивать творческое мышление, воображение, слуховое восприятие, внимание, речь воспитанников.
- Формировать коммуникативные навыки дошкольников.
В период дошкольного детства эмоциональное
развитие ребенка является условием оптимизации
его актуального и перспективного развития. Для
обеспечения психологического комфорта ребенка в
ДОУ, его психического здоровья, необходима
сбалансированность эмоций, поэтому важно,
знакомить детей с эмоциональным миром человека.
В силу того, что регуляция эмоций становится
более сложной и абстрактной, она все более
управляется теми моделями поведения, которые
демонстрируют взрослые, окружающие ребенка. Для
поддержания эмоционального комфорта ребенок
должен «отыгрывать» свои эмоции, как
положительные, так и отрицательные. Для снижения
подверженности ребенка воздействиям окружающей
среды он должен усвоить образцы и приемы
регуляции эмоций. При этом ребенок при регуляции
отрицательной эмоции, будет чувствовать
возрастающую уверенность в своих силах.
Проект «Цветные чудеса»
Цель: помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире.
Задачи:
- Развитие эмоционального комфорта каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе.
- Формирование положительного взаимоотношения между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия; организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности психолог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений.
- Уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.