Актуальность проектов как особой формы развития детей с ОНР и организации целостного педагогического процесса

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация:

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют ряд специфических особенностей, которые затрудняют развитие способностей в разных видах деятельности детей. Для решения данной проблемы  поможет совместная проектная деятельность педагогов дошкольного учреждения, родителей воспитанников и самих детей.

Актуальность:

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное любознательное, эмоционально отзывчивое.  И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить, почувствовать себя нужным.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности и побуждает педагогов повышать  свой профессионально-творческий уровень, что и сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Цель: развитие способностей детей с ОНР через разработку и ведение совместных проектов, предполагающих взаимодействие и сотрудничество детей, родителей и педагогов ДОУ.

Задачи развитие  детей в проектной деятельности:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
– развитие познавательных способностей;
– развитие творческого воображения;
– развитие творческого мышления;
– развитие коммуникативных навыков.

Гипотеза проекта:

Мы предполагаем, что активное включение детей в совместную проектную деятельность  будет способствовать развитию творческих способностей у детей с ОНР, позволит обеспечить более продуктивную коррекцию имеющихся у них нарушений.

Этапы инновационной деятельности:

  • Диагностический. Анализ научно-методических источников, диагностика детей.
  • Прогностический. Формирование цели, задач, гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов.
  • Организационно-подготовительный. Создание необходимых условий для обеспечения инновационной деятельности.
  • Практический.
  • Аналитический. Обработка полученных данных, соотнесение полученных результатов с поставленными задачами, обобщение опыта, создание копилки методических идей и проектов.

Функции кисти уникальны. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Развитие навыков мелкой моторике важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действия. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста.

Проект «Мои ручки могут все»

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Развивать  тактильную чувствительность рук детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.
  • Подготовить  руку  ребенка к письму.

Вывод: Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

  • регулярно  опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, положительно сказывается на исправлении речи у детей;
  • совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
  • установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
  • подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;
  • при  работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
  • сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
  • повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
  • вовлекать в движение больше пальцев.

Движения должны быть энергичными; начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом – обе); упражнения должны выполнятся, непродолжительно; все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя.  Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ.

Так  как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить её с использованием многообразных игр. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющиёся у него словарный запас.

Проект «Играя – учись»

Цель: развитие познавательной среды у детей с ОНР через  комплексное использование коррекционно-развивающих игр.

Задача:

  • Развивать творческое мышление, воображение, слуховое восприятие, внимание,  речь воспитанников.
  • Формировать коммуникативные навыки дошкольников.

В период дошкольного детства эмоциональное развитие ребенка является условием оптимизации его актуального и перспективного развития. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.
В силу того, что регуляция эмоций становится более сложной и абстрактной, она все более управляется теми моделями поведения, которые демонстрируют взрослые, окружающие ребенка. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Для снижения подверженности ребенка воздействиям окружающей среды он должен усвоить образцы и приемы регуляции эмоций. При этом ребенок при регуляции отрицательной эмоции, будет чувствовать возрастающую уверенность в своих силах.

Проект «Цветные чудеса»

Цель: помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире.

Задачи:

  • Развитие эмоционального комфорта каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе.
  • Формирование положительного  взаимоотношения  между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия; организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности психолог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений.
  • Уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.