Виды химической связи, типы кристаллических решеток, свойства веществ
Организация форм учебного сотрудничества может быть разной, так как на разных этапах обучения, для решения определенных задач может быть востребована самая разная методика: современная или самая простая, главное, чтобы она была к месту и полезной. Те формы обучения, которые были использованы учителем на данном уроке, по моему мнению, помогли использовать все ресурсы, в том числе знания, умения и навыки учеников группыдля достижения поставленных задач. Почему? Потому что присутствовала личная ответственность ученика за познавательную, регулятивную и коммуникативную сферу деятельности, а также присутствовала благоприятная атмосфера в классе.
Цель урока: формировать научное мировоззрение о типах химической связи и их влияния на свойства веществ.
Педагогические задачи урока:
- Познавательные:
- получить фактологические знания по теме и уметь применять теоретические знания в практической деятельности данного и других предметов;
- овладеть навыками научного объяснения физического и химического смысла связей, возникающих в веществах;
- анализировать и находить отличительные особенности среди видов связи для правильного прогнозирования свойств веществ;
- уметь составлять схемы образования связи.
- Воспитательные:
- формирование мировоззрения и творческой мысли через работу в коллективе.
- Развивающие:
- развитие интеллекта и эмоциональной сферы (определение причинно-следственных связей; рассуждения, выводы);
- формирование воли (выполнение задания до логического завершения);
- активизация продуктивного мышления;
- формирование творческого подхода к обучению через работу в группах;
- формирование способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать товарища;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Формы организации урока: организация познавательной деятельности через формирование референтных, разноуровневых групп, с разной степенью подготовки.
Технологии и методы на уроке: личностно-ориентированная, критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технологии. КОО по методике «Взаимообмен знаниями».
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, готовая презентация по типам связи, информационный лист.
Планируемые образовательные результаты: по окончании урока ученик научиться и будет знать:
- Определять и формулировать проблему.
- Проводить анализ, синтез и ставить цель на основе выше изложенных факторов и прогнозировать результат.
- Применять предложенную схему изучения или вносить свои изменения.
- Планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.
- Представлять результаты своей работы и оценивать их.
Будет знать и уметь:
- Понятия типа связи.
- Способы определения типа связи и их отличительные особенности.
- Зависимость свойств веществ от типа связи.
- Характеризовать механизм образования связи.
- Устанавливать типы кристаллических решеток и свойства веществ, в зависимости от типа кристаллических решеток.
- Объяснять партнеру проработанный материал (по мере необходимости).
- Оформлять результат работы и проводить контроль, в том числе с использованием ЦОР.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Время | Формы работы |
Деятельность обучающихся |
УУД |
| 1. Мотивационный Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ |
2-3 мин. | Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой к работе (в спокойной, уверенной манере) | Обсуждение и беседа по процедуре урока | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| 2. Ориентировочный Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. |
10 мин. | Регулирует обсуждение целей и задач, предлагает сформировать группы по референтному признаку и разной подготовки учащихся (с учетом мнения). Актуализирует опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности. | Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует задачи, исходя из того, что им известно по этой теме из программы 8 класса, обсуждают группы и занимают рабочие места. Просматривают план предложенных действий и вносят изменения с учетом предыдущего опыта и собственных знаний. | Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели,
на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Формулирование проблемы и выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия. |
| 3. Исполнительский Реализация плана действий по логической цепочке: теоретический анализ – прогнозирование – вывод |
52 мин. | Наблюдает за умениями самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой. | Осуществляют учебные действия в группах, проводят теоретический анализ по учебникам, составляют прогноз на основе теории и делают вывод. Выполняют практико-ориентированные задания по предложенным схемам или собственной траектории. Просматривают медиасхемы в ЦОР (электронный учебник). Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её, работают с презентацией | Познавательные: анализ, синтез
(составлять целое из частей, в том числе
достраивать с восполнением недостающих
компонентов), установление причинно –
следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование
знаний; Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его. Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и ЦОР, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; |
| 4. Контрольный Проверка правильности поставленной цели и степени достижения цели |
15 мин. | Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости) | Формулируют затруднения и корректируют
знания. Применяют формы само и взаимоконтроля. Оценивают результаты деятельности друг друга. Формулируют выводы исследования по теории и практике. Выполняют тесты в электронном пособии для закрепления |
Регулятивные: контроль в форме
сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном, с целью обнаружения
отклонений от него; коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого
результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию. |
| 5. Рефлексивный Анализ оптимальности путей решения задач |
5 мин. | Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся и доказательства принципов сотрудничества. | Фронтальная беседа между группами по оценке деятельности | Регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. |
| 6. Домашнее задание | 5-7 мин. | Информирует о том, как выполнить домашнее задание, вместе с учениками определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения. | Выбирают домашнее задание из учебника: О.С.Габриелян, А.С.Егоров с учетом возможностей | Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией. |