Виды химической связи, типы кристаллических решеток, свойства веществ

Разделы: Химия


Организация форм учебного сотрудничества может быть разной, так как на разных этапах обучения, для решения определенных задач может быть востребована самая разная методика: современная или самая простая, главное, чтобы она была к месту и полезной. Те формы обучения, которые были использованы учителем на данном уроке, по моему мнению, помогли использовать все ресурсы, в том числе знания, умения и навыки учеников группыдля достижения поставленных задач. Почему? Потому что присутствовала личная ответственность ученика за познавательную, регулятивную и коммуникативную сферу деятельности, а также присутствовала благоприятная атмосфера в классе.

Цель урока: формировать научное мировоззрение о типах химической связи и их влияния на свойства веществ.

Педагогические задачи урока:

  • Познавательные:
    • получить фактологические знания по теме и уметь применять теоретические знания в практической деятельности данного и других предметов;
    • овладеть навыками  научного объяснения физического и химического смысла связей, возникающих в веществах;
    • анализировать и находить отличительные особенности среди видов связи для  правильного прогнозирования  свойств веществ;
    • уметь составлять схемы образования связи.
  • Воспитательные:
    • формирование мировоззрения и творческой мысли через работу в коллективе.
  • Развивающие:
    • развитие интеллекта и эмоциональной сферы (определение причинно-следственных связей; рассуждения, выводы);
    • формирование воли (выполнение задания до логического завершения);
    • активизация продуктивного мышления;
    • формирование творческого подхода к обучению через работу в группах;
    • формирование способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать товарища;
    • формирование устойчивого интереса к предмету.

Формы организации урока: организация познавательной деятельности через формирование референтных, разноуровневых групп, с разной степенью подготовки.

Технологии и методы на уроке: личностно-ориентированная, критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технологии. КОО по методике «Взаимообмен знаниями».

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, готовая презентация по типам связи, информационный лист.

Планируемые образовательные результаты: по окончании урока ученик научиться и будет знать:

  • Определять и формулировать проблему.
  • Проводить анализ, синтез и ставить цель на основе выше изложенных факторов и прогнозировать результат.
  • Применять предложенную схему изучения или вносить свои изменения.
  • Планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.
  • Представлять результаты своей работы и оценивать их.

Будет знать и уметь:

  • Понятия типа связи.
  • Способы определения типа  связи и их отличительные особенности.
  • Зависимость свойств веществ от типа связи.
  • Характеризовать механизм образования связи.
  • Устанавливать типы кристаллических решеток и свойства веществ, в зависимости от типа кристаллических решеток.
  • Объяснять партнеру проработанный материал (по мере необходимости).
  • Оформлять результат работы и проводить контроль, в том числе с использованием ЦОР.

ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Формы работы
(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивационный
Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ
2-3 мин. Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой  к работе (в спокойной, уверенной манере) Обсуждение и беседа по процедуре урока Личностные:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Ориентировочный

Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

10 мин. Регулирует обсуждение целей и задач, предлагает сформировать  группы по референтному признаку и разной подготовки учащихся (с учетом мнения). Актуализирует  опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности. Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует задачи, исходя из того, что им известно по этой теме из программы 8 класса, обсуждают группы и занимают рабочие места. Просматривают план предложенных действий  и вносят изменения с учетом предыдущего опыта и собственных знаний. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулирование проблемы и  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия.
3. Исполнительский

Реализация плана действий по логической цепочке: теоретический анализ – прогнозирование – вывод

52 мин. Наблюдает за умениями самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой. Осуществляют учебные действия в группах, проводят теоретический анализ по учебникам, составляют прогноз на основе теории и делают вывод. Выполняют практико-ориентированные задания по предложенным схемам или собственной траектории. Просматривают медиасхемы в ЦОР (электронный учебник). Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её, работают с презентацией Познавательные: анализ, синтез (составлять целое из частей, в том числе достраивать с восполнением недостающих компонентов), установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование знаний;
 Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его.
Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и ЦОР, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
4. Контрольный

Проверка правильности поставленной цели и степени достижения цели

15 мин. Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости) Формулируют затруднения и корректируют знания. Применяют формы само и взаимоконтроля.
Оценивают результаты деятельности друг друга.
Формулируют выводы исследования по теории и практике. Выполняют тесты в электронном пособии для закрепления
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого.
Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию.
5. Рефлексивный

Анализ оптимальности путей решения задач

5 мин.  Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся  и доказательства принципов сотрудничества. Фронтальная беседа между группами по оценке деятельности Регулятивные: самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
6. Домашнее задание 5-7 мин.  Информирует о том, как  выполнить домашнее задание, вместе с учениками  определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения. Выбирают домашнее задание из учебника: О.С.Габриелян, А.С.Егоров с учетом возможностей Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией.

Приложение 1