Организация форм учебного сотрудничества может быть разной, так как на разных этапах обучения, для решения определенных задач может быть востребована самая разная методика: современная или самая простая, главное, чтобы она была к месту и полезной. Те формы обучения, которые были использованы учителем на данном уроке, по моему мнению, помогли использовать все ресурсы, в том числе знания, умения и навыки учеников группыдля достижения поставленных задач. Почему? Потому что присутствовала личная ответственность ученика за познавательную, регулятивную и коммуникативную сферу деятельности, а также присутствовала благоприятная атмосфера в классе.
Цель урока: формировать научное мировоззрение о типах химической связи и их влияния на свойства веществ.
Педагогические задачи урока:
- Познавательные:
- получить фактологические знания по теме и уметь применять теоретические знания в практической деятельности данного и других предметов;
- овладеть навыками научного объяснения физического и химического смысла связей, возникающих в веществах;
- анализировать и находить отличительные особенности среди видов связи для правильного прогнозирования свойств веществ;
- уметь составлять схемы образования связи.
- Воспитательные:
- формирование мировоззрения и творческой мысли через работу в коллективе.
- Развивающие:
- развитие интеллекта и эмоциональной сферы (определение причинно-следственных связей; рассуждения, выводы);
- формирование воли (выполнение задания до логического завершения);
- активизация продуктивного мышления;
- формирование творческого подхода к обучению через работу в группах;
- формирование способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать товарища;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Формы организации урока: организация познавательной деятельности через формирование референтных, разноуровневых групп, с разной степенью подготовки.
Технологии и методы на уроке: личностно-ориентированная, критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технологии. КОО по методике «Взаимообмен знаниями».
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, готовая презентация по типам связи, информационный лист.
Планируемые образовательные результаты: по окончании урока ученик научиться и будет знать:
- Определять и формулировать проблему.
- Проводить анализ, синтез и ставить цель на основе выше изложенных факторов и прогнозировать результат.
- Применять предложенную схему изучения или вносить свои изменения.
- Планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.
- Представлять результаты своей работы и оценивать их.
Будет знать и уметь:
- Понятия типа связи.
- Способы определения типа связи и их отличительные особенности.
- Зависимость свойств веществ от типа связи.
- Характеризовать механизм образования связи.
- Устанавливать типы кристаллических решеток и свойства веществ, в зависимости от типа кристаллических решеток.
- Объяснять партнеру проработанный материал (по мере необходимости).
- Оформлять результат работы и проводить контроль, в том числе с использованием ЦОР.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Время | Формы работы |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Мотивационный Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ |
2-3 мин. | Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой к работе (в спокойной, уверенной манере) | Обсуждение и беседа по процедуре урока | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Ориентировочный Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. |
10 мин. | Регулирует обсуждение целей и задач, предлагает сформировать группы по референтному признаку и разной подготовки учащихся (с учетом мнения). Актуализирует опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности. | Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует задачи, исходя из того, что им известно по этой теме из программы 8 класса, обсуждают группы и занимают рабочие места. Просматривают план предложенных действий и вносят изменения с учетом предыдущего опыта и собственных знаний. | Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели,
на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Формулирование проблемы и выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия. |
3. Исполнительский Реализация плана действий по логической цепочке: теоретический анализ – прогнозирование – вывод |
52 мин. | Наблюдает за умениями самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой. | Осуществляют учебные действия в группах, проводят теоретический анализ по учебникам, составляют прогноз на основе теории и делают вывод. Выполняют практико-ориентированные задания по предложенным схемам или собственной траектории. Просматривают медиасхемы в ЦОР (электронный учебник). Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её, работают с презентацией | Познавательные: анализ, синтез
(составлять целое из частей, в том числе
достраивать с восполнением недостающих
компонентов), установление причинно –
следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование
знаний; Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его. Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и ЦОР, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; |
4. Контрольный Проверка правильности поставленной цели и степени достижения цели |
15 мин. | Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости) | Формулируют затруднения и корректируют
знания. Применяют формы само и взаимоконтроля. Оценивают результаты деятельности друг друга. Формулируют выводы исследования по теории и практике. Выполняют тесты в электронном пособии для закрепления |
Регулятивные: контроль в форме
сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном, с целью обнаружения
отклонений от него; коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого
результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию. |
5. Рефлексивный Анализ оптимальности путей решения задач |
5 мин. | Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся и доказательства принципов сотрудничества. | Фронтальная беседа между группами по оценке деятельности | Регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. |
6. Домашнее задание | 5-7 мин. | Информирует о том, как выполнить домашнее задание, вместе с учениками определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения. | Выбирают домашнее задание из учебника: О.С.Габриелян, А.С.Егоров с учетом возможностей | Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией. |